Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975)

Источник - Википедия

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) - выдающийся советский композитор, пианист, дирижёр, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой социалистического труда (1966).

Д. Д. Шостакович родился 12 (25) сентября 1906 года в Санкт-Петербурге.
    Предки и происхождение
Род композитора имеет белорусские корни, родоначальник российской линии Пётр Михайлович Шостакович (1808-1871) родился в местечке Шеметово (Завилейский уезд Виленской губернии). Пётр Михайлович, первоначально вольнослушатель Виленской медико-хирургической академии (с 1834 года), окончил оную в 1837 со званием ветеринарного лекаря[1], коллежский асессор, жил в Екатеринбурге, с 1858 - в Казани. В сороковые годы XIX века Петр Михайлович с женой Марией-Юзефой Ясинской оказался в Екатеринбурге. Здесь 27 января 1845 года у них родился сын, названный Болеславом-Артуром. Болеслав Петрович Шостакович (1845-1919) участник народовольческого движения, в 1866 был арестован в Казани, заключен в Петропавловскую крепость по обвинению в посредничестве между московскими поляками и членами кружка Ишутина, а также в содействии к побегу в 1864 и укрывательстве политического преступника Я. Домбровского. Предан Верховному уголовному суду, приговорен 24 сентября 1866 к каторжным работам, замененным ввиду чистосердечного раскаяния лишением всех особых и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, и ссылкой в Томскую губерию[2], впоследствии в Нарым[3]. Там же родился Дмитрий Болеславович Шостакович (1875-1922), отец композитора. В середине 1890-х он переехал в Петербург, где изучал гистологию в Петербургском университете, по окончании которого был принят на работу в Палату мер и весов.
Дед Шостаковича по линии матери, Василий Кокоулин (1850-1911), был одним из начальников на золотых приисках в Бодайбо. Его дочь, Софья Васильевна (1878-1955), была пианисткой и училась сначала в Иркутске, а затем - в Петербургской консерватории у Александры Розановой. В Петербурге она познакомилась с Дмитрием Шостаковичем, а в 1903 году состоялась свадьба.
Шостакович был средним из трёх детей в семье. Его старшая сестра, Мария (1903-1973), стала впоследствии пианисткой, младшая, Зоя (1908-1990), - ветеринаром.
В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" юный Шостакович заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера.
Семья придерживалась либеральных политических взглядов. Среди первых сочинений Шостаковича - траурный марш памяти руководителей партии кадетов, А. И. Шингарёва и Ф. Ф. Кокошкина, убитых в январе 1918 года матросами и солдатами.
Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу - у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение - Скерцо fis-moll.
На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева, где среди его однокурсников были М. В. Юдина и В. В. Софроницкий. В этот период формируется "Кружок Анны Фогт", ориентирующийся на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка становится и Шостакович, он знакомится с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым, дирижёром Н. А. Малько. Шостакович пишет "Четыре басни Крылова" для меццо-сопрано и фортепиано и "Три фантастических танца" для фортепиано.
    1920-е
В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а в 1925 году - по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. Однако по свидетельству Константина Игумнова, его игре не хватало "чувства и силы". В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где Шостакович исполнил также сонату собственного сочинения, он получил почётный диплом. К счастью, необычный талант музыканта ещё раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил знаменитый немецкий дирижёр Бруно Вальтер; услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии - Отто Клемперер, в США - Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 г. в Филадельфии) и Артуро Тосканини, тем самым сделав русского композитора знаменитым[4].
В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор Нововенской школы Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы "Воццек", что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы "Нос", по повести Н. В. Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с И. И. Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего. Так, после изучения партитуры Kammermusik No.2 (op.36) Хиндемита, Шостакович создал знаменитый в наши дни свой Первый фортепианный концерт.
Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., были написаны следующие две симфонии Шостаковича - обе с участием хора: Вторая ("Симфоническое посвящение Октябрю", на слова А. И. Безыменского) и Третья ("Первомайская", на слова С. И. Кирсанова). Эти две наиболее "экспериментальные" по форме и языку симфонии Шостаковича особенно сильно тяготеют к эстетике футуризма и конструктивизма.
    1930-е
Его опера "Леди Макбет Мценского уезда" по повести Н. С. Лескова (написана в 1930-1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати (знаменитая редакционная статья "Сумбур вместо музыки" в газете "Правда" от 28 января 1936 года), и была снята с репертуара.
