Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Дом искусств, Шкловский и Горький, 1920 г

См. История "Дома искусств" "1920 год. Эпоха бесконечных голодных очередей, "хвостов" перед пустыми продовольственными распределителями, эпическая эра гнилой промёрзшей падали, заплесневелых хлебных корок и несъедобных суррогатов. В этом страшном 1920 году Виктор Шкловский, тогда убеждённый и бурный защитник футуризма и вообще "формализма" в искусстве, обнищавший, с красным носом (красным от холода) и с распухшими красными веками (красными и распухшими от голода), изобразил со свойственной ему яркостью в статье "Петербург в блокаде" этот период петербургской жизни" 53ф. А знаменитый сказочник Евгений Шварц в 1953 году вспоминал об доме искусств так: "Возвращаюсь к 21 году. Я чувствовал себя смутно, ни к чему не прижившимся. Театр, несмотря на статью Шагинян "Прекрасная отвага" и похвалы Кузмина, - шатался. Морозы напали вдруг на нас - и какие. В нашей комнате лопнул графин с водой. Времянки обогревали на час-другой. Попав с улицы в тепло, я вдруг чувствовал, что вот-вот заплачу. <...> Скоро я убедился, что не слышу ни Чуковского, ни Шкловского, не понимаю, не верю их науке, как не верил некогда юридическим, и философским, и прочим дисциплинам. Весь литературный опыт мой, накопленный до сих пор, был противоположен тому, что читалось в Доме искусств. Я допускал, что роман есть совокупность стилистических приёмов, но не мог поверить, что можно сесть за стол и выбирать, каким приёмом работать мне сегодня. Я не мог поверить, что форма не органична, не связана со мной и с тем, что пережито. То, что я слышал, не ободряло, а пугало, расхолаживало. Но не верил я в приём, в нанизывание, остранение, обрамляющие новеллы, мотивировки, оксюморон и прочее - тайно. Себе я не верил ещё больше. Словом, так или иначе, я перестал ходить на лекции. Я шагал по улице и увидел афишу:

"Вечер "Серапионовых братьев"". Я знал, что это студийцы той самой студии Дома искусств, в которой я пытался учиться. Я заранее не верил, что услышу там нечто человеческое. Дом искусств помещался в бывшем елисеевском особняке, мебель Елисеевых , вся их обстановка сохранилась. С недоверием и отчуждённостью глядел я на кресла в гостиных. Пневматические, а не пружинные. На скульптуры Родена - мраморные. Подлинные. На атласные обои и цветные колонны. Заняв место в сторонке, стал я ждать, полный недоверия, неясности в мыслях и чувствах. Почва, в которую пересадили, не питала. Вышел Шкловский , и я вяло выслушал его. В то время я не понимал его лада, его ключа. Когда у кафедры появился длинный, тощий, большеротый, огромноглазый, растерянный, но вместе с тем как будто и владеющий собой Михаил Слонимский , я подумал: "Ну вот, сейчас начнётся стилизация". К моему удивлению, ничего даже приблизительно похожего не произошло. Слонимский читал современный рассказ, и я впервые смутно осознал, на какие чудеса способна художественная литература.

