Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Викторов Николай Александрович

Очень интересной личностью был Николай Александрович Викторов - разработчик головок самонаведения. Остроумный, колючий и в то же время прекрасный инженер, он начинал свою деятельность в Яузском институте (НИИ-244) с наземной радиолокации и был одним из ее пионеров. Когда в КБ-1 , которым руководил Сергей Берия, собирали лучших из лучших, цвет советской радиолокации, туда из Яузского института пришли Расплетин и Викторов . Но Николай Александрович долго там не задержался. Получилось так, что научным руководителем дипломного проекта Сергея Берии , когда он заканчивал академию связи им. С. М. Буденного в Ленинграде, был П. Н. Куксенко , тоже очень хороший специалист. Темой дипломного проекта стала будущая зенитная система обороны Москвы, ее идеология. И коллектив КБ-1 начал над ней работать. А Куксенко был достаточно пожилым и седым человеком. И вот когда Викторов пришел в КБ-1, ему дали прочитать дипломный проект С. Берии с тем, чтобы он определил свое место в работе над этой системой. Он читал, читал, да сгоряча и ляпнул:

- Это какой-то бред сивой кобылы! О крамольной фразе тут же проинформировали кого следует,- видно, "система оповещения" работала хорошо,- поэтому она была воспринята как личное оскорбление Куксенко. И Викторова быстро "ушли" из КБ. Он был принят в НИИ-648 , где вскоре стал главным конструктором первой радиолокационной полуактивной головки самонаведения ракеты класса "воздух - воздух". Мне приходилось сталкиваться с ним на испытаниях, а поскольку он был горячий спорщик и "заводился" с пустяков, то не раз кидал в меня логарифмической линейкой в пылу дискуссий. Приходилось уворачиваться. Но я все ему прощал за то, что он был глубоко порядочный и очень талантливый человек. О широте его интересов и способностей говорит такой факт. Когда в 1957 году в Москве проходил Международный фестиваль молодежи и студентов , в ЦПКО им. Горького была развернула интернациональная выставка живописи . Мы были воспитаны в духе социалистического реализма, а о зарубежном авангардистском искусстве знали только, что оно буржуазное и вредное. Работ же этих художников мы просто не видели. И вдруг в парке развернули целую выставку их полотен, где были представлены самые разные направления и стили. И среди них - картина итальянского художника - не помню его имени,- которая называлась "Крик". Глотка вывернута наружу, бедный язык вывалился вбок, все полотно - сплошное красное месиво. Хотя, действительно, в нем угадывался символ какого-то запредельного, нечеловеческого крика. Картина вызвала много дискуссий, возле нее собралась толпа народу - спор, шум, ор стоит. И вдруг вижу: у самой картины над головами толпящихся зрителей, поднимается чья-то рука и яростно машет. Смотрю, а это наш Николай Александрович оказался во главе всей дискуссии и чуть не до драки отстаивает достоинства "Крика", поскольку он на него произвел очень сильное эмоциональное впечатление, да к тому же и остальное творчество художника ему хорошо знакомо.

Чем лучше я узнавал Викторова, тем больше поражался его эрудиции. Он хорошо знал литературу, музыку, очень тонко чувствовал красоту природы - в общем не был узким специалистом, замкнутым, как в пенале, в рамках своей профессии, очерченной ракетами класса "воздух - воздух".

Ссылки:

  • Работы по ракетам "воздух - воздух" в других фирмах и странах
  • Конструкторы ракет класса "воздух - воздух"
  • Смирнов Александр Викторович
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»