Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Юрьев Борис Николаевич 1889-1957

Юрьев Борис Николаевич [29.10(10.11). 1889, Смоленск, - 14.3.1957, Москва], советский учёный в области аэродинамики, академик АН СССР (1943), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1944). Ученик Н. Е. Жуковского. После окончания в 1919 МВТУ преподавал там же (1919-29, с 1925 профессор). Участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского (преподавал в 1920-49), Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе (преподавал в 1930-40). В 1944-50 председатель Комиссии по истории техники АН СССР, с 1950 заведующий лабораторией прикладной аэродинамики в институте механики АН СССР. В 1910-11 Юрьев совместно с Г. Х. Сабининым развил теорию воздушного винта, в которой вызванное винтом течение впервые было связано с геометрией лопасти; вывел формулы для вычисления относительных скоростей около лопасти винта при конечном числе лопастей, уточнив вихревую теорию винта Жуковского; разрабатывал вопросы индуктивного сопротивления крыльев. В 1912 Юрьев построил модель геликоптера одновинтовой схемы в натуральную величину, демонстрировавшуюся в Москве на 2-й Международной выставке по воздухоплаванию и удостоенной золотой медали. Созданием Юрьевым в 1930 первого экспериментального вертолёта ЦАГИ-ЭА-1 было положено начало развитию отечественного вертолётостроения. В 1941 совместно с И. П. Братухиным сконструировал 2-винтовой вертолёт "Омега", который впервые был показан на воздушном параде в Тушино в 1946. Государственная премия СССР (1943, 1946). Награжден 2 орденами Ленина, 2 другими орденами и медалями.
Основоположник отечественного вертолётостроения академик Б.Н. Юрьев в своих исследованиях винтокрылых аппаратов большое значение уделял самолётам вертикального взлёта и посадки с воздушными винтами. в его монографиях "Гелекоптеры" и "Исследования лётных свойств гелекоптеров", опубликованных в трудах ВВИА им. Н.Е. Жуковского в 1935 и 1939 гг., СВВП посвященыглавы "Комбинирования гелекоптера с аэропланом" и "Гелекоптеры превращающиеся в аэропланы", в которых рассматриваются различные схемы винтовых СВВП, сочитающих свойства вертолётов и самолётов и особенности их конструкций.
Под руководством Б.Н. Юрьева в 1934 - 1936 гг. студентом Ф.П. Курочкиным был разработан проект СВВП - истребителя "Сокол" с поворотными винтами, превосходящий по уровню проработки известные проекты зарубежных СВВП, но остовавшийся долгое время неизвестным.
В 1946 - 1947 гг. в под руководством Б.Н. Юрьева в ВВИА инженерами Ф.П. Курочкиным и В.Н. Тироном был разработан ряд проектов СВВП - истребителей с соосными воздушными винтами и вертикальным положением фюзеляжа, отличающихся оригинальной компоновкой и высокими расчётными характеристиками. (Проекты КИТ) 
В 1954 - 1955 гг. в МАИ на кафедре "Проектирование и конструкция вертолётов" (С-2) под руководством Б.Н. Юрьева и И.П. Братухина сомстно с Всесоюзным электротехническим институтом, возглавляемым академиком А.Г. Иосифьянцем, разрабатывался проект десантно-транспортного СВВП с соосными винтами, приводимыми от ТВД с помощью электрической трансмиссии. Для разработки проекта на кафедре С-2 была образована конструкторская группа, в которой автор статьи занимался компоновкой самолёта. СВВп имел вертикальное положение фюзеляжа и оригинальную компоновку с Х-образным крылом, которая была исследована в аэродинамической трубе МАИ. В ОНТИ ЦАГИ была разработына демонстрационная модель этого СВВП.
Проведённые исследования показали, что создание такого транспортно-десантного СВВП возможно, но вертикальное положение фюзеляжа для него нецелесообразно, поэтому позже в ЦАГИ в 1955-1956 гг.были проведены исследования транспортных СВВП с поворотным крылом и соосными воздушными винтами, в которых участвовал и автор данной статьи
Борис Николаевич Юрьев стал одним из пионеров вертолетостроения. Несмотря на то, что его имя не носит ни один вертолет, выработанные им теоретические основы и практические решения, подготовленные им специалисты явились основой, на которой возникло отечественное вертолетостроение. 
Борис Юрьев родился 29 октября 1889 года в Смоленске. Отец мальчика, офицер-артиллерист Николай Александрович, человек высокообразованный, имел патенты на изобретения и публиковал статьи по усовершенствованию артиллерии. От него, вероятно перешла к Борису страсть к изобретательству и ремеслу, которая проявилась уже в детстве. После окончания гимназии в 1900 году Борис поступил кадетом во Второй Московский кадетский корпус, который закончил в 1907 году пятым из 45, с похвальным листом и наградой. Уже в корпусе он изобретал: электрическую пушку, фонический телефон, пылевсасыватель и многое другое. Тогда же среди рисунков мальчика появились оригинальные летательные аппараты. 
После корпуса мальчик поступил в Московское техническое училище (будущее МВТУ). Здесь он встретился с Н.Е.Жуковским, стал активным членом воздухоплавательного кружка. Он нередко выступал с оригинальными идеями, летал на планере с А.Н.Туполевым и другими студентами. Среди его разработок был одновинтовый геликоптер. Борис Николаевич руководил подготовкой полетов аэроплана, построенного кружковцами в мае 1911 года. За отсутствием инструкторов студент нарисовал плакаты, на которых изобразил положения самолетов и узлов управления, снабженные четкими инструкциями. 
В 1911 году в журнале "Автомобиль и воздухоплавание" появилась первая публикация Юрьева "О наиболее полезном грузе, поднимаемом аэропланами и геликоптерами при данной силе мотора". В ней автор предлагал простой и удобный способ определения поверхности крыльев, который при данной мощности двигателя обеспечивают наибольший поднимаемый полезный груз. Он рекомендовал все самолеты строить с исследованием кривых веса, подъемной силы и скорости, вычерченных в зависимости от поверхности крыльев. В этой статье Юрьев впервые употребил термин "аэробус", который нашел применение на практике лишь через десятилетия. 

