Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

СБ (АНТ-40) самолет, скоростной бомбардировщик

Скоростной бомбардировщик СБ относили к классу фронтовых бомбардировщиков. Он имел необычные для самолетов Туполева обтекаемые, даже изящные формы, полностью убирающееся шасси и гладкую обшивку с клепкой впотай. Скорость СБ достигала 450 км/ч, а потолок - 10 000 метров. Вскоре СБ произвел сенсацию, появившись во время гражданской войны в небе Испании. Там впервые продукция завода N 22 была широко использована в боевых условиях.

В 1936 году коллектив авиаконструкторов во главе с А. А. Архангельским под общим руководством А. Н. Туполева разработал двухмоторный бомбардировщик СБ с весьма высокими летными данными. В процессе его испытаний выявилась потребность произвести некоторые доводки и переделки. Замечания летчика-испытателя Константина Павловича Миндера А. А. Архангельский посчитал несущественными, доводки и переделки совершенно ненужными. О возникших разногласиях между летчиком и конструктором узнал Народный комиссар тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе и пообещал сам приехать на аэродром, чтобы "помирить стороны". Наши ребята подготовились к встрече наркома весьма своеобразно. Ведущий инженер самолета написал на фанерках краткие характеристики дефектов, установленных при испытаниях, и развесил эти фанерки на самолете: каждая вешалась там, где необходимо было произвести переделку или заводскую доработку. Приехав на аэродром, Серго Орджоникидзе сразу же направился к самолету. За ним поспешил и А.Н. Туполев . Машина, разукрашенная фанерками, удивила наркома, а конструктора привела в негодование. Срывая надписи, он бросал их на землю и сердито выкрикивал: - Что за номер выкинули? Не самолет, а рождественская елка. Хулиганство! - Почему - хулиганство? - охладил его пыл нарком. - По -моему, это очень оригинальная и убедительная рекламация. Г. К. Орджоникидзе внимательно прочитывал надписи на фанерках и спокойным голосом говорил конструктору: - Надо устранить. Вот нарком поднял с земли еще одну сорванную рекламацию, прочел ее и подал Андрею Николаевичу. Там значилось: "Для того чтобы снять магнето, нужно сначала снять мотор". - Уж это никуда не годится, - произнес Серго. - Обязательно нужно устранить. Остановившись у стрелковой точки штурмана, вслух прочел висевшую там надпись: "Установка не жесткая и при стрельбе вызывает большое рассеивание, практически не дает возможности вести прицельную стрельбу". Серго рассмеялся и, обращаясь к нам, столпившимся у самолета, сказал: - У вас получилась картина, аналогичная той, которую я наблюдал однажды на футбольном поле: громадной силы футболист бил по мячу, но никогда не попадал в ворота. - Повернувшись к Туполеву, добавил: - Не годится так, товарищ конструктор. Надо устранить. На все эти "надо устранить" конструктору оставалось только согласно кивать головой. Кто -кто, а Серго Орджоникидзе отлично знал технику, в том числе и авиационную.

