Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ОКОЛЬНЫЙ ПУТЬ "ДАРЬЯЛА" С ЗЕМЛИ АЛЕКСАНДРЫ В ПЕЧОРУ

В конце 1970 года аванпроект размещения станции "Дарьял" на плавсредствах с целью последующей транспортировки на Землю Франца-Иосифа был отвергнут заказчиком, как непомерно сложный и дорогостоящий. Разработчикам было рекомендовано пересмотреть место дислокации с целью сокращения стоимости создания узла и повышения его защищенности. Вновь возник отклоненный еще в 1963 году вариант размещения станции в районе Воркуты.

Рассказывает главный конструктор СПРН с 1972 по 1987 год В.Г.Репин .

"Председатель комиссии по рассмотрению аванпроекта, первый заместитель главкома Войск ПВО А.Ф.Щеглов выступил против разработки РТИ. Как следует разобраться в его аргументах я тогда не смог, так как вскоре генерал армии А.Ф.Щеглов был переведен в Западную группу войск. Как мне показалось, у него были неприятие Радиотехнического института и какой-то конфликт с Г.Ф.Байдуковым .

Некоторая часть комиссии, естественно, присоединилась к председателю и судьба аванпроекта повисла на волоске. М.Г.Мымрин и В.Н.Селиверстов , несмотря на прямые угрозы А.Ф.Щеглова, с завидной твердостью отстаивали "Дарьял" вместе с конструкторами и добились своего".

Рассказывает А.М.Скосырев .

"В начале 1971 года в РТИ были разработаны требования к выбору участка строительства узла, получившего название РО-30 , а в июне этого же года рекогносцировочная группа отправилась в район Воркуты для выбора места размещения объекта 3671 (номер объекта соответствует дате выпуска приказа министра обороны 3 июня 1971 года). Я был включен в состав группы от Минрадиопрома. Было обследовано несколько районов в тундре и выбрано место на востоке от Воркуты на берегу реки Большая Уса.

В конце 1971 года инженерное управление Министерства обороны, сделав предварительные расчеты, заявило о том, что строительство объекта в районе Воркуты будет слишком дорогим. Во-первых, скажется коэффициент 1,2, который распространяется на оплату труда, как участников строительства, так и военнослужащих, эксплуатирующих объект. Во-вторых, придется строить дорогую ЛЭП- 220 от Печорской ГРЭС. Параллельно рассматривавшийся вариант размещения "Дарьяла" на узле РО-1 в Мурманске был отвергнут по соображениям электромагнитной совместимости и биологической безопасности.

18 января 1972 года вышло постановление ЦК и Совмина, предписывающее завершение строительства узла РО-30 в 1977 году. В декабре, несмотря на заключение 4-го ГУ МО , подписанное М.Г.Мымриным, М.И.Ненашевым и И.М.Пенчуковым, под давлением военных строителей, было принято решение о переносе узла РО-30 из Воркуты в Печору и выбрано место посадки в семи километрах от Печорской ГРЭС .

К этому времени мы уже разработали эскизный проект станции. 8 декабря, рассмотрев его, межведомственная комиссия дала положительное заключение. После успешной защиты аванпроекта возник вопрос о том, кому руководить разработкой "Дарьяла"? Сначала большой личный интерес проявил новый директор института Б.П.Мурин . Некоторое время работы пытался взять себе Д.С.Конторов . В 1972 году главным конструктором РЛС "Дарьял" был назначен В.М.Иванцов . Я был начальником тематического сектора, а в 1974 году стал первым заместителем главного конструктора".

Как оказалось, трудные времена "Дарьяла" еще не минули, и станцию ждали новые испытания. В соответствии с грандиозными планами, для надежного закрытия всех ракетоопасных направлений предполагалось построить в перспективе семь радиолокационных станций "Дарьял" в Печоре, Мингечауре, Красноярске, Риге, Мукачево, Гулыпаде и Иркутске. Это был, что называется, заказ века, и у РТИ неожиданно появился конкурент.

