Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Лисицкий Эль (1890-1941)

См. в Википедии Лисицкий, Лазарь Маркович

Источник - Википедия
Лисицкий, Лазарь Маркович
(книжную графику на идише подписывал именем Лейзер (Элиэзер) Лисицкий ; 10 
(22) ноября 1890, с. Починок Смоленской губернии (ныне Смоленская область) — 30 
декабря 1941, Москва) — советский художник и архитектор, также широко известный как «Эль 
Лисицкий».
Эль Лисицкий один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Совместно 
с Казимиром Малевичем разрабатывал основы супрематизма.

Лазарь Мордухович Лисицкий родился в семье ремесленника-предпринимателя Мордуха 
Залмановича Лисицкого и домохозяйки Сарры Лейбовны Лисицкой. Окончил реальное училище в 
Смоленске (1909). Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы 
в Дармштадте и в Рижском политехническом институте, эвакуированном во время Первой мировой 
войны в Москву (1915—1916). Работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна.
С 1916 года участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в 
коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в 1920 году в Киеве. Тогда же, 
в 1917 году занялся иллюстрацией изданных на идише книг, в том числе современных еврейских 
авторов и произведений для детей. С использованием традиционной еврейской народной 
символики создал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг» (еврейское 
народное издательство), с которым он 22 апреля 1919 года подписал контракт на иллюстрацию 
11 книг для детей. В этот же период (1916) Лисицкий принял участие в этнографических поездках 
по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы с целью выявления и фиксации 
памятников еврейской старины; результатом этой поездки явились опубликованные им в 1923 
году в Берлине репродукции росписей могилёвской синагоги на Школище и сопроводительная 
статья на идише Воспоминания о могилевской синагоге, журнал 
«Милгройм» — единственная теоретическая работа художника, посвящённая еврейскому 
декоративному искусству. 
В 1918 году в Киеве Лисицкий стал одним из основателей «Култур-лиге» (идиш: лига культуры) — 
авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание 
нового еврейского национального искусства. В 1919 году по приглашению Марка Шагала переехал 
в Витебск, где преподавал в Народном художественном училище (1919—1920).
В 1917—1919 годах Эль Лисицкий посвятил себя иллюстрации произведений 
современной еврейской литературы и в особенности детской поэзии на идише, став одним из 
основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации. В отличие от тяготевшего к 
традиционному еврейскому искусству Шагала, с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича 
обратился к супрематизму. Именно в таком ключе выполнены более поздние книжные 
иллюстрации начала 1920-х годов, например к книгам периода Проуна «?????? ?????» 
(см. фотографию, 1922), «Шифс-карта» (1922, см. фотографию), стихи Мани 
Лейба, 1918—1922), Равви (1922) и другим. Именно к берлинскому периоду Лисицкого относится 
его последняя активная работа в еврейской книжной графике (1922—1923). После возвращения в 
Советский Союз Лисицкий к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался.
С 1920 года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в 
московском Вхутемасе (1921) и Вхутеине (с 1926); в 1920 вступил в Инхук.
В мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна» (1920—1924). В 1923 
году выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы «Победа над Солнцем».
В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «Стиль».
Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем 
вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для 
Москвы, 1923—1925).
В 1930—1932 годах по проекту Эля Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк» 
55.777277, 37.610828 (G) (O) (дом № 17 по 1-му Самотечному переулку). Типография Лисицкого 
отличается удивительным сочетанием огромных квадратных и маленьких круглых окон. Здание в 
плане похоже на эскиз «горизонтального небоскрёба» Лисицкого.
Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, «Клином 
красным бей белых!»; разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 
годах. Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный 
организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве 
(1927 год).

Он увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Одно из лучших изображений этой 
области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929), где над обобщёнными 
архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в 
единое целое.
В 1937 году был опубликован фотомонтаж Эль Лисицкого, посвященный принятию Сталинской 
Конституции, он представлял собой «лубочный» тематический цикл из четырех выпусков журнала 
«USSR in Construction», которые исследователь Ульрих Шмид назвал иллюстрированной книгой, в 
этом же году вышел фотомонтаж художника «Молодые люди сравнивают старую Конституцию с 
новой».
Лисицкий умер от туберкулёза в декабре 1941 года. Его последней работой был плакат «Давайте 
нам больше танков». Похоронен на Донском кладбище в Москве вместе с отцом Марком 
Соломоновичем, родным братом Рувимом и его женой Лёлей.


Ссылки:

  • Лавинский Антон Михайлович (1893–1968)
  • Большевики руководят литераторами, но разрешают им соревнуются, 1924
  • Маяковский и Брики в Берлине
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»