В 1909 году Борис Николаевич решил создать геликоптер. Он воспользовался теорией С.К.Джевецкого, но соединил ее с теорией идеального винта. Совместно со студентом Г.Х. Сабининым Юрьев разработал теорию расчета винта геликоптера, который затем прошел проверку на практике. Н.Е.Жуковский назвал расчеты малодых ученых "теорией Сабинина-Юрьева". Под этим названием она существует поныне. 
В 1911 году Юрьев сделал заявку, патентуя геликоптер своей системы. Весной 1912 года геликоптер построили. В газетах "Новое время" и "Русский инвалид" 1912 года появилась заметка о подготовке воздухоплавательного кружка ко второму Всероссийскому воздухоплавательному съезду: 
"Студент Императорского технического училища Юрьев изобрел геликоптер, т.е. вертикальный винт для аэроплана. Этот винт дает возможность подняться с места и оставаться на какой угодно высоте. Профессор Жуковский проверил эту работу и одбрил ее..." 

Схема вертолета Б.И.Юрьева 
Схема вертолета Б.И.Юрьева, запатентованная в 1910 году. Патентная формула гласила: "Одновинтовой геликоптер, отличающийся тем, что момент вращения, Произведенный подъемным винтом, уничтожается моментом сил двух малых винтов, действующих на концах некоторого плеча, перпендикулярного к оси большого винта". 
Геликоптер Юрьева явился первой машиной такого класса, который построили не эмпирически, а на основе теоретического расчета и экспериментов. Авиаконструктору присудили Малую Золотую медаль. Проект намного опережал время. Юрьев первым разработал строгую схему вертолета, обосновал использование вспомогательных рулевых винтов. Предложил автомат-перекос, до наших дней являющийся важнейшей частью любой винтокрылой машины. 

Одновинтовой вертолет Б.Н. Юрьева. 1912 г. 
С началом Первой мировой войны Юрьева, еще до окончания МТУ, отправили служить в крепость Новогеоргиевск. А затем в эскадру тяжелых самолетов "Илья Муромец". Летом 1915 года он работал в комиссии по применению зажигательных бомб и попал в плен при падении крепости Новогеоргиевск, где командовал группой батарей. За три года в плену Юрьев составил конспект по теории винтов с большим числом диаграмм, оформленный почти как книга. Конспект стал основой дальнейших разработок ученого. 
После возвращения в декабре1918 г. Юрьев начал работу над проектом "Четырехмоторный тяжелый самолет" и 5 мая 1919 года защитил его. Жуковский пригласил его в МВТУ лаборантом; осенью молодой инженер-механик начал преподавать в только что основанном Московском авиатехникуме. Затем он стал преподавателем в МВТУ, а с 1920 г. В созданной Жуковским Военно-воздушной академии, где со временем основал кафедру. 

   Проект геликоптера Б.Н.Юрьева 
Современники вспоминали, как он умело читал лекции, как четко излагал мысли, сопровождая прекрасными рисунками мелом на доске. Кроме того ученый умел увлекать слушателей. И ему поручили читать студентам, выбиравшим специализацию между третьим и четвертым курсами. Один из студентов того времени вспоминал: "Я увидел человека в кожаной куртке. В солдатских башмаках, с горящими глазами и одухотворенным лицом. Он так умел привлечь на свою сторону, что наша, правда небольшая, но набитая аудитория встретила его доклад чрезвычайно сочувственно, и большинство из тех, кто слушал этот доклад, стал позднее работниками авиации". 
В 1919 году Юрьев начал работать в ЦАГИ; он возглавил группу, которая положила начало экспериментальному аэродинамическому отделу, где разрабатывали проекты аэросаней, лыж, винтов, проектировали тяжелый самолет "КОМТА". Ученый также проектировал будущие лаборатории, аэродинамические трубы и другое оборудование. 

