Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

БАЙДУКОВ Георгий Филиппович 1907-1994

Родился 26 мая 1907 года. В 1926 году окончил Военно-теоретическую школу, в 1928 году - Военную школу летчиков, в 1935 году - Военно- воздушную академию. В 1936 году вместе с В.П.Чкаловым и А.В.Беляковым совершил беспосадочный перелет из Москвы на остров Удд, в 1937 году - беспосадочный перелет через Северный полюс в США .

Участник Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. С 1946 по 1949 год - начальник управления Гражданского воздушного флота. В 1951 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1952 года - заместитель начальника главного штаба Войск ПВО страны. С 1953 года - заместитель начальника штаба Войск ПВО страны по специальной (реактивной) технике. С 1954 года - первый заместитель начальника 4-го управления МО СССР, с 1955 года - первый заместитель начальника 4 ГУ МО, с 1962 по 1972 год - начальник 4 ГУ МО .

Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Г.Ф.Байдуков скончался 28 декабря 1994 года.

Начать хотелось бы с легендарного человека - Георгия Филипповича Байдукова, национального героя, выдающейся личности, человека чести и настоящего патриота Родины. Георгий Филиппович настолько яркая личность и так широко известен у нас в стране и в мире, что, как мне представляется, нет особого смысла пытаться написать что-либо новое о нем (да, наверное, и не мне за это браться). Может быть, имеет смысл только привести некоторые запомнившиеся нам, сотрудникам, работавшим под его руководством, моменты, неизвестные широкой общественности.

Вспоминает Ванцетти Петрович Куликов : "Не могу не сказать о нашем начальнике Г.Ф. Байдукове. Все, наверное, знают, что это был честный, принципиальный, смелый человек. Он, не имея инженерного образования, умело руководил главным заказывающим управлением, его уважали и начальники, и подчиненные, а также представители промышленности. И думаю, не только уважали, но и побаивались за его способность на любом уровне высказать правду.

Вспоминаю такой случай. Он вызвал меня и попросил доложить ему материалы, связанные с разработкой осколочных боевых частей , их эффективности (я был тогда ведущим инженером отдела по этому направлению работ, а он предпочитал знакомиться с работами из "первоисточников"). Я начал докладывать материалы, и в это время раздался звонок "кремлевки". Георгий Филиппович поднял трубку и некоторое время слушал позвонившего, который пытался на повышенных тонах высказать ему свое неудовольствие по каким-то вопросам (это был первый заместитель главкома маршал Н.Д. Яковлев ) и, не дождавшись окончания затянувшейся тирады маршала, пытался его остановить, повторяя "товарищ маршал, товарищ маршал" и под конец жестко сказал: "Товарищ маршал, я тоже могу и даже "трехэтажным", - и положил трубку. Обращаясь ко мне, как ни в чем не бывало:

"Так на чем мы остановились?" Я был восхищен его самообладанием и редкой способностью не распространять свои неприятности на подчиненных".

Лично мне запомнилась история с подготовкой последнего документа, который мне повезло разрабатывать по указанию и под непосредственным руководством Георгия Филипповича Байдукова. Это, по всей вероятности, был последний его доклад в высшие партийно-государственные инстанции. А дело было так. Вызвал нас с Геннадием Андреевичем Косиным наш начальник управления Михаил Иванович Ненашев и весьма туманно поставил задачу подготовить проект доклада в ЦК и Правительство по проблематике противоракетной обороны за подписью Байдукова. Поскольку задача была поставлена не совсем четко, очевидно, и проект письма получился соответствующего качества. Михаил Иванович взял документ и пошел к Байдукову. Вышел довольно быстро и говорит:

"Забраковал, говорит, не то. Иди к нему и лично получи указания" и показал на меня пальцем. Я напрягся, поскольку авторитет Георгия Филипповича приводил нас всех в трепетное состояние (а был я в то время в звании майора). Делать нечего, вошел в кабинет, доложил.

"Садись, - говорит Байдуков,- и слушай, я передам свой разговор с Устиновым (В то время секретарь ЦК КПСС. - Прим. автора), а ты уже сам сообразишь, что и как написать". Привожу почти со стенографической точностью разговор, который услышал в кабинете Байдукова.

Байдуков. "Дмитрий Федорович, хоть ты и считаешь меня старым дураком, но я все равно скажу все, что о тебе думаю".

Устинов. "Нет, я так не считаю".

Байдуков. "Считаешь, считаешь. Я-то знаю".

Устинов. "Что там у тебя, Георгий Филиппович?"

Байдуков. "Хочу написать тебе письмо о безобразном отношении к тематике противоракетной обороны и к главному конструктору Басистову со стороны Минрадиопрома ".

Устинов. "Не возражаю, только напиши в адрес Леонида Ивановича Горшкова и Николая Николаевича Детинова ". (Первый представлял ВПК, второй ЦК. - Прим. автора).

