Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

История Гимна Советского Союза

Когда летом 1943 года правительство приняло решение о создании нового Гимна Советского Союза, решив оставить "Интернационал" гимном коммунистической партии, Михалкова к участию в конкурсе не пригласили, посчитав, что он поэт детский, а сочинение Гимна - дело поэтов- песенников. Когда он в очередной приезд в Москву с фронта об этом узнал, то даже обиделся. "Но ты же сам говоришь, что там участвуют только поэты-песенники, - утешал его верный друг и фронтовой товарищ Габо ( Габриэль Аркадьевич Уреклян, писавший под псевдонимом Г. Эль-Регистан) .

"Все же могли бы пригласить. Я все-таки сочинил несколько песен,- продолжал сокрушаться Михалков. На другое утро, в несусветную рань, его разбудил настойчивый звонок в дверь. На пороге стоял Габо. Михалков тогда, приезжая с фронта, ночевал дома, в своей квартире, а Регистан - в гостинице "Москва".

"Мне приснился сон, что мы с тобой стали авторами Гимна, - заявил он ошеломленному другу. - Я даже записал несколько слов. И протянул Михалкову гостиничный счет, на котором тот прочитал: "Великая Русь", "Дружба народов", "Ленин"..-. "Маловато, но почему бы и не попробовать", - подумал тот. И друзья взялись за дело. Как пишутся гимны, они не знали, и потому первым делом открыли энциклопедию. Прочли: "Гимн - торжественная песнь... Гражданская молитва народа..." Но каким должно быть содержание? Очевидно, надо вспомнить основные положения Конституции СССР... Размер решили взять тот же, что у "Гимна партии большевиков" со словами Лебедева-Кумача на музыку Александрова. Определившись с основными вопросами, сели за работу. Михалков сочинял, Эль-Регистан вносил предложения, редактировал формулировки. Наконец в последний раз прочитали свое произведение вслух.

Авторам оно понравилось. Решили - отправить текст Д.Д.Шостаковичу , а сами снова, по заданию редакции, вылетели на фронт. Вернувшись из очередной командировки, друзья узнали, что Шостакович написал на их слова музыку, и все варианты Гимна прослушивает правительственная комиссия во главе с Ворошиловым. Михалков и Регистан снова улетели на фронт. "И вдруг получаем приказ срочно вернуться в Москву - вспоминает Михалков.- Нас вызывают в Кремль, к Ворошилову, который стоял во главе правительственной комиссии,

"Товарищ Сталин обратил внимание на ваш вариант текста, - говорит, обращаясь к нам, Ворошилов. Очень не зазнавайтесь! Будем работать с вами... Выходит... мы с Габо выиграли конкурс! Победили! Переглянулись, еще изумленные, но уже счастливые... Я и сегодня не скажу, что мы с Габо сочинили нечто вровень, к примеру, с Блоком, даже после всех доработок- переработок. Но следует учесть - требования к тексту будущего Гимна были весьма жестки, во многом диктовались политическими, военными соображениями того нелегкого противоречивого времени и, конечно же, Сталиным, за которым оставалось последнее слово. Но так или иначе - конкурс был объявлен не для показухи. Всем желающим написать слова Гимна была предоставлена такая возможность. Требование было одно: "Гимн должен быть таким, чтобы смысл его слов и энергия мелодии сливались воедино и способны были заражать советского человека оптимизмом, верой в свои силы, будить чувство патриотизма, гордости за свою Родину". Потом соавторам пришлось еще немало поработать, в частности, исправлять текст в соответствии с пометками Сталина. Какими они были? Например, авторы писали: "Свободных народов союз благородный..." Сталин помечал на полях: "Ваше благородие?" Или: "Созданный волей народной..." Сталин снова помечал на полях: "Народная воля" ? Как мы помним, в царской России была такая организация... То есть он обращал внимание на так называемые нежелательные ассоциации, которые могли бы возникнуть у исполнителей и слушателей. А однажды Сталин сам позвонил и сказал, что нужно добавить еще один куплет об армии. Потом авторов неожиданно вызвали в Кремль, где им пришлось сочинять еще один вариант одного из куплетов в комнате рядом с кабинетом Сталина, где в то же время проходило совещание Политбюро. Ну и, наконец, после завершения работы Михалков с Эль-Регистаном были приглашены на банкет в честь нового Гимна страны с первыми лицами государства, где авторы, находясь в понятной эйфории от происшедшего, так разошлись, что исполнили перед присутствовавшими весьма рискованную сценку. В ней трусливый офицер противовоздушной обороны, которого изображал Михалков, надевший для этого фуражку Сталина, боится подойти к неразорвавшейся бомбе, упавшей на одну из подмосковных дач, и пытается послать посмотреть на бомбу маленькую девочку.

- Как можно! Ребенок же! Вдруг бомба взорвется! И девочка погибнет! - удивляется гражданское население в лице Эль-Регистана.

- Ну и что? Война без жертв не бывает! - отвечает трусливый офицер. Сталин смеялся до слез. Остальные реагировали более сдержанно. ".. .

Я и до сих пор не могу понять, как мы с Габо решились так шутить? - удивляется Сергей Владимирович, рассказывая о том случае. "И почему потом нам это никак не аукнулось?" Так описывает Сергей Владимирович в книге "От и до" историю сочинения Гимна страны. Описывает, как бы оправдываясь - слишком много нападок пришлось ему перенести за это, величайшее по значению, сочинение в его жизни. Ну, что ж... Нападки нападками. Без них талантливые и успешные люди не живут. А Гимн страны, пусть и немного измененный, но измененный не кем-нибудь, а самим автором, звучит и поныне.

Ссылки:

  • МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»