Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ИСАЕВ Алексей Михайлович 1908-1971

Родился 24 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. После окончания в 1931 году Московского горного института работал на строительстве Магнитогорского металлургического комбината , комбината "Запорожсталь" , Нижнетагильского металлургического завода . С 1934 по 1944 год его деятельность была связана с Конструкторским бюро В.Ф.Болховитинова .

С 1934 года работал в КБ В.Ф.Болховитинова на авиазаводе * 22 в Филях, с 1937 года - на авиазаводе * 124 в Казани , с 1938 года - на авиазаводе * 84 в Химках , с 1940 года - на авиазаводе * 293 в Химках .

В октябре 1941 года вместе с КБ В.Ф.Болховитинова эвакуирован в пос. Билимбай Свердловской области . 4 февраля 1943 года назначен заместителем технического руководителя КБ-Д в составе КБ В.Ф.Болховитинова. В мае 1943 года вернулся на завод * 293 и назначен начальником отдела двигателей.

В 1945 году А.М.Исаев находился в командировке в Германии . После командировки возвратился в Химки и приступил к работе над стартовыми самолетными ускорителями. В октябре 1946 года А.М.Исаев был переведен в НИИ-1 МАП , где приступил к разработке двигателей зенитных управляемых ракет .

30 августа 1947 года назначен главным конструктором реактивных двигателей. В 1948 году отдел А.М.Исаева переводится в НИИ-88 MB , в составе которого позже образовано ОКБ-2 . Ведется разработка двигателей для зенитных, баллистических, крылатых ракет, космических ракет- носителей и аппаратов. В 1958 году Исаев начинает разработку двигателя для баллистической ракеты подводных лодок. Морская тематика становится главным направлением работы КБ. Впоследствии под руководством А.М.Исаева были созданы ЖРД для всех отечественных жидкостных БРПЛ .

С 1959 года - главный конструктор ОКБ-2 ГКОТ, с 1967 года - главный конструктор КБ химического машиностроения Минобщемаша. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий А.М.Исаев скончался 25 июня 1971 года.

До поступления в КБ Болховитинова Исаев никакого отношения к авиации не имел. Перепробовав профессии горного инженера на угольных шахтах, строителя Магнитогорска и Запорожстали , он решил, что его будущее - только в авиационной технике. Заявление о приеме на завод он подал на имя директора - О.А. Миткевич. Знаменитый в будущем главный конструктор ракетных двигателей был ею направлен для переговоров в КБ Болховитинова.

Болховитинов в него поверил и под контролем Шишмарева поручил разработку шасси для ДБ-А .

На одном из подлетов на заводе 22 у ДБ-А подломилось шасси. Это было ЧП, по поводу которого мы впервые услышали от Исаева:

"Мне надо пустить пулю в лоб!" В зависимости от обстановки восклицание "Пуля в лоб!" для Исаева было выражением крайнего разочарования, восторга, возмущения и гнева. Все определялось тональностью.

В 1940 году мы с ним вместе отдыхали в Коктебеле. Играя в крокет, Исаев в ожесточенном споре с противником грозил пустить ему "пулю в лоб". В ноябре 1941 года, замерзая на платформе эшелона, который вез нас из Москвы на Урал, Исаев давал очереди из авиационного пулемета в черное небо, мечтая всадить "пулю в лоб" "мессершмиттам". Когда 15 мая 1942 года после первого полета Бахчиванджи на самолете БИ при посадке подломилась стойка шасси, он восклицал: "Пуля в лоб! Совсем как у "Аннушки" лет пять назад". Даже став вторым после Глушко главным конструктором ракетных двигателей, он продолжал "пускать пули в лоб" по поводу каждой серьезной ошибки в десятках систем жидкостных ракетных двигателей, созданных в его знаменитом КБ.

После возвращения из Германии в семейной жизни Исаева был трагический период. Татьяна начала пить. Лечение не помогало. Через несколько лет страсть к алкоголю закончилась летальным исходом. Исаев выдержал - товарищи и работа его спасли. Но это было уже после 1947 года. Алексей Исаев был главным конструктором двигателей ЗУРов , новых противоракет, наших баллистических ракет малой дальности Р-11 и стратегических баллистических ракет подводных лодок.

В 1962 году мы с ним встретились в очередной раз, отмечая 20-летие первого полета Бахчиванджи на БИ-1 .

- Ты помнишь, - сказал он, - как мы с Сашей Березняком уговаривали тебя еще в 41-м году разработать систему поиска и наведения нашего фанерного БИ на немецкие бомбардировщики. Какие же мы все были наивные лопухи! Тогда система наведения нам представлялась ерундовой задачей - главной был двигатель. Теперь, когда собираются совещания по этой новой системе "А", меня даже не вспоминают. Мой двигатель да и сама грушинская ракета - это, оказывается, малая деталь. Весь гвоздь в огромной системе наведения. Исаев очень эмоционально, со свойственным ему артистическим чувством юмора рассказывал об участии в различных совещаниях и научных советах по проблеме ПРО:

- Всегда страсти кипят вокруг системы наведения, управления -одним словом, всей этой вечной задачи перехвата. Иногда мне кажется, что сама антиракета им только мешает. Главное - это загоризонтная радиолокация, вычисление траектории ракеты противника, пролонгация траектории своей ракеты. Видел бы ты, какое строительство задумали у Сарышагана!

