Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009): краткая биография

См в Википедии Михалков, Сергей Владимирович

Источник - Википедия

Михалков, Сергей Владимирович (28 февраля [13 марта] 1913, Москва, Российская империя — 27 августа 2009, Москва, Российская Федерация) — советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент, автор текстов гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1970), трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1942, 1950) и Государственной премии СССР (1978), академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Депутат Верховного Совета СССР 8—11 созывов (1970—1989). Член ВКП(б) с 1950 года.

С. В. Михалков родился 28 февраля (13 марта) 1913 год в Москве. Сын коллежского асессора Владимира Александровича Михалкова и Ольги Михайловны Михалковой (урождённой Глебовой). Принадлежит к старинному дворянскому роду Михалковых, усадьба которых частично сохранилась в городе Рыбинске. По отцовской линии Сергей Владимирович внук гвардии ротмистра, помещика Московской, Костромской, Ярославской губерний Александра Владимировича Михалкова и Анны (Алисы) Логиновны Миллер, по материнской — почетного мирового судьи, предводителя дворянства Веневского уезда Михаила Петровича Глебова и Елизаветы Васильевны Безобразовой. Прямой потомок князей Голицыных, Ухтомских и других известных дворянских родов.
Способности к поэзии у Сергея появились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них. В 1927 году семья переехала в город Пятигорск Ставропольского края. В эти годы Сергей начал печататься. В 1928 году в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону) было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». После окончания школы Сергей Михалков возвратился в Москву и работал на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В это же время в 1933 году он стал внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», членом Московского группкома писателей. Публиковался в журналах «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Вышел первый сборник его стихов.
В 1935 году вышло первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы, — «Дядя Стёпа». В 1936 году произошло событие, изменившее всю жизнь писателя. Он опубликовал в газете «Правда» стихотворение «Светлана», которое понравилось Сталину. Сергей Михалков стал членом Союза писателей СССР в 1937 году. В 1935—1937 годах учился в Литературном институте. Были опубликованы сборники его стихов и басни. Многие персонажи стихов Михалкова стали нарицательными («Про Мимозу», «Фома» и др.). Малоизвестный доселе московский писатель стал «выдвиженцем», быстро взлетел на верх литературной иерархии СССР. В 1939 году Михалков получил первый орден Ленина.
   Во время Великой Отечественной войны Михалков — корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Работает над сценариями к фильмам и мультфильмам. Создает классические басни «Лиса и бобер», «Непьющий воробей», «Заяц во хмелю», «Слон-живописец» и мн. др.
   После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров «Веселое сновидение или Смех и слезы» (1945), «Я хочу домой» (1948), сценарии для мультфильмов. В 1947 г. совершил путешествие вокруг Европы на военном корабле «Лена», о чём написана в соавторстве с Л.Кассилем книга «Европа слева». По его сценариям сняты такие известные фильмы, как «Большое космическое путешествие» (по пьесе «Первая тройка, или Год 2001»), «Три плюс два» (по пьесе «Дикари») (1963), «Новые похождения Кота в Сапогах» и другие. С 1956 года — редактор журнала «Веселые картинки». В 1962 году Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль». Впоследствии активно работает над созданием киножурнала и пишет сценарии для отдельных эпизодов.
С 1960-х годов Сергей Владимирович — общественный деятель в области литературы. Секретарь правления Союза писателей СССР, 1-й секретарь правления Московской организации СП РСФСР (1965—1970); председатель правления СП РСФСР (с 1970). Был депутатом Совета Национальностей ВС СССР 8—11-го созывов (1970—1989) от Чечено-Ингушской АССР (11-й созыв).
Член Комиссии по Сталинским премиям в области литературы и искусства при СМ СССР (Постановление Совмина СССР № 5513 от 4 декабря 1949 года). Постановлением СМ СССР № 605 от 2 августа 1976 года введён в состав Комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР.
После распада СССР Михалков остаётся у руля писательской организации. В 1992—1999 годах — сопредседатель исполкома Сообщества писательских союзов. В 2005 году писатель занимает пост председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов.
К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова составил, по разным оценкам, около 300 млн экземпляров.
13 марта 2008 года, в день 95-летия писателя, Владимир Путин подписал указ о награждении Михалкова орденом Святого апостола Андрея Первозванного — с формулировкой за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность.
Скончался Сергей Михалков 27 августа 2009 года в НИИ им. Бурденко на 97-м году жизни от отёка лёгких. По словам его внука Егора Кончаловского, «он умер от старости, просто заснул». По словам жены Михалкова Юлии Субботиной, Михалков знал, что умирает. Он находился в полном сознании. Его последними словами были: «Ну хватит мне. До свидания». И закрыл глаза.
Прощание с умершим проходило 28 августа 2009 года в Храме Христа Спасителя. 29 августа после отпевания, которое провёл епископ Зарайский Меркурий, краткую литию совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Похороны состоялись в тот же день в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
Семья
Мать Ольга Михайловна Михалкова (в девичестве Глебова; 1883—1943).
Отец Владимир Александрович Михалков (1886—1932) был потомком дворянского рода. Сергея Михалкова назвали в честь прадеда.
У Сергея Михалкова было два брата — Михаил (1922—2006) и Александр (1917—2001). Михаил Михалков работал в системе НКВД, впоследствии также стал писателем, печатался под псевдонимами Михаил Андронов и Михаил Луговых. Средний брат, Александр, был инженером и краеведом-любителем, издал книгу очерков о московском купечестве. 
   В 1936 году Сергей Михалков женился на Н. П. Кончаловской, дочери художника П. П. Кончаловского, внучке художника В. И. Сурикова. Они прожили в браке 53 года. В 1997 году, через 9 лет после смерти первой жены, Михалков женился на Юлии Субботиной (род. 1961) — физике по профессии, дочери академика РАН В. И. Субботина.
От первого брака у С. В. Михалкова двое сыновей — Андрей и Никита (оба кинорежиссёры) — и приёмная дочь Екатерина (вдова писателя Юлиана Семёнова).

