Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Туполев А.Н.: концепция развития авиации перед войной

Источник: Кербер Леонид Львович. Туполевская шарага  

Остается патриарх авиационной мысли в СССР - Андрей Николаевич Туполев. Философская концепция А.Н. Туполева была предельно четкой: "Самолеты нужны стране, как черный хлеб. Можно предлагать пралине, торты и т. д., но незачем, нет ингредиентов, из которых их делают. Следовательно:

а) нужно выработать доктрину использования авиации, основанную на реально возможных проектах машин;

б) на базе уже освоенной технологии и производственных возможностей создать крупносерийные образцы машин, отвечающих доктрине;

в) если эти образцы по своим данным будут немного отставать от западной рекламы-черт с ними, возьмем количеством;

г) чтобы между количеством и качеством не возник непоправимый разрыв, необходимо:

1) всемерно развивать технологию опытного самолетостроения, освободив его от забот по серии, для чего создать на заводах достаточно сильные серийно-конструкторские бюро;

2) опытные КБ загружать двумя видами задач: новыми образцами для серии и перспективными машинами, по своим данным резко вырывающимися вперед".

Эту концепцию он проводил довольно четко. Ее первой части соответствовали Р-3 , ТБ-1 , ТБ-3 ; ее второй части - такие выдающиеся для своего времени самолеты, как: СБ , АНТ-42 , АНТ-25 .

Кроме того он считал, что: "В условиях СССР карликовые КБ, пусть даже возглавляемые талантливыми конструкторами, многого достичь не смогут, нужны мощные организации по типу КОСОС , которых достаточно две, максимум три". В те годы он полагал, что таковыми могут быть сильные бюро, созданные вокруг Григоровича и Поликарпова . Свое убеждение он подкреплял такими примерами: "За 10 лет с 1927 по 1937 год наше бюро создало для страны 10 крупносерийных машин, отвечающих требованиям ВВС и ГВФ, это - Ил-4 , Р-3 , Р-7 , ТБ-1 , ТВ-ЗСБ , РД (АНТ-25) , ТБ-7 (АНТ-42) , АНТ-9 , АНТ-14 .

За эти же годы Н.Н. Поликарпов выпустил - И-5 , У-2 , Р-5 и И-16 , то-есть пять типов, ОКБ Ильюшина ИЛ-2 и ИЛ-4 , то есть два типа, а Бартини - ЕР-2 , то есть один. За те же годы Кочеригин , Голубков , Ицкович , Москалев , Флоров , Боровков , Грибовский , Цыбин , Пашенин , Гроховский , Щербаков , Чачовников , Беляев , Таиров , Рафаэлянц , Жоншай , Козлов , Нуров , Ермолаев , Толстых , Висковат , Черановский , Невдачин , Яковлев - перечислил 24 главных, их было, конечно, больше, - каждый из которых имел свое КБ, не дали ВВС ни одного! Видимо, многих из этих людей, талантливых конструкторов, в крупных ОКБ можно было бы использовать продуктивнее. Не забывайте и экономическую сторону дела, денег у страны было немного, а сколько стоило содержание всех этих бюро!"

Было бы наивным изображать А.Н. Туполева толстовцем и "непротивленцем". Крупный талант, независимо от сферы его деятельности, всегда и везде угнетал менее способных. Обычно это проявляется уже с первых классов школы. Однако к чести Туполева следует отнести, что существование многих карликовых бюро имело место в то время, когда он совмещал в себе не только руководителя КОСОС , но и главного инженера ГУАП . В то время он обладал властью одним росчерком пера уничтожить любое такое микробюро. Он этого не делал. Право же критически относиться к деятельности других есть неотъемлемое право каждого. Большинство это признавало, однако, некоторые мириться не хотели. Одним из них мог быть и А.С. Яковлев . Исключить возможности, открывающиеся от его близости к "корифею", было бы неверным. На эту мысль наталкивают и некоторые страницы его книги "Цель жизни" . Так или иначе, А.С. Яковлев неоднократно проявлял недоброжелательность к А. Н. Туполеву. Оставим в стороне мелкие уколы в приверженности Туполева к доктринам ДУЭ и Митчеля , ибо они господствовали в то время в умах военных, и массовое производство ТБ-1 и ТБ-3 шло, естественно, не по желанию А.Н. Туполева, хуже другое.

В 1943 году, когда ход войны переломился, и от обороны страна перешла в наступление, никто другой, как он настоял на том, чтобы налаженное производство ТУ-2 в Омске было прекращено и заменено ЯК-3 . В наступлении же, конечно, нужнее были ТУ-2. Такой концепции отвечали и черты характера.

Ссылки:

  • Развитие авиации в советской России
  • ТУПОЛЕВ А.Н.- ЗАКЛЮЧЕННЫЙ СПЕЦТЮРЬМЫ ЦКБ-29
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»