В НИИДАРе , под руководством главного конструктора А.Н.Мусатова , на базе РЛС "Дунай-ЗУ", государственные испытания которой успешно завершались, был разработан эскизный проект дециметровой РЛС 5Н11А "Дарьял-С" .

Осенью 1972 года руководимое В.И.Марковым ЦНПО "Вымпел" организовало конкурс на лучший вариант РЛС для комплексной системы ПРН, хотя до этого министр В.Д.Калмыков поддерживал только разработку "Дарьяла" Радиотехнического института.

Если "Дарьял" РТИ имел фазированные антенные решетки и

Станцию "Дарьял" мы спроектировали в виде двух позиций - передающей и приемной. Основу передающего центра составляла фазо-фазовая антенна, состоящая из 1260 передатчиков. Каждый передатчик состоял из усилителя мощности и модулятора. Передающие модули вместе с вибраторами- излучателями непосредственно вставлялись в антенную решетку, составляющую переднюю наклонную часть здания. Остальную основную часть здания занимали модуляторы, расположенные на двенадцати этажах. На третьем этаже находилась аппаратура синхронизации и управления. На первом этаже передающего центра с двух сторон размещалась ремонтно- поверительная база. Основу приемного центра составляла фазо-фазовая приемная антенна, состоящая из 4048 приемных крест-вибраторов и подключенных к ним 8096 усилителей. Аппаратура формирования приемных лучей располагалась на восемнадцати этажах здания непосредственно за антенным полотном. На седьмом этаже здания располагался командный пункт, на пятом - аппаратура обнаружения и измерения параметров сигнала, на третьем - вычислительный комплекс, состоящий из трех самых современных на тот период ЭВМ. Одним словом это было сложное и грандиозное инженерно-строительное сооружение.

Достаточно сказать, что мощности энергопотребления и водоснабжения "Дарьяла" равны мощностям энергопотребления и водоснабжения города с населением в 50-60 тысяч человек, такого, например, как Печора".

Рассказывает бывший директор НИИ вычислительных комплексов Ю.В.Рогачев .

"18 января 1972 года постановлением правительства нашему институту была поручена разработка вычислительного комплекса на базе ЭВМ М-10 для станции "Дарьял". Кроме ЭВМ необходимо было создать несколько новых устройств для расширения внешней памяти и устройство сопряжения с РЛС. Первая линейка вычислительного комплекса, получившего название 63И6, в составе ЭВМ М-10 и новых устройств была введена в опытную эксплуатацию в 1977 году".

Продолжает А.М.Скосырев .

"30 января 1973 года вышло совместное решение Минрадиопрома и Минобороны о создании на Балхашском полигоне макетного стенда станции. В январе 1974 года местом посадки стенда определена 8-я площадка . Начались строительные работы. Параллельно продолжался выпуск конструкторской документации, и в феврале мы приступили к ее передаче на заводы страны.

В 1975-1976 годах заводы начали выпуск технологической аппаратуры. К 1975 году, в связи с началом активной разработки аппаратуры РЛС "Дон-2Н" , стала ощущаться нехватка сотрудников РТИ . В то время в институте трудились 4150 человек: 1120 разработчиков, 590 тематиков, конструкторов и проектировщиков, 650 рабочих опытного производства и 1790 человек остального персонала. Из этого количества на нужды СПРН ("Даугава", "Дарьял" и модернизация "Днепра") было выделено 1730 человек при потребном количестве 2845. Это сдерживало темпы создания "Дарьяла" и приводило к перегрузке. Некоторые сотрудники бессменно находились в длительных командировках на заводах.

В июне 1975 года была разработана программа комплексных испытаний передающего стенда 5Н79-С8 на Балхашском полигоне. Их первый этап прошел в начале 1976 года под руководством В.М.Иванцова . Основные технические решения подтвердились, но была отмечена низкая надежность передающих модулей опытной партии, изготовленной ДМЗ . В связи с этим, весну и лето 1976 года я провел в Днепропетровске , контролируя внедрение технологии изготовления передающих модулей.