В 1943 году правительство СССР принимает решение о смене старого гимна «Интернационал». Основой музыки послужил «Гимн партии большевиков» А. В. Александрова. К созданию текста нового гимна были привлечены многие известные поэты. По итогам конкурса лучшим был признан текст, созданный в соавторстве журналистом и поэтом Габриэля Эль-Регистана (Габриэль Аршалуйсович Уреклянц) и поэтом Сергеем Михалковым. Первое исполнение Государственного гимна СССР по Всесоюзному радио состоялось в новогоднюю ночь 1 января 1944 года. После смерти И. В. Сталина и в особенности после XX съезда КПСС в 1955—1977 годах гимн исполнялся без слов, так как содержал в тексте имя Сталина.
27 мая 1977 года, в преддверии принятия новой Конституции СССР, Президиум Верховного Совета СССР утвердил подготовленную Сергеем Михалковым вторую редакцию текста Государственного Гимна СССР, в которой отсутствует упоминание имени Сталина и сделан акцент на коммунистическом строительстве.
В 2000 году началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Проект закона «О государственном гимне РФ» был в целом принят Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря 2000 года новый гимн на старую мелодию Александрова стал государственным символом Российской Федерации, новые законы о госсимволике были приняты обеими палатами российского парламента и подписаны президентом. При их обсуждении в Госдуме предложение принять в качестве российского гимна музыку гимна СССР вызвало резкую неприязнь некоторых отдельных депутатов, но решение было принято большинством.
30 декабря 2000 года президент В. В. Путин утвердил текст Государственного гимна России на стихи Сергея Михалкова. Классик сообщил в интервью, что искренне хотел сочинить «гимн православной страны», он человек верующий и «всегда был верующим». «То, что я сейчас написал, — это близко моему сердцу», — заявлял Михалков.
Сергей Михалков успешно работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, сценарии фильмов и мультфильмов. Поэт стал признанным классиком детской поэзии. Такие его произведения, как «Дядя Стёпа», «Праздник непослушания», «А что у вас?», неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве, отмечали самобытность таланта, влияние классической русской драматургии. Появилось даже такое понятие, как «Михалковский театр».
    Та часть критиков, которые невысоко оценивали вклад Михалкова в мировую литературу, говорили о вторичности, стремлении угождать сиюминутным интересам властей. Так, например, эти критики считали, что многие из его произведений представляют собой в сущности адаптацию классики к требованиям социалистического реализма. Например, пьеса «Балалайкин и компания» (по мотивам произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина), пьеса «Том Кенти» (по мотивам «Принца и нищего» М. Твена). Не оспаривая общепринятое мнение, что Сергей Михалков признанный сатирик, они тем не менее пытались утверждать, что его произведениям в этом направлении не хватало настоящей остроты и обличения.
    Выходец из дворянской семьи, вступивший в партию в 1951 году, Михалков сделал удивительную карьеру на писательском поприще, но постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравилась его лояльность любой власти, конъюнктурный подход и публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.
Чистый лист бумаги снова
На столе передо мной,
Я пишу на нём три слова:
Слава партии родной
Стихотворение-быль «День Родины» 
«Коммунизм»! Нам это слово
Светит ярче маяка.
«Будь готов!» — «Всегда готовы!»
С нами ленинский ЦК!
Стихотворение-быль «Будь готов!» (1961)

