Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Лавинский Антон Михайлович (1893–1968)

См. в Википедии Лавинский Антон Михайлович

Источник - Википедия
Лавинский Антон Михайлович - Скульптор, архитектор, график, дизайнер, сценограф, 1893 – 1968

Родился в Сочи в семье работника таможенной морской охраны. В 1913 году окончил 
архитектурно-строительное отделение Технического училища в Баку.
В 1913 переехал в Петербург. В качестве вольнослушателя посещал занятия Л. В. 
Шервуда на скульптурном отделении Высшего художественного училища живописи, 
скульптуры и архитектуры при ИАХ.
В 1915–1917 находился на военной службе. Учился в Государственных свободных 
художественно-учебных мастерских (1918–1919) у Л.В. Шервуда и А.Т. Матвеева. 
Организовал в Сочи скульптурную школу-студию (1918).
Принимал участие в реализации плана монументальной пропаганды, по которому 
выполнил памятник К. Марксу для Красного Села, модель памятника М.Е. Салтыкову-
Щедрину. В 1919 создал проект монумента Октябрьской революции (в соавторстве с 
В.А.Синайским).
В 1919 направлен в Саратов для преподавания в Саратовских государственных свободных 
художественных мастерских. Член саратовского «Общества художников нового 
искусства» (Презентисты). В 1920 переехал в Москву. Сблизился с В. В. Маяковским и 
группой художников Института художественной культуры (Инхук).
Председатель "ИНХУКА" О.М.Брик. Члены "ИНХУКА": Родченко, Ант. Лавинский, 
Николай Тарабукин, Варвара Степанова, А. Веснин, А. Бабичев, Л. Попова, Г. Стенберг, 
В. Стенберг, К. Медунецкий.
Член объединения «ЛЕФ» (с 1921), художник одноименного журнала.
Лавинский активно работает в полиграфии, где блистают российские дизайнеры, 
получившие мировое признание, такие как А.Родченко, В.Степанова, С.Телингатер, 
А.Ган, Л.Лисицкий, Г.Клуцис, С. Сенькин и братья Стенберги.
Художники, совсем недавно занимавшиеся экспериментами с «чистой живописностью», а 
затем резко перешедшие на службу реальной жизни, налету открывают и осваивают 
универсальную проектную деятельность - дизайн. Яркий пример - дизайнерский подход к 
заказу на проведение рекламной кампании Государственного издательства РСФСР - ГИЗа.
Получившие этот заказ конструктивисты-лефовцы не ограничились созданием рекламных 
плакатов, но разработали и формы демонстрации, продажи и хранения книг. По проекту 
А. Лавинского и А. Родченко оформление строилось на сочетании цветов - черного, 
красного и золота. Они же разработали типовую вывеску книжного магазина. Е.Семенова 
и Е.Лавинская спроектировали систему расстановки книг в витринах с использованием 
передвижных полок, А. Родченко и В. Степанова - головной убор для продавцов, А. 
Лавинский - книжные киоски с трансформирующейся конструкцией. Рекламные плакаты 
делали В. Степанова, А. Лавинский, А. Левин и другие.
Из книги: Графический дизайн в России Год издания: 2008
Вот что пишет Вячеслав Полонский в книге "Моя борьба на литературном 
фронте". Дневник. Май 1920 — январь 1932. Публикация, подготовка текста и 
комментарии С. В. Шумихина.
Когда в 19—20 г<одах> он в РОСТе организовал «окна», он собрал небольшую компанию 
— он сам, Лиля Брик, Левин, Лавинский, Осип Брик, — и сообща «мазали» плакаты. 
Получали что-то с кв. метра, — писали плакаты все — подписи делал Маяковский. 
Выколачивали большую монету. Помню — с ними трудно было работать: когда я в ПУРе 
пытался привлечь их, — оказалось не под силу. Слишком большие денежные аппетиты 
были у этого колхоза. Но делали дело талантливо, с блеском.
«Я сидела в маленькой комнате и рисовала, вспоминает очевидец Елизавета Лавинская. - 
По лефовским законам это уже был грех, можно было заниматься фотомонтажом, а уж 
если рисовать, то рекламные плакаты <...>».
Антон Лавинский, ее муж, как раз и принадлежал к лефовским художникам. О его 
рекламных плакатах соратник по Лефу писал в 1925 году: «...все - четко и броско. Четко и 
броско только потому, что правильно понята функция плаката, и каждый плакат не 
рассредоточивает, а собирает внимание остроумной комбинацией прочно-вмонтируемых 
снимков рекламируемых вещей».
По мнению Е. В. Бархатовой в статье Русский конструктивизм 1920-х - 1930-х годов
Родченко, Лавинский, Сергей Сенькин опубликовали в "ЛЕФЕ" и плакаты, которым 
теоретики конструктивизма отводили особую и очень важную роль. Плакат сознательно 
противопоставлялся станковому творчеству, живописи, объявленной принадлежностью 
свергнутого буржуазного общества. В "саженных рожах" плакатов коренятся "зародыши 
обновления", которые необходимы для новых форм искусства, идущих от "культуры 
индустриализма, от культуры производства", — утверждали многие теоретики . Один из 
них, Тарабукин, рассматривал плакат как "наиболее выразительную форму 
изобретательности и мастерства" и считал, что "роль мастера-плакатиста вполне адекватна 
роли инженера-конструктора".
Создавая совершенно новые по стилистике плакаты, конструктивисты и их последователи 
отказывались от традиционной образности и часто придумывали сугубо 
геометризованные композиции, целиком построенные на контрастах шрифта, 
разномасштабных буквенных гарнитур, полиграфических планок и линеек, рисунок 
которых оттенялся контрастом цветовых плоскостей.