"На этом наш разговор окончился, - сказал Георгий Филлипович, - если тебе понятна суть, иди и пиши". Я заверил, что уловил идею обращения и пошел "ваять". Через час я принес Г.Ф. Байдукову отпечатанный текст его обращения в адрес Л.И. Горшкова и Н.Н. Детинова. Георгий Филиппович внимательно прочитал текст, не говоря ни слова, подписал его и приказал срочно отправить адресатам. Выйдя от него, я доложил М.И. Ненашеву, что обращение Байдуковым подписано. Михаил Иванович был поражен таким быстрым завершением работы, памятуя, что с первым вариантом мы под его руководством возились более половины рабочего дня. "Принеси, посмотрим, что ты там написал?" Посмотрел, покачал головой и велел срочно отправлять. Это было последнее обращение Георгия Филипповича Байдукова по делам нашего управления. Второй экземпляр с его подписью многие годы хранился в деле нашего управления. Сегодня, по всей вероятности, он перекочевал в архив Министерства обороны. Вот такой интересный эпизод, связанный с этим великим государственником был в моей жизни.

Необходимо только отметить, что в создании нашего, в то время 5 управления , Георгий Филиппович Байдуков сыграл решающую роль. Это исторический факт. См. Михаил Григорьевич Мымрин

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Байдуков в 1937 году был слушателем ВВА имени Н.Е. Жуковского и одновременно летчиком-испытателем нашего завода N 22 . Он не только испытывал серийные СБ , но вместе с Кастанаевым и Нюхтиковым участвовал в полетах на ДБ-А . В мае 1937 года Байдуков и Кастанаев установили на ДБ-А два рекорда скорости с грузом 5 тонн на дальность 1000 и 2000 км. Ни у Болховитинова, ни у других специалистов, работавших с ним в Москве и Казани, мыслей о полете через полюс на еще не доведенном до нужной надежности самолете не возникало. Я не могу с полной достоверностью ответить на вопрос, кто первым подал такую идею.

По рассказам Байдукова, он первый предложил полярному летчику Сигизмунду Леваневскому ознакомиться с машиной Болховитинова .


См. в Википедии Байдуков, Георгий Филиппович

Источник - Википедия

Георгий Филиппович Байдуков

Дата рождения 26 мая 1907
Место рождения разъезд Тарышта, Томская губерния, Российская империя
Дата смерти 28 декабря 1994 (87 лет)
Место смерти Москва, Россия
Принадлежность - Российская империя,  СССР
Род войск -ВВС
Годы службы 1926—1988
Звание Генерал-полковник ВВС СССР
Командовал дивизией, корпусом, заместитель командующего ПВО страны
Сражения/войны 
Великая Отечественная война:
освобождение Киева,
операция Багратион,
Восточно-Прусская операция,
многие другие
Награды и премии 
Герой Советского Союза
Орден Ленина, Орден Ленина, Орден Октябрьской Революции, Орден Красного Знамени,
Орден Красного Знамени, Орден Красного Знамени, Орден Красного Знамени, Орден Кутузова I степени,
Орден Суворова II степени, Орден Суворова II степени, Орден Кутузова II степени, Орден Отечественной войны I степени,
Орден Отечественной войны II степени, Орден Трудового Красного Знамени, Орден Дружбы народов, Орден Красной Звезды,
Орден Красной Звезды, Орден Красной Звезды, Орден Красной Звезды, 
Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» I степени
Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени
Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Юбилейная медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «За взятие Кенигсберга»
Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Государственная премия СССР Депутат ВС СССР
Иностранные награды:
Орден Крест Грюнвальда III степени
Орден Возрождения Польши 4-й степени
Серебряный крест ордена «За воинскую доблесть»
Чехословацкая золотая медаль «За укрепление дружбы по оружию»
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «50 лет Монгольской Народной Революции»
Медаль «50 лет Монгольской Народной Армии»
Георгий Филиппович Байдуков на Викискладе

Георгий Филиппович Байдуков (1907—1994) — советский лётчик-испытатель, генерал-полковник авиации (09.05.1961), Герой Советского Союза, кавалер наибольшего числа орденов СССР (22 ордена СССР), автор беллетристической и мемуарной литературы.

Родился 13 мая (по новому стилю — 26 мая) 1907 года на разъезде Тарышта (ныне Татарский район, Новосибирская область) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.
В 1926 добровольцем вступил в РККА. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 — Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС.
В 1931—1934 — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В начале августа 1935 в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.
20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9.374 км (полётное время 56 ч. 20 мин).
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон , США) протяжённостью 8 504 км.
С 1937 — снова лётчик-испытатель, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.
Участвовал в советско-финской войне в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка.
С началом Великой Отечественной войны был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов.
С января 1942 — в действующей армии: заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 — 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 — командир штурмового авиационного корпуса. Участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.
Генерал-майор авиации (17.03.1943).
Генерал-лейтенант авиации (19.08.1944).
После войны — на командных должностях в ВВС. В 1947—1949 — начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота . В 1949 — 1952 — заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части. В 1951 окончил Военную академию Генштаба. С 1952 — заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957—1972 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков — в отставке.
Жил в Москве. Член Союза писателей. Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937—1946 гг.) Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Из Стефановского