  На основе экспериментов и теоретических изысканий в 1922 г. Б.Н. Юрьев предложил графоаналитический метод расчета винтов, позволяющий легко учитывать влияние трения на струю винта и на скорость вращения струи. Ученый разработал относительную вихревую теорию, издал учебники "Воздушные винты" и "Экспериментальная аэродинамика". 

Вертолет ЦАГИ 1ЭА 
По инициативе Бориса Николаевича в 1926 году в ЦАГИ была организована вертолетная группа, которая разрабатывала геликоптер по схеме. предложенной Юрьевым. Ученый начал с исследований, в результате которых были избраны три наиболее перспективные схемы: одновинтовый вертолет с рулевым винтом и автоматом-перекосом, духвинтовый и восьмивинтовый. В результате первых в мире экспериментов такого рода, позволивших определить характеристики несущего винта у земли, появилась возможность построить геликоптер ЦАГИ 1 -ЭА. 14 августа 1932 года первый советский вертолетчик А.М.Черемухин поднял машину на 605 метров и установил рекорд высоты. 
В 1935-1937 годах юрьев состоял главным научно-техническим консультантом по вопросам проектирования и строительства лабораторий научно-исследовательского сектора ЦАГИ. В 1939 году ему присвоили звание бригадного инженера, в 1940 году удостоили звания Заслуженного деятеля науки РСФСР. 
Летом 1941 года Бориса Николаевича эвакуировали с военно-воздушной академией в Свердловск. В эвакуации ученый, имевший чин бригад - инженера, занимался разработкой и строительством аэродинамической лаборатории, научными разработками для нужд обороны. 
В 1943 году АН СССР избрала Николая Борисовича действительным членом. В этом же году академия вернулась в Москву. Юрьев занимался восстановлением и расширением экспериментальной базы. Он завершил статью "Расчет крыла произвольной формы", опубликованную в 1944 году и содержавшую новую методику расчета, предложенного автором. 
В 1948 году вышла книга Б.Н.Юрьева "Импульсная теория воздушных винтов". Борис Николаевич собирался создать теорию, которая бы объединила все самолетные пропеллеры, роторы вертолетов, вентиляторы, ветряные двигатели и турбинные колеса. В процессе работы над темой Юрьев обнаружил, что задача гораздо сложнее, чем представлялось ранее. Завершить работу он не успел. 
Ученый занимался новыми вопросами в вертолетостроении. В частности, он являлся сторонником машин, которые могли взлетать и садиться вертикально, но лететь затем с большой скоростью. 
Борис Николаевич считал, что изучение истории науки и техники способствует становлению инженеров и ученых, которые получают широкий взгляд на развитие творческой мысли. В 1958 году вышла его книга "История вертолетов". 
С 1952 по 1957 год Юрьев заведовал кафедрой вертолетостроения в МАИ. В 1953 году его наградили орденом Ленина. 
 
Борис Николаевич был энтузиастом идеи создать самолет вертикального взлета и посадки с рядом поворотных электродвигателей вдоль крыльев. По его инициативе в 1954 году при МАИ была организована небольшая группа исследователей, разработавшая на уровне эскизного проектирования четырехмоторный конвертоплан большой грузоподъемности и большой скорости полета, однако для него еще не было достаточно легких и мощных турбогенераторных электростанций. 
За свою жизнь Б.А.Юрьев подал свыше 40 заявок на изобретения, получил 11 патентов. 2 авторских и два охранных свидетельства. Среди его изобретений - ручка управления одновременно несколькими двигателями многовинтового вертолета, привязной геликоптер с реактивным винтом, реактивный винт, новая схема самолета-вертолета и другие. 
У Бориса Николаевича была своя четко изложенная схема подхода к изобретательству, сочетавшая широкий полет фантазии в период разработки нового со строжайшей проверкой новизны, целесообразности и пользы. 
Б.Н.Юрьев скончался 14 марта 1957 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве. Имя великого изобретателя носит теплоход. В 1961 году вышел двухтомник "Избранных трудов" ученого. Эта книга нетленный памятник Борису Николаевичу Юрьеву. 

Из Пономарева

Лекции по аэродинамике нам читал Б. Н. Юрьев , один из ближайших учеников Н. Е. Жуковского. Еще в 1912 году Юрьев, будучи студентом, разработал проект геликоптера, предусмотрев в нем автомат перекоса, позволяющий изменять величину и направление тяги несущего винта - устройство, без которого не мыслится ни один современный вертолет. Возглавляя в академии кафедру аэродинамики, Юрьев одновременно был и одним из научных руководителей ЦАГИ.

Ссылки:
1. Вертолеты в России: введение
2. Пономарев А.Н. В Академии им. Жуковского. Инженеры авиации
3. Пахнет порохом 1939, развитие авиации, академия им. Жуковского
4. МВТУ им. Н.Э. Баумана (б. Императорское Московское Техническое Училище)
5. Жуковский Николай Егорович (1847-1921)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»