В автобиографической книге «Я был советским писателем» (1995) Михалков писал о 1991 годе :

«…Рухнул „Союз нерушимый“, похоронив под своими обломками, казалось бы, незыблемые структуры партийно-государственного аппарата с его равнодушной к судьбе человека правоохранительной и карательной системой, прогнившей экономикой, „развитым социализмом“ и призрачными коммунистическими идеалами…».

Писатель В. Ф. Тендряков в 1974 году так рассказывал об одном из банкетов в Кремлевском дворце :

Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы, разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость, оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе. […] То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный «дядя Стёпа», никогда не упускающий случая напомнить о себе.

В постсоветское время неоднократно высказывалось мнение, что Михалков приспособленец, который поставил свой талант на службу личному обогащению. Критик Станислав Рассадин писал о нём, что Михалков ещё с 1930-х годов «исхалтурился» и «использовал свою божественную искорку, чтобы разжечь огонь под своей государственной пайкой».
Владимир Радзишевский отзывался о Михалкове, как о «лукавом царедворце».
Деятельность Михалкова при сочинении текста гимна СССР и России также вызвала отрицательные отзывы. Ими подвергалась критике политика следования запросам власти при последовательно трёх разных редакциях гимна. Владимир Войнович писал, что «расторопный Сергей Михалков без творческих мук и нравственных усилий по заданию Политбюро ЦК КПСС легко приспособил старое сочинение к новым условиям».
Участвовал в травле А. А. Ахматовой, последовавшей вслед за публикацией её стихотворений в журнале «Знамя» в 1946 году (см. «Литературная газета», 7 сентября 1946 года).
Когда началась кампания против романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», Михалков откликнулся басней про «некий злак, который звался Пастернак».
В период, когда в СССР начались гонения литературных диссидентов (А. Д. Синявский, А. И. Солженицын, Б. Л. Пастернак), Михалков принял участие в этом процессе, осудив и заклеймив идеологических противников. В ответ на присуждение Солженицыну Нобелевской премии (1970) Михалков заявил, что считает эту инициативу не чем иным, как очередной политической провокацией, направленной против советской литературы и ничего общего не имеющей с подлинной заботой о развитии литературы.
Советский диссидент В. К. Буковский, сын писателя и журналиста К. И. Буковского, отзывался о Сергее Михалкове, как о ярком примере безграничного цинизма и лицемерия:

К примеру, когда моего отца склоняли из-за меня на партсобраниях Союза писателей, больше всех витийствовал Михалков, типа «в рядах партии не место таким, как Константин Буковский, воспитавший врага народа!». После собрания он, однако, подбегал к отцу и спрашивал: «Ну что, как там твой?» Или потом, когда Союз развалился, он — член ЦК КПСС — одним из первых заговорил о своём «дворянстве». Впрочем, и личные претензии у меня к Михалкову имеются. В шесть лет мне была непонятна строчка гимна «И Ленин великий нам путь озарил», вернее, кто, собственно, великий — путь или Ленин? И каждый, к кому я обращался с таким вопросом, давал мне подзатыльник.