Старейший летчик -испытатель, волевой, опытный командир, он сумел исключительно четко, я бы сказал, на глубоко научной основе организовать многогранную испытательную работу в новой для мировой авиационной практики реактивной области, где каждый самолет, каждый двигатель таил в себе столько совершенно неизвестных, чаще всего опасных загадок. Мне особенно приятно писать эти строки. Они - о нашей молодости... Нам с Георгием Филипповичем почти одновременно довелось приступить к испытаниям самолетов. Первыми нашими машинами были новые четырехмоторные тяжелые бомбардировщики ТБ-3 . Байдуков, как и многие из нас, вначале увлекался не тяжелой авиацией, а легкими маневренными истребителями. Ведя учебные бои с мастером воздушного боя В. П. Чкаловым, он не раз и Валерия Павловича ставил в тупик своими совершенно необычными маневрами. Но командование решило бросить все лучшие летные кадры на освоение тяжелых самолетов. Георгий Филиппович стал, как и я, испытателем-бомбовозом. Участник знаменитого перелета по Северному, тогда еще совершенно не освоенному, маршруту на остров Удд, всемирно прославленного перелета из Москвы через Северный полюс в Америку , Г. Ф. Байдуков был правой рукой Валерия Павловича. Имея лучшую тренировку в слепом полете, Георгий Филиппович во время пилотирования в облаках неизменно находился за штурвалом. В перелетах он подменял не только командира экипажа, но являлся одновременно и вторым штурманом-радистом. И когда только отдыхал этот славный человек, бесподобный летчик - испытатель... Став всемирно известным, Георгий Филиппович остался самим собой, хватким, жадным до работы и на удивление скромным человеком.

Впоследствии Г. Ф. Байдуков занимал многие ответственные посты, в том числе начальника Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР. И сейчас генерал-полковник авиации Георгий Филиппович Байдуков продолжает плодотворно трудиться в кадрах Советских Вооруженных Сил.

Ссылки:

  • Чкалов Валерий Павлович (1904-1938)
  • Бабушкин М.С.: Полюс завоеван
  • Алимов Александр Петрович (1904-1992)
  • Семья, детство и юность А. Аджубея
  • Беляков А.В.
  • ИС - "ИСТРЕБИТЕЛЬ СПУТНИКОВ"
  • Главное управление вооружения Войск ПВО
  • Начальство едет на Полигон ПРО. Успешное испытание системы "А"
  • Самохин Михаил Иванович
  • "Востоки" или "Союзы? Проблемы сближения и стыковки
  • Черток Б.Е.: немного о себе
  • Неудачный полет Леваневского на АНТ-25 в Америку
  • КБ-22 Болховитинова: работа над дальним бомбардировщиком ДБ-А
  • ДИВИЗИЯ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ (ОД ПРН)
  • О заказчике и исполнителях работ по созданию РКО
  • Создание первой системы ПРО
  • ОБРАЗОВАНИЕ ВОЙСК ПРО И ПКО
  • ЦЕНТР КОНТРОЛЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА (ЦККП). ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ
  • КОМПЛЕКС РО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В "ТРЕУГОЛЬНИК"
  • БОЕВАЯ ЧАСТЬ ПРОТИВОРАКЕТЫ В-1000
  • БУДЕМ ГНУТЬ "ДУГУ"
  • ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СПРН. СТАНЦИЯ "ДАУГАВА"
  • ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СПРН
  • ОКОЛЬНЫЙ ПУТЬ "ДАРЬЯЛА" С ЗЕМЛИ АЛЕКСАНДРЫ В ПЕЧОРУ
  • К читателю - начальник вооружения ВС РФ А.М. Московский
  • Ракетно-космическая оборона гарант стратегической стабильности
  • ИДЕЯ КОМПЛЕКСА РАННЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ (РО)
  • Ненашев М.И. о надежности сложных систем РКО
  • Объект 224Б
  • О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ВЗЯЛИ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОЗДАНИЕ СИСТЕМ РКО
  • Посадка на острове Удд, Чкалов, Байдуков, Беляков
  • Снова через Северный полюс а Америку (открытие памятника в Ванкувере)
  • Беляков А.В. командируется за границу
  • Прокладка рекордного маршрута для АНТ-25, аэронавигация, Леваневский
  • Беляков А.В.: Учеба на летчика, назначение флаг-штурманом АОН
  • книга Беляков Александр Васильевич "В полет сквозь годы"
  • Рябчиков Е.И.: Рядом с испытателем
  • Если бы Гитлер началал операцию "Барбаросса" на месяц позже
  • Гагарина А.Т.: предвоенные годы
  • Истребители на звуковых и сверхзвуковых скоростях
  • Рябчиков Е. о своем аресте и лагерной жизни
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»