Представление об обстоятельствах этого ранения можно составить по "Сентиментальному путешествию" или письмам. См. Шкловский воюет на Украине Валентина Ходасевич продолжает: "Он вскоре включился в литературную работу, много изучал, писал, бурлил и организовал "Общество поэтического языка" - "Опояз" , куда вошли В. Маяковский, О.Брик и другие "левые" писатели и поэты. В дальнейшем вся наша "коммуна" полюбила Шкловского, и он стал у нас своим человеком. Он появлялся неожиданно и пропадал вдруг на многие дни. Однажды, рано утром, он появился растерянный, давно не бритый, весь ушедший в свои мысли. Он сказал, что хотел бы у нас побриться, так как ему кажется, что комната художника Ракицкого очень для него удобна. Вид у него был озабоченный. Я нашла у моего мужа, ушедшего на работу, безопасную бритву, со сравнительно малоиспользованным лезвием, что было большой редкостью в ту пору, и вручила её Шкловскому. Поставила зеркало на стол, дала полотенце, горячую воду - всё "как в лучших парикмахерских" - и ушла срочно доканчивать рисунок в свою, соседнюю комнату. Всё затихло. Я углубилась в работу и вдруг вспоминаю о Шкловском. Кричу ему: "Ну что же, Виктор Борисович, побрились?" В ответ я услышала что-то невнятное и пошла посмотреть, в чём дело. То, что я увидела, было довольно страшно: Шкловский сидел перед зеркалом, шея его была замотана окровавленным полотенцем, в зеркале я увидела лицо, по щекам и подбородку которого да и по шее сочилась и текла кровь, а глаза были грустные и испуганные. Он тихо и покорно сказал: "Может, можно чем-нибудь помочь мне?". Мои познания в оказании медицинской помощи были весьма ограниченными. Я притащила чистое полотенце и перекись водорода. Мы оба со Шкловским вспомнили, что при кровотечении из раны накладывают повязку-жгут, чтобы приостановить приток крови. В. Б. обмотал чистым полотенцем, из которого мы сделали жгут, шею, взял один конец его в руки, а меня просил сильно тянуть за другой конец. Вскоре я увидела, что В. Б. побагровел и тяжело дышит. Я отпустила конец, и Шкловский с облегчением вздохнул. Бедненький, он сидел изнеможённый и притихший. Я промыла ему все порезы перекисью, кровотечение прекратилось, но вид у него был страшноватый. Подпухшее лицо и шея в ссадинах. В общем-то, всё обошлось благополучно, и мы отделались испугом. Понять было трудно, как удалось человеку так себя изувечить безопасной бритвой. Немного погодя Шкловский уже весело изрёк: "Ну, надеюсь, что у меня не будет ни сифилиса, ни чего-нибудь серьёзного". Сижу у себя в комнате - рисую. Деликатное постукивание в дверь - это Алексей Максимович. Просит прийти к нему в библиотеку. Следую за ним. Он показывает мне на стол и на нём нечто непонятное. Больше всего это похоже на ворох мятых, небрежно сложенных газет. - Вот посудите сами, можно ли выпускать из дома книгу, да ещё уважаемую и редкую книгу? Вот во что превратил её Шкловский! - гудел мрачным басом Алексей Максимович. - Выпросил-таки для работы, а я, дурак, ему поверил, что вернёт быстро и в полном порядке. Какое безобразие - полюбуйтесь! Это было "Сентиментальное путешествие" Стерна, без переплёта. Между страницами в большом количестве торчали рваные куски бумажек с пометками, книга разбухла невероятно, брошюровка разорвалась, углы страниц завились стружками. - Уму непостижимо, как можно было довести книгу до такого состояния. И о какой работе над такой книгой может идти речь, если и разобраться в ней уже нет никакой возможности! Просто хоть выбрасывай! - продолжал возмущаться Горький. - А возвращая мне эту бывшую книгу, Шкловский благодарил и сказал, что великолепно поработал. Я не могла удержаться от смеха, глядя на эту "работу" Шкловского. Наконец рассмеялся и Алексей Максимович, Шкловского он в ту пору любил". Это был пир во время голода, словами замещались хлеб и мясо. Дом искусств и сам пожирал окружающий мир: в его печках сгорели несколько окружающих домов и несчётное количество заборов - из тех, что не успели разобрать на дрова окрестные жители.

Ссылки:

  • ШКЛОВСКИЙ В.Б.: МОСКВА И ПЕТРОГРАД, 1920
  • Студия и Институт истории искусств
  • ПИР СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ С ГЕРБЕРТОМ УЭЛЛСОМ, 1920 г
  • Чичерин Николай Иванович (1724-)
  • Шкловский и "Серапионовы братья"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»