1920-1926 годах Лавинский профессор Вхутемаса в Москве на скульптурном, а затем 
деревообрабатывающем факультетах.
По мнению Лавинского, художник должен уйти в инженерию как в новую утилитарную 
сферу и организовать ее зрительное восприятие. В 1921–1922 выполнил проект «Город на 
рессорах», в 1922 выступил в Инхуке с докладом «Инженеризм», в котором обосновал 
его: город будущего решен у Лавинского в виде радиально-кольцевой схемы, диаметры 
которого — два перпендикулярно расположенных бульвара; каждый сектор круга 
разделен на кварталы бульварами, предназначенными для пешеходного движения; 
постройки подняты на опорах в виде стальных ферм рессорной конструкции, под 
которыми пролегают транспортные магистрали. На первых ярусах — общественные 
учреждения, выше — жилые помещения. Строительные материалы — сталь, алюминий, 
стекло, асбест.
Работал в «Окнах сатиры РОСТА» (с 1920). Один из первых мастеров фотомонтажного 
плаката, занимался киноплакатом, рекламой, оформлением книг. Автор афиши 
кинофильма «Броненосец «Потемкин»: 1905 год» (1926), плакатов «Открыта подписка на 
"Рабочий факультет на дому"», «Экспорт — импорт СССР» (оба — 1926), «Красная 
Армия — школа гражданина…» (1927) и других.
Выполнил оформление спектакля «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского в постановке В. Э. 
Мейерхольда (1921; в соавторстве с В. П. Киселёвым и В. Л. Храковским); декорация — 
конструктивная система лестниц, мостков, помостов вокруг полусферы с надписью 
«Земля». Выступил режиссером и художником кинофильма «Радио» (1927). В 1923–1925 
выполнял оформление киосков для Госиздата и Моссельпрома, в 1927 — проект 
«Радиотрибуны». Совместно с Эль Лисицким участвовал в разработке экспозиции 
советского павильона на Международной выставке печати в Кёльне (1928).
Им оформлялись обложки книг В.В. Маяковского

Ссылки:
1. ЛЕФ, "Про это", 1923
2. Лавинская Елизавета

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»