Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941)

Источник - Либрусек 

Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября), 1892, Москва, Российская империя - 31 августа 1941, Елабуга, СССР) - русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из самых самобытных поэтов Серебряного века. 

Детство и юность
Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 году в Москве. Её отец, Иван Владимирович, - профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению - из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Марина начала писать стихи - не только на русском, но и на французском и немецком языках - ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом. После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе. Начало творческой деятельности В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов - "Вечерний альбом". (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его "дневниковую" направленность.) Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов - Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью "Волшебство в стихах Брюсова". За "Вечерним альбомом" двумя годами позже последовал второй сборник - "Волшебный фонарь". Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) 

 Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве "Мусагет". На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах). В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 - вышла за него замуж. В том же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля). В 1913 году выходит третий сборник - "Из двух книг". 

Отношения с Софией Парнок В 1914 г. Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов "Подруга". Цветаева и Парнок расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как "первую катастрофу в своей жизни". В 1921 году Цветаева, подытоживая, пишет: "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!" На известие о смерти Софии Парнок Цветаева отреагировала бесстрастно: "Ну и что, что она умерла? Не обязательно умирать, чтобы умереть". 

Гражданская война (1917-1922) В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла в приюте в возрасте трёх лет. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов "Лебединый стан", проникнутый сочувствием к белому движению. В 1918-1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы "Егорушка", "Царь-девица", "На красном коне". В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским. 

Эмиграция (1922-1939) В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые "Поэма горы" и "Поэма конца". В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого. В мае 1926 года с подачи Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Марией Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке. В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком. Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы - "После России", включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: "Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда..." В 1930 году написан поэтический цикл "Маяковскому" (на смерть Владимира Маяковского). Самоубийство Маяковского буквально шокировало Цветаеву. В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х гг. ("Эмиграция делает меня прозаиком..."). В это время изданы "Мой Пушкин" (1937), "Мать и музыка" (1935), "Дом у Старого Пимена" (1934), "Повесть о Сонечке" (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине ("Живое о живом", 1933), Михаиле Кузмине ("Нездешний ветер", 1936), Андрее Белом ("Пленный дух", 1934) и др. С 1930-х гг. Цветаева с семьёй жила практически в нищете. "Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход - от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода". (Из воспоминаний Марины Цветаевой) 15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на Родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. 

Возвращение в СССР (1939-1941) В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М.И. Цветаевой в Болшеве), соседями были супруги Клепинины. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября - Эфрон. В 1941 году Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. 8 августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; 18 августа прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: "В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года". 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь. 31 августа 1941 года Цветаева покончила жизнь самоубийством (повесилась), оставив три записки: тем, кто будет её хоронить, Асеевым и сыну: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик". 
   Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится ее затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие. 

После смерти В эмиграции она написала в рассказе "Хлыстовки": "Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: "Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева". Также она говорила: "Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни - вот места души моей". На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью "Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева". В первый раз камень был поставлен усилиями Семена Островского в 1962, но затем памятник был убран "во избежание", и позже в более спокойные времена восстановлен. 

Отпевание В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой (отпевание состоялось в день пятидесятой годовщины со дня кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот), тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено. Основанием для того послужило прошение Анастасии Цветаевой, а с нею - группы людей, в том числе диакона Андрея Кураева, к патриарху. Творчество 

Сборники стихов 

* 1910 - "Вечерний альбом" 
* 1912 - "Волшебный фонарь", вторая книга стихов, Изд. "Оле-Лукойе", Москва. 
* 1913 - "Из двух книг", Книгоиздательствово "Оле-Лукойе". 
* "Юношеские стихи", 1913-1915. 
* 1922 - "Стихи к Блоку" (1916-1921), Изд. Огоньки, Берлин, Обложка А. Арнштама. 
* 1922 - "Конец Казановы", Изд. Созвездие, Москва. Обложка работы О. С. Соловьевой. 
* 1920 - "Царь-девица" 
* 1921 - "Вёрсты" 
* 1921 - "Лебединый стан" 
* 1922 - "Разлука" 
* 1923 - "Ремесло" 
* 1923 - "Психея. Романтика" 
* 1924 - "Молодец" 
* 1928 - "После России" 
* Сборник 1940 года 

    Драматические произведения 
* Червонный валет (1918) 
* Метель (1918) 
* Фортуна (1918) 
* Приключение (1918-19) 
* Пьеса о Мэри (1919, не завершена) 
* Каменный Ангел (1919) 
* Феникс (1919) 
* Ариадна (1924) 
* Федра (1927) 

     Эссеистская проза 
* "Живое о живом" 
* "Пленный дух" 
* "Мой Пушкин" 
* "Пушкин и Пугачёв" 
* "Искусство при свете совести" 
* "Поэт и время" 
* "Эпос и лирика современной России" 
* Воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др. 