В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии - произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича, сочетающего в себе трагический пафос с гротеском, лирическими и интимными эпизодами, и, возможно, долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Однако Шостакович благоразумно приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой, понимая, что в атмосфере начавшегося в стране государственного террора, когда ежедневно арестовывались представители творческих профессий, исполнение её могло быть воспринято властью как вызов. 4-я Симфония была впервые исполнена только в 1961 году.
В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию - произведение, чей насквозь драматический характер, в отличие от предыдущих трёх "авангардистских" симфоний, внешне "спрятан" в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие "классичные" элементы. Выход 5-й Симфонии Сталин на страницах "Правды" комментировал фразой: "Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику"[5]. После премьеры сочинения вышла хвалебная статья в "Правде", и за симфонией официально закрепилась слава "образца произведения социалистического реализма в симфонической музыке". 

Отношения с властью на время наладились, но с этого момента жизнь Шостаковича приобрела двойственный характер.
С 1937 года Шостакович вёл класс композиции в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. В 1939 году он становится профессором.
    1940-е
Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией - "Ленинградской". Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года - в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.
Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, в которой словно следуя завету Малера о том, что "в симфонии должен быть отображён весь мир", рисует монументальную фреску происходящего вокруг.
В 1943 году композитор переезжает в Москву и до 1948 года преподает в Московской консерватории. У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов (в Ленинградской консерватории), Б. И. Тищенко (в аспирантуре Ленинградской консерватории), К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев.
Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использует жанры камерной музыки. В этой области им созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Фортепианное трио (1944), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949).
В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию, полную иронии и сатирического гротеска по отношению к окружающей жизни. В этой "лёгкой" на первый взгляд симфонии композитор возвращается к одной из главных тем своего творчества - обличению пошлости. В советской прессе появились статьи недоумённых рецензентов, ожидавших от главного музыкального "соцреалиста" страны громоподобного гимна победе, а вместо этого получивших малогабаритную симфонию "сомнительного" содержания.
После грома, прогремевшего сначала в 1946-м над целым рядом известных писателей (печально известное "разоблачение" журналов "Звезда" и "Ленинград", за которым последовало преследование М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой), в 1948-м сталинские власти принялись "наводить порядок" и в Союзе Композиторов, обвинив многих мастеров - Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна и др. - в "формализме, "буржуазном декадентстве" и "пресмыкательстве перед Западом". Шостакович был обвинён в профнепригодности и изгнан из Московской консерватории. Главным обвинителем был секретарь ЦК КПСС, близкий соратник Сталина, А. А. Жданов. Несмотря на скорую кончину А. А. Жданова, репрессии в стране продолжали разгораться, что сильно отражалось на творчестве Шостаковича. Снова "не вовремя", в 1948 году, он создаёт вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии", и вновь оказывается под ударом - на сей раз как "потворник безродных космополитов и врагов народа", но благоразумно оставляет его в столе. Написанный в 1948 году Первый скрипичный концерт в связи с этими событиями был скрыт композитором, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955 году.
Как и прежде в 1936-37 годах, положение вновь спасает вовремя выпущенное в свет "правильное" музыкальное произведение. В 1949 году Шостакович пишет кантату "Песнь о лесах" - образец патетического "большого стиля" официального искусства тех времён (на стихи Е. А. Долматовского, в которых повествуется о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза). Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу новое поощрение в виде очередной по счёту Сталинской премии.
    1950-е
Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя - И. С. Баха, - что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано, произведения, отдающего дань уважения великому композитору и его "Хорошо темперированному клавиру". В 1954 году пишет "Праздничную увертюру" к открытию ВСХВ и получает звание Народного артиста СССР.
С недолгой "оттепелью" (начавшейся в 1956 году после доклада Н. С. Хрущёва, разоблачающего культ личности Сталина) композитор, как и многие его современники, связывал надежды на большую свободу в обществе и большую независимость от власть имущих. Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом и неприсущей Шостаковичу ранее радостной игривостью. Таковы 6-й Струнный квартет (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта "Москва, Черёмушки". В этом же году, композитор создаёт 11-ю Симфонию, назвав её "1905 год", продолжает работу в жанре инструментального концерта: Первый концерт для виолончели с оркестром (1959).
В эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти. В 1957 году он становится секретарем СК СССР, в 1960 - СК РСФСР (в 1960-1968 - первый секретарь). В том же 1960 году Шостакович вступает в КПСС.
    1960-е
Тяжело Шостакович перенёс вынужденное вступление в партию (как только что избранный Первый секретарь Союза композиторов РСФСР, он был фактически обязан это сделать). В письмах к своему другу Исааку Гликману он жалуется на отвратительность этого компромисса и открывает подлинные причины, побудившие его к написанию ставшего впоследствии знаменитым Струнного квартета № 8 (1960). В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей "революционной" симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии "1905 год" пишет Симфонию № 12 "1917 год" - произведение ярко выраженного "изобразительного" характера (и фактически сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища В. И. Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу он ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Е. А. Евтушенко - сначала написав поэму "Бабий Яр" (для солиста-баса, хора басов и оркестра), а затем дописав к ней ещё четыре части из жизни современной России и её недавней истории, создав тем самым "кантатную" симфонию, Тринадцатую - которая была исполнена в ноябре 1962 года.
После отстранения от власти Н. С. Хрущёва, с началом эпохи политического застоя в СССР тон произведений Шостаковича вновь приобретает сумрачный характер. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальный цикл на слова А. А. Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) - снова "вокальной", но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных - Шостакович использует стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Гарсиа Лорки, которые связаны одной темой - смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).
    1970-е
В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, 13-й (1969-1970), 14-й (1973) и 15-й (1974) струнные квартеты и Симфония № 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. Шостакович использует в музыке симфонии цитаты из увертюры Дж. Россини к опере "Вильгельм Телль" и тему судьбы из оперной тетралогии Р. Вагнера "Кольцо Нибелунга", а также музыкальные аллюзии на музыку М. И. Глинки, Г. Малера и свою собственную. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972 года. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.
В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

    Значение творчества
Шостакович - один из самых исполняемых в мире композиторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью. Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся, он оказал существенное влияние на многих современников и последователей. Открыто о влиянии на них музыкального языка и личности Шостакович заявляли такие композиторы, как Пендерецкий, Тищенко, Слонимский, Шнитке, Канчели, Бернстайн, Салонен, а также многие другие музыканты.
Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно, в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и "большой стиль".
    Музыка
В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Г. Малера, А. Берга, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, П. Хиндемита, М. П. Мусоргского. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.
Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича являются симфонии и струнные квартеты - в каждом из них он написал по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний - Пятая и Восьмая, среди квартетов - Восьмой и Пятнадцатый.
В творчестве Д. Д. Шостаковича заметно влияние любимых и почитаемых им композиторов: И. С. Баха (в его фугах и пассакалиях), Л. Бетховена (в его поздних квартетах), Г. Малера (в его симфониях), А. Берга (отчасти - наряду с М. П. Мусоргским в его операх, а также в использовании приёма музыкального цитирования). Из русских композиторов наибольшую любовь Шостакович питал к М. П. Мусоргскому, для его опер "Борис Годунов" и "Хованщина" Шостакович сделал новые оркестровки. Влияние Мусоргского особенно заметно в отдельных сценах оперы "Леди Макбет Мценского уезда", в Одиннадцатой симфонии, а также в сатирических работах.
    Основные произведения
Основная статья: Список произведений Дмитрия Шостаковича
* 15 симфоний
* Оперы: "Нос", "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова"), "Игроки" (окончена Кши?штофом Ме?йером)
* Балеты: "Золотой век" (1930), "Болт" (1931) и "Светлый ручей" (1935)
* 15 струнных квартетов
* Цикл, Двадцать четыре прелюдии и фуги, соч. 87 (1950-1951). Курт Зандерлинг, сказал, что это "Интимный дневник" Дмитрия Шостоковича.
* Праздничная увертюра 1954 года к открытию ВСХВ для ночной светомузыкальной программы фонтанов
* Квинтет
* Оратория "Песнь о лесах"
* Кантата "Над Родиной нашей солнце сияет"
* Кантата "Казнь Степана Разина"
* Антиформалистический раёк
* Концерты и сонаты для различных инструментов
* Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром
* Оперетта "Москва, Черемушки"
* Музыка к кинофильмам: "Простые люди" (1945), "Молодая гвардия" (1948), "Взятие Берлина" (1949), "Овод" (1955), "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1971).
