Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Завод N 22 на Филях: история

Авиационный завод на Филях ведет свою родословную с 1923 года. Все начиналось с затерявшихся в лесном массиве недостроенных корпусов Русско-Балтийского вагоностроительного завода . В 1923 году эти корпуса начала осваивать фирма "Юнкерс" . В те годы немецкая фирма "Юнкерс" была единственной в мире, которая освоила технологию строительства цельнометаллических самолетов. В 1926 году Советское правительство расторгло концессионный контракт с немцами. Перед оставшимися на заводе немногочисленными советскими специалистами была поставлена задача использовать немецкий опыт и освоить серийное производство разработанных Андреем Николаевичем Туполевым первых отечественных цельнометаллических самолетов. Это были двухместные разведчики АНТ-3 (Р-3) и истребители АНТ-5 (И-4) .

Первый директор завода Федор Малахов с трудом набрал группу из 40 конструкторов и технологов, которые начали переделывать под серию чертежи туполевских самолетов. Оборудование и корпуса завода были в плачевном состоянии. С наступлением холодов прямо в цехах рабочие разводили костры, чтобы обогреваться, - отопление еще не работало. Рабочие жили в окрестных деревнях, москвичи приезжали на работу по железной дороге и от станции вышагивали километры по грязи.

Сорокачетырехлетний, богатырского сложения, русоволосый директор Малахов сплотил коллектив под лозунгом "Трудовой народ, строй воздушный флот!" Было решено построить на Филях авиазавод-гигант. Завод вошел в подчинение наркомвоенмора Ворошилова, получил N 22 и наименование "имени десятилетия Октября". С большим размахом развернулось строительство новых корпусов, ангаров, бараков-общежитий и многоэтажных жилых домов. Летом 1928 года с заводского аэродрома вместо "юнкерсов" начали взлетать туполевские Р-3 и И-4. Летом 1928 года с заводского аэродрома вместо "юнкерсов" начали взлетать туполевские Р-3 и И-4. Их облетывали первые заводские летчики-испытатели Моисеев и Лозовский . В 1928 году конструкторское бюро завода, именовавшееся КОСТР , стало выпускать для серийного производства чертежи самолета ТБ-1 (АНТ-4) . На заводе опытных конструкций ЦАГИ их было построено всего два экземпляра.

В 1928 г. началось освоение серийного производства нового туполевского самолета Р-6 . По замыслу это должен был быть самолет дальней разведки и "воздушный крейсер" для сопровождения бомбардировщиков и для воздушного боя. Завод N 22 выпустил всего полсотни таких самолетов, после чего передал их производство на другой завод. В 1930 году на заводе N 22 началось производство первых туполевских пассажирских самолетов АНТ-9 .

Я застал в 1930 году уже развернутое серийное производство этих самолетов. Всего завод выпустил более семидесяти АНТ-9 и в 1932 году их производство прекратил.

Наибольшую славу заводу N 22 принес выпуск сотен тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 (АНТ-6) . В 1927 году начальником заводского технического бюро - по-современному это отдел главного технолога - был назначен двадцатипятилетний выпускник Военно-воздушной академии РККА имени Н.Е. Жуковского Сергей Петрович Горбунов а позднее комиссаром к нему была назначена Ольга Миткевич .

На заводе N 22 после гибели Горбунова и ухода Миткевич исполняющие обязанности директора приходили и уходили, не оставляя следа. Летом 1936 года на заводе появился главный инженер Борис Николаевич Тарасович , который за неимением директора взял всю власть на себя. До 1930 года Тарасович был директором Коломенского паровозостроительного завода . В 1930 году он был арестован и осужден по делу "промпартии" Это был тот самый завод в лесу за рекой, где до 1926 года строились самолеты Юнкерса . В 1927 году концессионный договор с немцами был расторгнут и завод, получивший статус военного, перешел к освоению отечественной серийной технологии металлического самолетостроения.

Завод N 22 очень бурно расширялся. Строились новые корпуса, аэродромные ангары, жилой поселок. В цехах устанавливалось много нового оборудования, шел интенсивный процесс набора рабочих, обучения их новым, доселе незнакомым профессиям.

Директор завода N 22 Горбунов Завод начал свою деятельность с выпуска самолетов конструкции Туполева. Это были первые цельнометаллические истребители И-4 , двухмоторный разведчик Р-6 , двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 , трехмоторный пассажирский АНТ-9 . В производственной и общественной работе я преуспевал настолько, что через два года был выдвинут в комитет комсомола. Многотысячный коллектив завода в массе своей составляла молодежь, увлеченная техникой, но не имевшая опыта и знаний. Овладение технологией производства имело решающее значение для выполнения нового задания - освоения серийного производства самого крупного в мире тяжелого бомбардировщика ТБ-3 (АНТ-6) . Техническое руководство завода видело в комсомольской организации активного помощника в реализации лозунга "Люди, овладевшие техникой, решают все".

Завод N 22 имени Горбунова во время войны был эвакуирован в Казань. Он так и остался в Казани заводом авиационным, уступив филевскому заводу честь борьбы за освоение космоса. На заводе N 22 за время войны хозяином стал заместитель Туполева Архангельский , а затем Мясищев .

Замечание читателя: 2014-04-14 23:40:29 Владимир Соколов byzeterna@mail.ru: Марголин Семен Леонтьевич, род. 1895, в Санкт-Петербурге, еврей, член ВКП(б), директор авиационного завода № 22. Адрес: Малый Патриарший пер., д.3, кв.5. Рассстрелян 26.09.1937. Место захоронения: Донское.

Ссылки:

  • Чижиков Семен
  • Активизация ракетчиков в Германии. Черток ничего не знал о Королеве
  • Постановление о разработке межконтинентальных крылатых ракет, 1954 г.
  • Положение в авиации накануне войны
  • Институт "Рабе": структура и деятельность, 1945 г.1
  • Черток Б.Е. и авиационный завод N 22
  • "Буран"- межконтинентальная крылатая ракета и другие разработки Мясищева при Хрущеве
  • Черток Б.Е.: немного о себе
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»