Михалков искренне считал свою позицию правильной и никогда не раскаивался в своих поступках. Так, например, он был убеждён, что кампания осуждения диссидентов в 1960-х — 1970-х была оправдана тем, что они нарушали советские законы того времени, публикуя свои произведения на русском языке за границей СССР, то есть в неподконтрольной советским писательским и партийным организациям прессе. В 2000 году в интервью заявлял, что считает пьесу Солженицына «Пир победителей» клеветой на Советскую Армию, а за «Архипелаг ГУЛАГ» поставил вопрос о присуждении ему Государственной премии. В то же время считал, что на руководителях СССР лежала большая ответственность, а Сталина назвал выдающейся личностью.
Коллеги по писательскому цеху за глаза прозвали Михалкова «Гимнюк» и «Дядя Стёпа». Михалков и его семья стали объектом острых эпиграмм и анекдотов.
В 1973 году Михалков подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.
Злую роль сыграл Сергей Михалков и в судьбе петербургского детского писателя Олега Григорьева. В 1981 г. он подверг жесткой критике его сборник стихов «Витамин роста». Это воспрепятствовало Григорьеву вступить в Союз писателей и получить защиту от властей, преследовавших его, как и Бродского, за «тунеядство». «Вот потому он (Олег Григорьев) панически боялся и ненавидел Сергея Михалкова… Михалков для него символизировал сразу все власти, и партийную, и литературную, и (через „Дядю Стёпу“) милицейскую. Его одного он и винил, пожалуй, во всех своих бедах» (Литературная Россия. № 29. 22.07.2005).
Михалков одним из первых открыто поддержал ГКЧП и «августовский путч» 1991 года — попытку насильственного отстранения М. С. Горбачёва с поста Президента СССР.

Сценарии к фильмам
1941 — Фронтовые подруги
1942 — Бой под Соколом
1942 — Боевой киносборник № 12
1948 — Красный галстук — по одноимённой пьесе
1949 — У них есть Родина — по пьесе «Я хочу домой»
1958 — Шофёр поневоле
1958 — Новые похождения Кота в сапогах
1959 — Сомбреро — по одноимённой пьесе
1960 — Леон Гаррос ищет друга
1963 — Три плюс два — по пьесе «Дикари»
1972 — Комитет девятнадцати
1972 — Вид на жительство
1974 — Дорогой мальчик — по одноимённой пьесе
1974 — Большое космическое путешествие — по пьесе «Первая тройка, или Год 2001»
1975 — Меняю собаку на паровоз — по пьесе «Чужая роль»
1979 — Пена — по одноимённой пьесе

Сценарии к мультфильмам

Избранная фильмография (всего более 40 фильмов)
1936 — В Африке жарко
1937 — Здесь не кусаются
1939 — Дядя Стёпа (совместно с Н. Адуевым)
1948 — Охотничье ружьё
1949 — Кукушка и скворец
1949 — Полкан и Шавка
1954 — На Лесной эстраде
1955 — Трубка и медведь
1960 — Тринадцатый рейс
1961 — Козлёнок
1961 — Семейная хроника
1963 — Миллионер
1964 — Дядя Стёпа — милиционер
1965 — Портрет
1966 — Иван Иваныч заболел
1967 — Сказки для больших и маленьких
1968 — Хочу бодаться!
1972 — Мама
1972 — Осторожные козлы
1972 — Пьяные вишни
1974 — Шёл трамвай десятый номер
1974 — Сами виноваты
1975 — Басни Михалкова
1976 — Зайка-зазнайка
1977 — Праздник непослушания (мультфильм)
1980 — Жадный богач
1980 — Как старик корову продавал

Стихотворения
Мать и дочь
Мой секрет
А что у вас
Как бы жили мы без книг…
Калеки в библиотеке
Тридцать шесть и пять
Мяч
Школьные товарищи
Моя неделя
Мы тоже можем ТАК
Бараны
Толстый Жук
Трезор
Про мимозу
Сашина каша
Чудесные таблетки
Сила воли
Прививка
Мир
Под Новый год
Чистописание
Лифт и Карандаш
Прогулка
Часы
Про сома
Лесная академия
Непоседа
Мой щенок
Хорошие приятели
Если
Рисунок
Песенка друзей
Котята
Так
Про девочку, которая плохо кушала
Одна рифма
От кареты до ракеты
Драматургия
Том Кенти (1938) Комедия по мотивам М.Твена
Особое задание (1946)
Весёлое сновидение (1946)
Красный галстук (1947)
Я хочу домой (1949)
Илья Головин (1949) Пьеса
Зайка-зазнайка (1953)
Раки (1953) Сатирическая комедия
Чужая роль (1954)
В одном купе (1954) Сатирическое представление
Как медведь трубку нашел (1954)
Охотник (1955)
Памятник себе… (1959) Сатирическая комедия
Сомбреро (1957)
Дикари (1958)
Эцитоны бурчелли (1961)
Осторожно, листопад! (1961)
Забытый блиндаж (1963)
Трусохвостик (1966) Пьеса для малышей
Первая тройка или Год 2001-й. (1970)
Балалайкин и К° (1972) Пьеса
Пощёчина (1973) Пьеса
Пена (1975) Комедия нравов
Пассаж в пассаже (1977) Пьеса (по мотивам рассказа Ф. М. Достоевского«Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже»)
Всё могут короли (1982) Сатирическая комедия
Что написано пером (1984) Сатирическая комедия