    Награды и премии
* Сталинская премия первой степени (1941) - за фортепианный квинтет
* Сталинская премия первой степени (1942) - за 7-ю ("Ленинградскую") симфонию
* Сталинская премия второй степени (1946) - за трио
* Народный артист РСФСР (1948)[7]
* Сталинская премия первой степени (1950) - за музыку к фильму "Встреча на Эльбе" (1949)
* Сталинская премия второй степени (1952) - за 10 поэм для хора
* Международная премия Мира (1954)
* Народный артист СССР (1954)
* Ленинская премия (1958) - за 11-ю симфонию "1905 год"
* Герой Социалистического Труда (1966)
* Государственная премия СССР (1968) - за поэму "Казнь Степана Разина" для баса, хора и оркестра
* три ордена Ленина (1946, 1956, 1966)
* орден Октябрьской революции (1971)
* орден Трудового Красного Знамени (1940)
* орден Дружбы народов (1972)
* Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) - за 14-й струнный квартет и хоровой цикл "Верность"
* Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1976 - посмертно) - за оперу "Катерина Измайлова", поставленную на сцене КУГАТОБ имени Т. Г. Шевченко
* Серебряный командорский крест ордена Почёта за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967)
    Членство в организациях
* Член КПСС с 1960 года.
* Был членом Советского комитета защиты мира (с 1949 года), Славянского комитета СССР (с 1942 года), Всемирного комитета защиты мира (с 1968 года).
* Почётный член шведской Королевской музыкальной академии (1954), итальянской академии искусств "Санта-Чечилия" (1956), Сербской академии наук и искусств (1965).
* Почётный доктор музыки Оксфордского университета (1958), Северо-Западного университета Эванстона (США, 1973), Французской академии изящных искусств (1975), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Английской королевской музыкальной академии (1958), Национальной академии наук США (1959).
* Почётный профессор Мексиканской консерватории.
* Президент общества "СССР-Австрия" (1958).
* Доктор искусствоведения (1965).
    Библиография
Тексты Шостаковича:
* Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку: Беседа с молодежью. - М.: Молодая гвардия, 1958.
* Шостакович Д. Д. Избранные статьи, выступления, воспоминания / Ред. А. Тищенко. - М.: Советский композитор, 1981.
    Исследовательская литература:
* Акопян Л. О. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.
* Волков С. Шостакович и Сталин: художник и царь. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.
* Данилевич Л. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. - М.: Советский композитор, 1980.
* Дворниченко О. Дмитрий Шостакович: путешествие. М., Текст, 2006.
* Дворниченко О. Москва Кремль Шостаковичу. М., Текст, 2011. 669 с., ил., 3000 экз., ISBN 978-5-7516-0955-9
* Житомирский Д. В. Шостакович официальный и подлинный // Даугава. - 1990. - № 4.
* Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. - М.: Музыка, 1980.
* Максименков Л. В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция 1936-1938 гг. - М.: Юридическая книга, 1997. - 320 с.
* Мейер К. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время / Пер. с польск. Е. Гуляевой. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 439[9] с.: ил. - (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып. 1014).
* Петров В. О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. - Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. - 188 с.
* Сабинина М. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. - М.: Музыка, 1976.
* Хентова С. М. Шостакович. Жизнь и творчество (в двух томах). - Л.: Советский композитор, 1985-1986.
* Хентова С. М. В мире Шостаковича: Беседы с Шостаковичем. Беседы о композиторе. - М.: Композитор, 1996.
* Д. Д. Шостакович: Нотографический и библиографический справочник / Сост. Е. Л. Садовников. 2-е изд., доп. и расшир. - М.: Музыка, 1965.
* Д. Шостакович: Статьи и материалы / Сост. и ред. Г. Шнеерсон. - М.: Советский композитор, 1976.
* Д. Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Ковнацкая. - СПб.: Композитор, 1996.
* Шостакович та ХХІ століття (до 100-річчя від дня народження) Науковий вісник Національної музичної академії України імені П.І. Чайковського. Збірник наукових праць. Вип. 66. - Kиїв, 2007.
* Dmitri Schostakowitsch und das Judische musikalische Erbe = Dmitri Shostakovich and the Jewish heritage in music /Hrsg. Von Ernst Kuhn... - Berlin: Kuhn, 2001. (Schostakowitsch-Studien; Bd. 3); (Studia slavica musicologica; Bd. 18) ISBN 3-92864-75-0
    Примечания
1. ^ Bielinski J. Stan nauk lekarskich za czasow Akademii Medyko-chirurgicznej wilenskiej, bibliograficznie przedstawiony. Warszawa, 1889. S. 751.