Интуиция и инженерный здравый смысл, мужество, заменяющие математические теории, признание ошибок и неутомимость в проведении сотен испытаний, которые должны были заменить расчеты, являлись обязательными для двигателистов в значительно большей мере, чем для инженеров других специальностей. Этими качествами, как даром божьим, был наделен Алексей Исаев. Он перепробовал много профессий и специальностей, пока не влюбился в ЖРД , и это осталось его увлечением до конца дней. Я познакомился с ним в КБ Болховитинова еще задолго до войны. Вместе работали над самолетом ДБ-А , вместе участвовали в подготовке перелета Леваневского в США , отдыхали в Коктебеле . Здесь, в прогулках по каменистым пляжам и скалистому побережью Кара-Дага, Исаев рассказывал мне и моей жене Кате Голубкиной детективную историю его попытки побега из Коктебеля на Гавайские острова вместе с другом юности будущим писателем Юрием Крымовым . В 1941 году при наступлении немцев на Москву мы вместе работали на заводе * 293 . Исаев и Березняк в это время, не уходя с завода, разрабатывали свою идею ракетного перехватчика, получившего впоследствии наименование БИ-1 .

В один из октябрьских дней Алексей под честное слово - молчать и не выдавать его тайну - завел меня в одну из подвальных комнат нашего завода и показал целый арсенал авиационного оружия. Тут были скорострельные авиационные пулеметы "Шкасы", 20-миллиметровые пушки "Шваки", с десяток пороховых ракетных снарядов и много кассет с боеприпасами.

- Вот, Борис, я не собираюсь сматываться куда-то на восток в эвакуацию. Давай отправим туда свои семьи, а сами создадим партизанский отряд. Вот оружие, которое мы должны сберечь. Ты должен помочь мне набрать в отряд верных людей. Мы потратили какое-то время на разработку операции по защите моста через Москва-реку, через который немцы могли ворваться в Москву, наступая по Ленинградскому шоссе. Но наша авантюра была быстро разоблачена, как только мы попытались начать вербовку добровольцев в партизаны. Все оружие было изъято и под руководством настоящих специалистов по вооружению (в числе которых был и молодой инженер Василий Мишин - будущий первый заместитель Королева, будущий главный конструктор и академик) установлено на открытых железнодорожных платформах. Эти платформы были включены в состав эшелона, в котором мы эвакуировались в последних числах октября 1941 года из Химок на Урал . Во время движения эшелона мы посменно дежурили у самодельных установок "противовоздушной обороны".

Исаев непрерывно генерировал всяческие идеи. Не только технические. Иногда он высказывал рискованные по тем временам мысли о необходимости политического переустройства. Особенно интересные для того времени проекты мы обсуждали во время совместного пребывания на вилле Франка в Бляйхероде . У нас часто разгорались споры - размышления: почему в самом деле в "логове фашистского зверя" так неплохо? Ведь вся эта роскошь и комфорт, видимо, создавались еще до войны. Откуда такие возможности в Германии, проигравшей первую мировую войну? Теперь она проиграла и вторую мировую войну... Масса проклятых вопросов требовала обсуждения.

Но мы боялись углубляться в недра политики и истории, ибо создавалась опасность "потрясения основ". Сходились на том, что, в конечном счете, править миром должны инженеры и ученые. Тогда не будет национал- социализма, шовинизма, антисемитизма, не будет расизма и вообще никакой национальной вражды. Мы прыгали в своих беседах от лагеря "Дора" до российских лагерей, о которых знали гораздо меньше, и приходили к твердому выводу: так дальше продолжаться не может. Власть должна быть в руках у умных, талантливых и честных ученых. Ученые и инженеры - праведные интеллектуалы и энтузиасты, преданные своему делу, им наплевать, какой ты национальности, им не нужны концентрационные лагеря, спецтюрьмы и крематории. Ученые, инженеры всех стран, соединяйтесь! См. Исаев о том, как он попал к Болховитинову