Закончив осмотр самолета, нарком пригласил руководящий состав института поехать с ним. В Кремле собрались руководители партии и правительства. Серго Орджоникидзе обстоятельно доложил о недоработках на новом самолете. Затем в деловой, непринужденной беседе, в которой участвовали и мы, были намечены практические мероприятия и сроки по устранению выявленных на испытаниях недостатков скоростного бомбардировщика. Конструктор со всем согласился, а под конец... попытался охарактеризовать обнаруженные недостатки как "мелочи", не стоящие большого внимания. Вот тогда-то мы и услышали сказанные И. В. Сталиным слова: - В авиации нет мелочей, в авиации все является серьезным, - говорил он. Любая неустраненная мелочь может привести к гибели машины и экипажа. Впоследствии это высказывание стало девизом авиаторов. Предостережение И. В. Сталина относилось в одинаковой степени ко всем, кто был причастен к авиационной технике. Серьезно подходить к любому, даже самому незначительному, на первый взгляд, явлению - это требование стало всюду насаждаться железной рукой. Дисциплинированность и аккуратность позволили избежать многих аварий и катастроф, спасли жизнь не одному летчику. Конструктивные недостатки самолета СБ , после рассмотрения их на столь высоком совещании, были устранены исключительно быстро. Новый бомбардировщик внедрялся ускоренными темпами. Из-за большой спешки заводские испытания позволили снять лишь основные показатели, в частности определить максимальную скорость на границе высотности моторов. Затем самолет сразу же поступил в НИИ ВВС на государственные испытания. После обычных взвешиваний и обмеров К. П. Миндер слетал на определение скоростей по высотам. Но полученные в таком полете данные еще не дают полного представления о возможностях машины. Для этого необходимо получить аэродинамическую поправку на указатель скорости - провести так называемый километраж. Километраж выполнялся над аэродромом, как и положено, на высоте сто-двести метров. Самолет носился то в одну, то в другую сторону. С каждым выходом на новую прямую скорость становилась все больше. Вот Миндер выровнял машину, дал моторам полный газ и стал разгонять СБ до максимальной скорости. Все, кто находился на аэродроме, отложили свои занятия, с восхищением смотрели на стремительно несущуюся стальную птицу. Вдруг самолет потерял свои четкие очертания, как бы смазался. Разом оборвался натужно раскатистый рев двигателей, СБ круто перешел в набор высоты. Все недоумевали, с чего это Костя циркачить начал. А он издалека уже заходил на посадку. Наконец сел. Машина была неузнаваемой. Вместо изящного красавца с зеркально - гладкой поверхностью крыльев и фюзеляжа перед нами стоял урод, разрисованный вдоль и поперек большими трещинами. Летчик-испытатель выбрался из кабины и коротко бросил: - Флаттер . 6 Молодец Костя! Флаттеру, этому невидимому, коварному и безжалостному врагу авиации, требовались считанные мгновения, чтобы превратить прекрасное творение ума и рук в груду бесформенных обломков и похоронить под ними трех жизнерадостных парней - экипаж самолета. Миндер, раскуривая папиросу, поглядывает на нас Георгием Победоносцем. Не виним товарища в тщеславии, даже виду не подаем, что заметили его рисовочку. Пусть гордится. Заслуженно. Ведь он моментально и безошибочно оценил сложившуюся обстановку и принял единственно верное решение - убрал газ, плавно погасил скорость и прервал полет. Изучение "потрескавшегося" самолета позволило потом установить причину возникновения флаттера: недостаточная весовая компенсация элеронов. Конструктивную погрешность устранили. Самолет выдержал государственный экзамен. Мы - летчики - испытатели, а за нами и пилоты строевых частей обогатились новыми крупицами опыта борьбы с флаттером. К испытаниям СБ - самолета массового серийного производства - командование НИИ ВВС привлекло большинство летного и инженерного состава института. На мою долю выпала задача: определить максимально возможную дальность полета. Провели предварительные испытания на расход горючего при разных режимах полета и на различных высотах. Выяснилось, что машину практически возможно пилотировать до... полной выработки горючего. Посадка производилась с выключенными моторами. В очередном полете на СБ для определения его дальности на больших высотах не обошлось без неприятности. Идем на высоте. Запрашиваю штурмана о самочувствии. Петр Иванович Никитин молчит. Может, что-либо случилось с самолетным переговорным устройством? Нет. Александр Митрофанович Бряндинский , находящийся в передней кабине, слышит меня прекрасно, я его - тоже. Значит, подвело кислородное оборудование. Прекращаю выполнение задания и быстро снижаюсь. Никитин вдруг ожил, удивляется, почему так рано сбросили высоту. Словно спросонок. А он и в самом деле проснулся, как только самолет вошел в плотные, насыщенные кислородом слои воздуха. На земле разобрались. В высотно-кислородном приборе штурмана оказалась неисправность. Петр Иванович не заметил ее и вскоре из-за недостатка кислорода потерял сознание. Урок пошел впрок. Контроль за кислородным оборудованием в полете стал для каждого одной из важнейших обязанностей.

Высотные испытания завершили самым продолжительным перелетом по замкнутому треугольнику... Проходим последний отрезок маршрута - Серпухов - Щелково. Моторы работают ровно, И все-таки иногда мелькает тревожная мысль: не ошиблись ли инженеры в расчетах, хватит ли бензина. Внизу - сплошные леса. Садиться на вынужденную негде. Велю штурману сделать перерасчет оставшегося горючего. Брянденский докладывает: - Бензина - на донышках баков. Но до посадки хватит. - И чтобы рассеять мое беспокойство, начинает рассказывать анекдот. Не до анекдотов мне. А чего волнуюсь, сам не пойму. Сто километров показались восхождением на Голгофу. Наконец-то аэродром. Садимся. Самолет бежит по полосе. Остановился. Проверяю баки. Они сухи, как после протирки. Даже на рулежку не хватило бензина. Не зря беспокоился...

Со средним бомбардировщиком СБ , сданным в серийное производство, мне пришлось потом встречаться не раз. Вернее, с его модификациями. Самолет в дальнейшем претерпел немало "переизданий", вызванных последовательным совершенствованием авиационной техники. СБ-бис с двумя моторами М-103 имел опущенные вниз водяные радиаторы, лучшее обтекание и закрытую вращающуюся заднюю огневую точку.

Ссылки:
1. БИ-1: трудности с системой наведения и посадки реактивного перехват
2. ГИРД и ГДЛ объединены в РНИИ (НИИ-3)
3. Черток Б.Е.: начальник бригады спецоборудования и вооружения КОСТР
4. КБ-22 Болховитинова: работа над дальним бомбардировщиком ДБ-А
5. Черток Б.Е.: немного о себе
6. Халхин-Гол: военный конфликт с Японией, 1939 г.
7. Советская авиация 1929-1937 годов: потери от репрессий
8. Шахт Эрнст
9. Хользунов Виктор
10. Метаморфоза ОКБ им. А.С. Яковлева
11. БАЙДУКОВ Георгий Филиппович 1907-1994
12. Командир в воздушном бою
13. КАИ-1 учебно - тренировочный самолет
14. Оснащение бомбардировочной авиации скоростными машинами
15. СКОРОСТНЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ 30-Х ГОДОВ
16. Архангельский Александр Александрович
17. Учебно-тренировочный двухмоторный СБ - драмотический взлет
18. ТВОРЦЫ ГРОЗНЫХ МАШИН (АВИАКОНСТРУКТОРЫ)
19. Ицкович Зельман Исаакович
20. Архангельский А.А.
21. Туполев А.Н. в Болшевской шарашке
22. Туполев А.Н. в 1937 г
23. Туполев А.Н.: концепция развития авиации перед войной

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»