2. ^ Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Т. 1: От предшественников декабристов до конца "Народной воли". Ч. 2: Шестидесятые годы. Москва, 1928. Стб. 472.
3. ^ Шостакович Б. С. Революционер-шестидесятник Болеслав Шостакович в Сибирской ссылке (по сохранившимся отрывкам его воспоминаний и другим неопубликованным материалам) // Ссылка и общественно-политическая жизнь в Сибири (XVIII - начало XX в.). М., 1978. С. 175-204.
4. ^ Официальный сайт Д. Д. Шостаковича
5. ^ Волков С. История русской культуры ХХ века: От Льва Толстого до Александра Солженицына, М.: Эксмо, 2008. - С. 162.
6. ^ Svetlanov List of recordings
7. ^ Биография. Хренников Тихон Николаевич
    Ссылки
Шостакович, Дмитрий Дмитриевич на сайте "Герои страны"
* Официальный сайт Дмитрия Шостаковича - биография, документальная хроника, фотоальбом, каталог сочинений, дискография, публикации, письма, Архив Д. Д. Шостаковича.
* Официальный сайт издательства "Дмитрий Шостакович" ("DSCH") - каталог полного собрания сочинений Д. Д. Шостаковича, прокат нотных материалов.
* "Свидетельство". Воспоминания Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном Волковым (обратный перевод с английского)
* Биография. Примеры в нотах. Очень много информации
* Список сочинений, библиография, дискография
* Дмитрий Шостакович. Биография, характеристика произведений, портреты
* Сумбур вместо музыки // "Правда", 28 января 1936 года
* Балетная фальшь // "Правда", 6 февраля 1936 года
* Коллекция документов и фотографий
* Волков С. Сталин и Шостакович: случай "Леди Макбет Мценского уезда" // Знамя. 2004. № 8.
* Захарова О. А. Шостакович Дмитрий Дмитриевич // Электронная энциклопедия "Мир Шекспира".
* Shostakovich: the string quartets. Характеристика пятнадцати струнных квартетов Шостаковича. Анализ взаимосвязей с его пятнадцатью симфониями и событиями в личной жизни. Страница на английском.
* Еврейская доминанта Дмитрия Шостаковича

Советский композитор, народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения, Герой Социалистического Труда (1966). Член КПСС с 1960 года. С 1957 года - секретарь Союза композиторов СССР . С 1939 года - профессор Ленинградской, а с 1943 года - Московской консерватории. Лауреат Ленинской премии (1958), Сталинской премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968).

Ссылки:

  • Губайдуллина София Асгатовна (1931)
  • Сталин и музыка
  • Гляссер Игнатий Альбертович (-1925)
  • Страна погрязла в болоте посредственности, оставался Сахаров
  • Наступление на все, связаное с западной культурой, 1946
  • БОЛЬШОЙ НОС ТЕРРОРА
  • Одна ложь порождает другую (Рабичев Л.А. после выставки в Манеже)
  • Айзенштейн Владимир
  • Хмельницкая Тамара Юрьевна (Вспоминания Л. Кумпан)
  • Галич и Солженицын
  • Михаил Ардов: Максим и Дмитрий Шостаковичи
  • Михаил Ардов: Бродский, Найман и Ахматова
  • Отношение Сталина к живому и мертвому Маяковскому
  • Ахматова узнала о постановления ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград"
  • Последние годы жизни Горького
  • 220-летие Академии наук
  • Хрущева переводят с Украины в Москву
  • Хрущев и культура
  • Шноль С.Э. о Николае Ивановиче Вавилове
  • Аджубей о детях, моде, культуре и консерватизме
  • В 1931-м году Горький поехал в Россию, а в 1932 г вернулся в Сорренто
  • Борьба с "формалистическим" направлением в музыке
  • Уничтожение свободной науки в СССР - ступени гибели великой страны
  • Убийство С. Михоэлса. Разгром Еврейского Антифашистского Комитета.
  • Во время революции семья Кончаловских жила в мастерской
  • История Гимна Советского Союза
  • Гляссер Мария Игнатьевна (1980-1951)
  • Познер В.В.: Отъезд евреев из СССР в Израиль
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»