Сборники стихов
А что у вас
Дядя Стёпа
Мы с приятелем
Будь человеком
Разговор с сыном
Слова и буквы
Хижина дяди Тома
Школа
Я тоже был маленьким
Басни
Всего написано около 200 басен
Две подруги
Зеркало
Любитель книг
Пропавшее кольцо.
Сплетня.
Портной на лаврах.
Слон-живописец.
«Москвич» и «Волга».
Заяц во хмелю
Лиса и бобёр
Чужая беда
Заяц и черепаха
Соловей и ворона
Муха и пчела
Лев и муха
Завидное упорство

Фильмография
1963 — «Большой фитиль», Сергей Михалков — начальник станции и машинист поезда сатирического направления (в начальных кадрах фильма).

Награды
Государственные награды и премии России и СССР
Герой Социалистического Труда (1973)
орден Святого апостола Андрея Первозванного (13 марта 2008 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность
орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (13 марта 2003) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры
орден Почёта (13 марта 1998) — за большой личный вклад в развитие отечественной многонациональной культуры
орден Дружбы народов (20 февраля 1993 года) — за большой личный вклад в развитие литературы и искусства, укрепление межнациональных культурных связей и плодотворную общественную деятельность
четыре ордена Ленина (1939, 1963, 1973, 1983)
орден Октябрьской Революции (1971)
орден Красного Знамени (28 февраля 1945 года) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм
орден Отечественной войны I степени (1985)
два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1988)
орден Красной Звезды (7 марта 1943 года) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм
Ленинская премия (1970) — за поэтические произведения последних лет для детей младшего школьного возраста
Государственная премия СССР (1978) — за Всесоюзный сатирический киножурнал «Фитиль». (Последние выпуски)
Сталинская премия второй степени (1941) — за стихи для детей
Сталинская премия второй степени (1942) — за сценарий фильма «Фронтовые подруги» (1941)
Сталинская премия второй степени (1950) — за пьесы «Илья Головин» и «Я хочу домой»
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1977) — за пьесу «Пена», инсценированную в Московском театре сатиры
Конфессиональные награды
орден благоверного царевича Димитрия «За дела милосердия» (РПЦ, 1998)
орден преподобного Сергия Радонежского II степени (РПЦ, 1993)
Иностранные ордена
орден «Кирилл и Мефодий» I степени (БНР, 1973)
орден Народной Республики Болгария (БНР)
Детский международный «Орден Улыбки» (ПНР, 1978)
орден «Звезда дружбы народов» 2 степени (ГДР, 1983)
орден Дружбы (ЧССР, 1988)
Медали
Серебряная медаль Всемирного Совета мира (1959)
медаль «Борцу за мир» (1969)
«Золотая медаль с лентой» (ЧССР, 1978)
медаль Чехословацко-советской дружбы (ЧССР, 1983)
медаль К. Д. Ушинского (1963)
медаль Н. К. Крупской (1969)
медаль имени А. П. Гайдара (1973)
медаль имени Алисы Веддинг (ГДР, 1973)
медаль имени Януша Корчака (Польша, 1979)
золотая медаль имени Александра Фадеева (1982)
золотая медаль имени Льва Толстого (1987)
знак «За заслуги перед польской культурой» (1974)
Дипломы
Почётный гражданин Гори (Грузия, 1959)
Почётный гражданин Пятигорска (1966)
Почётный гражданин города Георгиевска (Ставропольский край)
Почётный гражданин Габрово (Болгария, 1979)
Почётный диплом международного жюри премии имени Г.-Х. Андерсена (1972)
Почётный диплом университета Падуи (Италия, 1980)
Почётный диплом института искусств Пармы (Италия, 1982)
Почётный член международного совета по детской литературе (1982)
Иностранные премии
Премия «Хитрый Пётр» (Болгария, 1979)
Премия социалистических стран им. М. Горького (Венгрия, 1985)
Премия города Никозия (Сицилия, 1986)
Медаль Сергея Михалкова
Российский фонд культуры в 2010 году учредил памятную Золотую медаль Сергея Михалкова. На золотой медали, созданной Георгием Франгуляном, изображён профиль писателя. Медаль вручается деятелям искусства «за гуманистический вклад в воспитание молодого поколения». Первое награждение состоялось в 2010 году, второе — в 2013, церемония была приурочена к столетию со дня рождения Сергея Михалкова. В дальнейшем медаль предполагается вручать каждые два года.
Лауреаты Золотой медали Сергея Михалкова:
2010 год — Георгий Данелия, Людмила Максакова, Виктор Чижиков;
2013 год — Юрий Башмет, Светлана Врагова, Андрей Дементьев, Зураб Церетели.
Интересные факты
Сергей Михалков — автор эпитафии на могиле Неизвестного солдата у кремлевской стены: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». В версии Михалкова эпитафия выглядела следующим образом: «Имя его неизвестно, подвиг его бессмертен». Замена местоимений была сделана по предложению Михаила Луконина.