   Мемуары 
* "Мать и музыка" 
* "Сказка матери" 
* "История одного посвящения" 
* "Дом у Старого Пимена" 
* "Повесть о Сонечке" 

    Библиография 
* Антокольский П. Книга Марины Цветаевой // Новый мир, 1966. - №4. 
* Цветаева Анастасия Ивановна Воспоминания. - М.: 1971. 
* Твардовский А. Марина Цветаева. Избранное, в его кн.: О литературе. М., 1973. 
* Эфрон А. Страницы воспоминаний. // Звезда, 1973. - №3. 
* Эфрон А. Страницы былого // Звезда, 1975. - №6. 
* Белкина М. Скрещение судеб. - М.: 1988. 
* Саакянц А.М. Цветаева. Жизнь и творчество. - М.: 1997. 
* Марина Цветаева. Фотолетопись жизни поэта. - М.: 2000. 
* Кудрова И. Путь комет. Жизнь Марины Цветаевой. - СПб: 2002. 
* Эфрон Г. Дневники, тт. 1-2. - М.: 2005. 
* Библиография работ о Марине Цветаевой. 
* Полянская М. Брак мой тайный. Марина Цветаева в Берлине. - М.: 2001. 
* Омри Ронен. Часы ученичества Марины Цветаевой // Марина Цветаева 1892-1992. Под ред. С.Ельницкой и Е.Эткинда. Нортфилд, 1992.

Ссылки:

  • Корнилов Лавр Георгиевич (1870-1918)
  • Познер в Библиотеке иностранной литературы
  • МАЯКОВСКИЙ, ТАТЬЯНА, ЭЛЬЗА... И ВСЕ ЖЕ-ГДЕ?
  • Крачайшее вступление (об Ахматовой и Модильяни)
  • Мандельштам Осип Эмильевич (1891-1938)
  • Андроникова Саломея Ивановна
  • Башкирцева Мария Константиновна (1858-1884)
  • Постановление ЦК 46-го года "о журналах Звезда и Ленинград" прогремело на весь мир
  • Асеев Николай Николаевич (Штальбаум; 1889—1963)
  • Маяковский и смерть поэтов, Блок
  • Зелинский Корнелий Л.
  • Аджубей: Хрущев и его доклад на XX съезде
  • Канель Александра Юлиановна
  • Гинзбург В.Л. о Цукермане
  • Доклад Хрущева на XXII съезде партии, 1956
  • Лиля Лунгина: неправильно сказать, что был только негатив, Коктебель
  • Формировалась параллельная, неофициальная культура, 1957
  • Семинар работающих ифлийцев-журналистов, Цветаева
  • Рабичев Л.Н.: Московский дом пионеров на улице Стопани. Античность. Стихи.
  • Из людей искусства один Маяковский поддерживал большевиков, связи с ВЧК
  • ЛИТО (Литературное объединение) Горного института
  • Костя Богатырев и Алексей Эйснер (воспоминания Е. Купман)
  • Эйснер Алексей Владимирович
  • "ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ РИСКОВАННЫ" (Сталин, Толстой А.Н. и Петр I)
  • Разные интерпретации телефонного звонка Сталина Пастернаку
  • Социальный статус Пастернака не изменился после запрещения "Гамлета"
  • "В ГЛУХОМ ЧАДУ ПОЖАРА" (Ахматова А.А.)
  • Галич и Поэты
  • Галич: "Я вышел на поиски Бога"
  • Дурново (по мужу Эфрон), Елизавета Петровна (1854)
  • Шкловский в эвакуации
  • Русские разъезжаются из Берлина, 1923 г
  • Маршак: настоящие поэты не приемлют "имитаторов"
  • "Вожди", народ и история
  • Советская власть глазами поэтов (Г. Померанц)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»