Исаев 1947

Разговор с Исаевым в неслужебное время

Кончина Исаева

Похороны Исаева

Ссылки:
1. Принятие решения о полете Гагарина и подготовка на полигоне
2. Челомей Владимир Николаевич (1914-1984)
3. Черток Б.Е. в НИИ-3 смотрит ЖРД для самолета БИ
4. Пенемюнде разбомбили, но ракеты продолжают испытывать в Дебице
5. Впервые было разработано катапультируемое сиденье летчика
6. "И"- проект самолета Болховитинова
7. НИИ-3 переходит в НИИ-1, взрыв интереса к ракетам, 1944 г.
8. 12-й пуск Е-6 к Луне: отказ во время торможения у Луны 1965
9. Черток Б.Е.: первое знакомство с немецким ракетным полигоном Пенемюнде
10. Завод 293 принимает СКБ-1 Архипа Люлька, поездка в "шарашку" к Глушко
11. Немецкий проект ракетного самолета-бомбардировщика
12. БИ-1: истреБИ-1тель-перехватчик с ЖРД: постройка за месяц 1941
13. Предпологаемый Доклад Чертока на ВПК по Е-6
14. Десант ракетчиков-двигателистов в Германию
15. Королев ищет для космоса новую кооперацию
16. Система ПВО должна быть дополнена системой ПРО - противоракетной обороны
17. КБ-22 Болховитинова: работа над дальним бомбардировщиком ДБ-А
18. Гибель Бахчиванджи при испытании ракетного истребителя БИ
19. Нордхаузен город
20. Черток Б.Е.: первая встреча с Глушко в Германии
21. Система управления первым космическим аппаратом, летящим к Марсу
22. Гайдуков находит хозяина ракетам - Устинова Д.Ф.
23. Черток Б.Е.: путешествие из Берлина в Тюрингию, 1945 г.
24. Распределение работ по системе управления четвертой ступенью 8К78 и КА
25. В Германию за ракетными и авиационными секретами
26. Черток Борис Евсеевич
27. НИИ-88: СКБ
28. ОКБ-2 (КБ Химмаш им. A.M. Исаева)
29. Черток Б.Е. и бригада Исаева: отдых в Коктебеле 1939 г.
30. Р-11 - ракета ОКБ-1 на высококипящих компонентах
31. Проблемы осуществления мягкой посадки на Луну, 1966
32. Г-1 (Р-10): немецкий проект ракеты на дальность 600 км.
33. Р-11: испытания, 1953 г, тайна нарушения стабилизации
34. Сделать Р-1 - "копию" немецкой А-4, оказалось очень не просто
35. В Москве было плохо в 1945 г.
36. Трагическая поездка на огневые испытания в Леестен
37. Идея создания ДОС: орбитальной станции на базе "Союза" и "Алмаза"
38. Институт "Рабе": структура и деятельность, 1945 г.1
39. Исаева Катя
40. Богомолов Владислав Николаевич
41. Реорганизация оборонных предприятий 1966
42. Возвращение завода N 293, подходы к проблеме наведения перехватчика
43. Королев собрал Совет главных: Р-9, Глобальная ракета 8К713
44. "Буря" - межконтинентальная крылатая ракета с ядерным зарядом
45. Пуск корабля-спутника 1К N 5 с собаками на борту: корабль взорван АПО
46. Р-7 Проблема N 1. Графитовые рули заменяются управляющими двигателями
47. Филиал N 2 ОКБ-1 - ОКБ-10 - НПО ПМ (г. Красноярск-26)
48. Истребитель "И"
49. Давление ЦК на ОКБ-1: ускорить запуск "Союзов" и вперед к Луне 1966
50. Пуск Союза-2 и Союза-3, пилотируемого Береговым
51. БИ-1: рождение идеи ракетного перехватчика
52. Мобильные ракетные комплексы приходят на вооружение
53. Твердотопливные ракеты: отношение к ним главных ракетчиков СССР
54. Проблемы с пуском и управлением "морских" ракет
55. ЧЕРТОК Б.Е.: О ВРЕМЕНИ И СОВРЕМЕННИКАХ
56. Завод "Миттельверк"
57. КБ Болховитинова ничего не поставило для серийного производства до войны
58. Исаева Алевтина Дмитриевна
59. "Союзы" известны всем, но предназначались для облета Луны
60. Зенитные ракеты (ЗУР): ночные проблемы
61. Болховитинов Виктор Федорович
62. Первое ракетное десятилетие: введение
63. Авральная доводка ДБ-А до арктического варианта
64. Вилла Франка
65. Эвакуация завода 293 и КБ Болховитинова в Билимбай на Урал
66. В 1945 в ракетчики в Бляйхероде
67. Исаева Татьяна
68. Возвращение к Болховитинову, завод N 293
69. На реактивной тяге
70. В-1000 противоракета
71. КБ химмаш (химического машиностроения) имени A.M. Исаева
72. "СКОЛЬКО ЖЕ НАДО ВЫНЕСТИ ЧЕЛОВЕКУ?"
73. ДВИГАТЕЛИ ПРОТИВОРАКЕТЫ В-1000
74. 1960 ГОД, 1 МАЯ. Сбит самолет У-2
75. Отношения Бартини с коллегами
76. Бартини достиг скорости на "Стали-6", которую ВВС получили только в 40-х г
77. Первый полет ракетоплана "РП-318-1"
78. Система ПВО Москвы "Беркут": первоначальная структура
79. КБ-1 - награды, Кисунько присвоено звание Героя социалистического труда
80. Разработка ракетного оружия в СССР

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»