Родлсловная

Александр Владимирович Михалков (13 мая 1856—1915)
Первая супруга — Анна (Алиса) Логиновна Миллер (28 октября 1861 — 25 декабря 1886), дочь потомственного почетного гражданина Логина Логиновича Миллера (1824—1888) и Матильды Карловны Фелейзен (1828—1899).
Дети:
Мария Александровна (август 1883 — февраль 1966).
Первый супруг — Владимир Григорьевич Кристи (1882—1946) (сын Московского губернатора Г. И. Кристи (1856—1911) и Марии Николаевны Трубецкой (12 февраля 1864 — 29 марта 1926, внучки П. И. Трубецкого и Эмилии Петровны Витгенштейн. Дети: дочь и три сына (в том числе Сергей (? — 1984) и Григорий (1908) . В 1911 году В. Г. Кристи, ревнуя свою жену к своему дяде (брату матери) князю Петру Николаевичу Трубецкому, убил последнего выстрелом из револьвера. Вскоре Мария Александровна Михалкова развелась с В. Г. Кристи и вышла замуж за его двоюродного брата Петра Владимировича Глебова.
Второй супруг — Пётр Владимирович Глебов (25 января 1879 — 16 декабря 1922), предводитель Каширского дворянства сын Владимира Петровича Глебова (7 августа 1848,Тула — 1926) и княжны Софии Николаевны Трубецкой (4 ноября 1854, Ахтырка, Дмитровский уезд, Московская губерния — 7 сентября 1936, Париж), внучки П. И. Трубецкого и Эмилии Петровны Витгенштейн. Сыновья — Фёдор Петрович (5 января 1913 — 28 ноября 1980) и Пётр Петрович (14 апреля 1915 — 17 апреля 2000) — Народный артист СССР.
Усадьба Глебовых находится на Молчановке, построена после пожара 1812 действительным статским советником П. И. Глебовым, знакомым семьи Пушкиных, крестным отцом их третьего сына Льва, родившегося 9 апреля 1805 года и на Большой Никитской (см. Геликон-Опера).
Владимир Александрович (1886— 24 декабря 1932, Георгиевск). Супруга — Ольга Михайловна Глебова (1883—1943), дочь Михаила Александровича Глебова, сына Александра Петровича Глебова и Елизаветы Васильевны, урождённой Безобразовой. Сыновья Сергей (1913—2009), Александр (1917—2001), Михаил (1922—2006).
Вторая супруга — Варвара Ивановна Унковская (7 декабря 1867—1894), дочь И. С. Унковского и Анны Николаевны, урождённой Коровкиной.
Дочь
Ольга Александровна Михалкова (9 июля 1894 — 5 декабря 1972, Франция). Супруг — Владимир Владимирович Глебов (25 января 1885 — 30 октября 1943), родной брат Петра Владимировича Глебова, сына В. П. Глебова и Софии Николаевны Трубецкой (внучки П. И. Трубецкого и Эмилии Петровны Витгенштейн). Дочь — Татьяна (1915—1982).