Днепровский завод был заинтересован в заказе: количество передающих модулей для двух объектов превышало 2500, а каждый модуль по трудоемкости и стоимости был эквивалентен типовому аппаратурному шкафу.

К осени 1976 года технологические проблемы удалось решить, и ДМЗ повторно изготовил и поставил на полигон новую опытную партию передающих модулей. В октябре 1976 года мы приступили ко второму этапу испытаний передающего стенда. Я был назначен техническим руководителем этапа. Большую помощь оказали Ю.Б.Исаенко, Е.Н.Гришин и В.С.Лосев. В декабре работа завершилась, передающая аппаратура продемонстрировала достаточно высокую надежность и было принято решение о начале ее серийного производства".

В мае 1975 года в Печоре было создано управление военных строителей и развернулись работы, а 7 августа на базе строящейся РЛС сформирована войсковая часть 96876. Монтаж, настройка и ввод в эксплуатацию станций "Дарьял" поручены коллективу ГПТП "Гранит" . В соответствии с новым графиком работ, узел должен был войти в строй действующих в 1979 году.

Рассказывает А.Х. Крат .

"В 1976 году Печора представляла собой обычный провинциальный городок, разделенный болотом на две части: речную с пристанью, и железнодорожную с вокзалом. До 1953 года здесь были лагеря для заключенных. Часть лагерей сохранились, некоторые из них действовали. Город состоял из бараков и двухэтажных домов. Началось строительство пятиэтажных блочных и кирпичных домов. Население - около пятидесяти тысяч жителей. Семь - восемь человек из каждых десяти - бывшие заключенные или, как их называли, - расконвоированные .

Жили в гостинице "Печора" без воды в утренние и вечерние часы, но зато с тараканами в номере. В наш приезд в магазинах не было ни мяса, ни масла, ни картофеля. Было разливное молоко, яйца, хлебобулочные изделия и крупы. Узнал, что за последние одиннадцать месяцев каждым жителем города, включая стариков, детей и, безусловно, командировочных, выпито 90 литров водки .

Площадка под объект расположена в нескольких километрах от города, на небольшой возвышенности. К ней проложена дорога из железобетонных плит. Условия тяжелые, так как одновременно заканчиваются строительные работы, ведутся монтаж аппаратуры и ее настройка. В зданиях холодно, туалеты не работают. Вместо них - времянки, сооруженные у зданий РЛС прямо на улице... Одним из непонятных явлений оказался массовый выход из строя антенных усилителей станции. Это явление проявилось в резком снижении чувствительности радиоприемного устройства и в уменьшении общего количества обнаруживаемых и сопровождаемых станцией спутников за определенный промежуток времени.

Поскольку сам факт выхода из строя антенных усилителей носил явные признаки электромагнитной несовместимости, мне, как руководителю группы по ЭМС, пришлось возглавить эту работу. Самое активное участие в ней принимал сотрудник сектора В.А.Бураков . Бригаду настройщиков ГПТП возглавлял А.В.Котлов , и я попросил его дать перечень номеров усилителей, вышедших из строя. Составив поэлементную схему всего антенного приемного полотна и отметив на ней номера "пострадавших" усилителей, я получил области "выгорания", имевшие вполне характерные очертания.

Причина могла быть только одна - наличие на входе антенных усилителей недопустимых уровней мощности высокочастотного сигнала и постоянный механизм его появления. Таким мощным источником могло быть только собственное радиопередающее устройство РЛС. Но каким образом излучаемая радиопередающим устройством мощность попадала на вход радиоприемного устройства? Как всегда в подобных случаях, необходимо было набрать статистику.

С этой целью собрали специальный стенд, установили его на одном из этажей наклонной части РПУ, в центре области "выгорания", и начали измерения уровня помехи. Обработав полученную информацию, сделали однозначный вывод: всему виной переотражение сигнала от земли из-за особенностей рельефа местности. Необходимо поднимать угол первоначальной установки диаграммы направленности радиопередающего устройства. Сегодня, когда я рассказываю об этом, любой специалист может воскликнуть: "Это же очевидно!" Очевидно, но не в те годы. Дело в том, что все предварительные расчеты, проведенные разработчиками антенно-фидерных устройств, да и принятые проектные решения напрочь отметали вероятность этого явления.

Возвратились в Москву. Работаем. Проходит несколько дней. Вдруг звонок с печорского объекта: - Ремонтная бригада снова обнаружила массовый выход из строя антенных усилителей и все с теми же характерными признаками "выгорания" диодных ограничителей и входных транзисторов.

Вместе с В.А.Соловьевым , отвечающим за алгоритмическую часть, идем "на ковер" к Ю.В.Поляку . Сначала Юрий Владимирович обратился к Соловьеву: -

- Что вы думаете по поводу создавшейся ситуации?. Соловьев уверенно ответил:

- По моей "кафедре" все в порядке: первоначальный угол места поднят, проведена проверка. По этой причине усилители не должны выходить из строя. Поляк перевел взгляд на меня:

- Ну а ты что скажешь? Ни секунды не раздумывая, ответил:

- Причиной является опускание луча РПДУ ниже оговоренного углового положения. Поляк:

- Значит, ты считаешь, что это благоприобретенное? Я ответил утвердительно, и Юрий Владимирович продолжил:

- Ну, так вот, завтра - самолет в Печору. Оформляйте командировки и летите оба разбираться на месте.

На следующий день, к вечеру, мы уже снова на объекте, ставшем для нас вторым домом. Настроение - не из лучших. Срочно восстанавливаем измерительный стенд. На этот раз я твердо намерен документировать все измерения с тем, чтобы документы легли в основу протокола испытаний, хотя составление протоколов по таким вопросам, мягко говоря, не поощрялось. Решив вести практически непрерывную регистрацию уровня наводимой мощности, разбиваю членов своей рабочей группы по сменам. В первую половину дня каких-либо превышений обнаружено не было, и все спокойно уезжают на обед. Вторая половина дня также не дала ничего нового. На ночь дежурить вызвался Б.Ф.Крапоткин , отличавшийся безотказностью и исключительной добросовестностью. Утром следующего дня застаем его невыспавшегося и обросшего щетиной, но с сияющими глазами:

- Ночью я видел превышение допустимого уровня! Немедленно делюсь новостью с руководителем испытаний. Тот мрачно отвечает:

- Это ему приснилось. Удрученный ответом, следую на место установки стенда и решаю не уходить, пока не зафиксирую то, что увидел Крапоткин. Кроме осциллографа и другой аппаратуры, дополнительно устанавливаю самописец. Мое терпение и настойчивость были вознаграждены. Спустя некоторое время по поведению сигналов я увидел, что РЛС перешла в режим сопровождения цели. Интуитивно чувствую, что поведение амплитуды наводки носит необычный характер. Она возрастает и вот-вот превысит контрольную линию. Мгновенно включаю самописец. Лента поползла. К моему большому удовлетворению, перо самописца продолжало ползти все выше и выше, превысило контрольную линию и уже вычерчивало импульсы с все возрастающей амплитудой. Это означало только одно: спутник появился "из- за спины" РЛС и луч радиопередающего устройства, следя за ним, плавно приближался к линии горизонта, не останавливаемый никакими ограничениями. Внезапно сопровождение прекратилось, и самописец начал вычерчивать обычный "частокол". Я почувствовал, как напряжение спало.

Вечером, приехав в военный городок, доложил результаты работы В.М.Иванцову . Ситуация была проанализирована самым тщательным образом, в алгоритм работы станции внесены соответствующие изменения, и одна из очередных проблем внутрисистемной электромагнитной совместимости была окончательно решена".

Ссылки:

  • "Дарьял" РЛС
  • РО-30 в Печоре
  • РАКЕТНАЯ ОБОРОНА: ЛЮДИ И СИСТЕМЫ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»