Однако, согласно другим данным,
Варваре сделал предложение офицер Конной гвардии Александр Владимирович Михалков — вдовец с двумя малолетними детьми: Марией и Владимиром. Спустя год у них родилась девочка — Ольга. Вскоре Варвара тяжело заболела (какой болезнью — врачи не определили) и через три года после свадьбы скончалась. Вскоре умер муж. На плечи бабушки легли заботы о сиротах.
Родовод утверждает, что и Мария, и Владимир, и Ольга Александровичи дети Варвары Ивановны Унковской. Даты жизни и Варвары Ивановны, и Александра Владимировича согласно Родоводу также не совпадают.

  Из Познера

Писатель средненький, но выдающийся оппортунист, человек, презираемый всеми мне знакомыми представителями советской интеллигенции, человек, щедро награжденный властью за полное отсутствие каких бы то ни было принципов - кроме принципиального прислуживания власти предержащим. Он имел в брежневские годы значительное влияние и "выход" на кого угодно, и нет сомнений, что он прикрыл Андрона. Хотя я не удивился бы, узнав, что он при этом больше исходил из соображений собственной безопасности, нежели из нежных отцовских чувств, - ведь если бы в историю влип его сын, его призвали бы к ответу.

Я хорошо помню рассказ Маршака о том, что где-то в 1935 году к нему пришел мало кому известный Михалков с детским стихотворением, в котором все издевались над несуразно высоким дядей Степой. Маршак - с его слов - переписал стихотворение и вернул его Михалкову в том виде, в каком его все знают. Правда? Теперь не разобраться. Может, Маршак как детский писатель завидовал Михалкову? Тоже вероятно. Факт, что Маршак не любил Михалкова, называл его "севрюжьей мордой" и "гимнюком". Последнее связано с тем, что Михалков являлся соавтором слов Гимна Советского Союза , в котором фигурировало имя Сталина. После разоблачения Хрущевым культа личности И.В. Сталина Михалков быстренько переписал слова гимна - уже без упоминания имени "вождя". Когда же исчез СССР и потребовался совершенно новый гимн, но на старую музыку, Михалков вновь исполнил заказ. Он был щедро награжден властью: Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, трех Сталинских премий, кавалер ордена Андрея Первозванного. И автор таких тошнотворных стишков, как:

Чистый лист бумаги снова

На столе передо мной,

Я пишу на нем три слова:

"Слава партии родной".

Или:

"Коммунизм"! Нам это слово

Светит ярче маяка.

"Будь готов!" - "Всегда готовы!"

С нами ленинский ЦК! 

К этому портрету следует добавить, что С.В. Михалков принимал активное участие в кампании против "безродных космополитов" (читай - евреев), клеймил Пастернака , Солженицына и Сахарова .

В общем, замечательный был человек. Позиция Климова точно определяет своего рода Рубикон, разделявший представителей интеллигенции в Советском Союзе - были те, которые по собственной доброй воле покидали страну, и те, которые оставались. Нет сомнений, что оставшиеся смотрят на уехавших с некоторым чувством превосходства и брезгливости. Что и говорить, эмигрировавшие выбрали легкий путь. Они не захотели отстаивать истину в своей стране, они отказались от борьбы и ее последствий, они, попросту говоря, бежали. Более того, осознанно или не отдавая себе в этом отчета (это значения не имеет), они позволили себя использовать силам, которым на самом деле совершенно наплевать как на судьбы России, так и на то, что может произойти с ее народом. Бежавших и так называемых "невозвращенцев" повсеместно демонстрировали в качестве живых доказательств того, что Советский Союз - "империя зла", эти люди становились пешками в политической игре, принесшей гораздо больше вреда их стране, нежели блага.

Ссылки:

  • Синявский Андрей Донатович (псевдоним Абрам Терц)
  • Лиля Лунгина: неправильно сказать, что был только негатив, Коктебель
  • МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
  • Приложение 9 (Войнович В.Н.- С. Залыгину)
  • Снова здорово [Войнович В.Н. - в "Гранях" напечатан Чонкин, 1969]
  • Слава богу, у нас есть КГБ [Войнович В.Н.: Встреча писателей со Смирновым]
  • Войнович не еврей [Войнович В.Н. в армии в Польше]
  • В.П. Некрасов и Н.А. Ульянов в эмиграции
  • Познер В.В. - сложное отношение к эмиграции
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»