Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Поездка Королева и Чертока в НИИ-1 к Келдышу и Раушенбаху

Итак, мы с Королевым выехали по приглашению Келдыша из Подлипок в Лихоборы. Пока мы ехали на королевском "ЗИМе", я предавался размышлениям и воспоминаниям о работе в НИИ-1 . Последний раз я был в этом институте более десяти лет тому назад после возвращения из Германии для оформления своего перевода в НИИ-88 . А Королев не был там аж с 38-го года - двадцать лет! Какие чувства одолевают его сейчас, когда мы должны войти в здание, с которым для него связаны самые трагичные годы несбывшихся надежд и жизненных трагедий? Обычно в машине Королев не терял времени и, когда ехал с кем - либо из своих заместителей, обсуждал текущие вопросы или просил развеселить его какой - либо смешной историей. На этот раз он сидел рядом с водителем, углубившись в себя и не оборачиваясь. Еще не существовало путепровода через сложное переплетение железнодорожных путей у платформы "Северянин" , и мы надолго задержались у шлагбаума.

Я не первый раз ехал с Королевым, и всегда при длительных задержках у этого шлагбаума он в ярких выражениях высказывал свое негодование, когда по железнодорожному динамику объявляли: "Поезд по окружной". После этого сообщения шло очередное: "Поезд в Москву", затем опять: "Поезд по окружной". Трудно было сохранить хладнокровие и не глядеть на часы. На этот раз Королев молчал и делал вид, что дремлет. Только когда мы подъехали к НИИ - 1, он встрепенулся и обратил наше внимание на хорошо сохранившуюся надпись на фасаде главного корпуса: Всесоюзный институт сельскохозяйственного машиностроения .

"Смотрите, этот маскарад продолжается. Это здание давно отняли у сельского хозяйства, а вывеску оставили. И теперь Келдышу, видимо, не разрешают ее снимать." Келдыш встретил нашу компанию очень приветливо и сразу повел в лабораторию Раушенбаха . Здесь на простых столах были разложены действующие макеты системы ориентации для автомата, который по замыслу авторов должен ориентироваться фототелевизионной аппаратурой на обратную сторону Луны. Раушенбах рассказал об этих принципах. Башкин и Князев - два инженера, уже имевшие производственный опыт, продемонстрировали с помощью имитаторов работу датчиков ориентации на Солнце и Луну. На гостей должно было произвести впечатление эффектное срабатывание "пшикающих" пневматических сопел реактивных двигателей. Князев со своими помощниками суетился у баллонов высокого давления, что - то открывал, перекрывал. Где-то из негерметичного соединения засвистел сжатый воздух - срабатывал неумолимый "визит-эффект". Но в целом демонстрация прошла благополучно. Келдыш был очень доволен.

Королев сказал: "Систему надо доводить. Я готов помогать своим производством. Но торопитесь. Мы должны все получить и отработать у себя еще в этом году. Если нужна помощь, вот Черток и Бушуев , обращайтесь к ним. Не помогут, звоните прямо мне". Он не хвалил, а требовал и ставил задачи. Это действовало мобилизующе - люди поняли, что уже все готово, дело теперь только за ними.

Этот наш визит имел далеко идущие последствия, он повлиял на судьбу Раушенбаха и его коллектива. На обратном пути Королев был очень воодушевлен. "Мне понравились эти ребята. Если им помочь - они сделают. Надо будет их забрать. Но, Борис, я их тебе не доверю. Ты наверняка проговоришься своему другу Пилюгину , и вы вместе начнете доказывать, что у этих кустарей ничего не выйдет. Передавать их Пилюгину тоже нельзя.

Их там задушат или переключат на другие дела. Если мы их заберем к себе, то на первое время пусть они будут у Кости . Он в приборах не разбирается и не будет мешать. А ты, Борис, будешь их обеспечивать своим КБ, электриками, производством и опытом. Они ведь еще совсем зеленые."

Я собрался было протестовать. Но Костя Бушуев меня толкнул и сказал: "Сергей Павлович, с Чертоком мы полюбовно договоримся. Но чтобы их перевести, надо разобраться, сколько квартир потребуется в Подлипках. Если им не дать жилья, то со временем они разбегутся или просто к нам не пойдут".

В начале 1960 года специальным постановлением правительства вся команда Раущенбаха из НИИ - 1 была переведена в ОКБ - 1. Многим было предоставлено жилье, несмотря на явное недовольство местных профсоюзных властей, у которых на очереди стояло более тысячи нуждающихся. Коллектив ОКБ - 1 обогатился инженерами, среди которых были яркие индивидуальности. Мне доставило большое удовлетворение общение с этими людьми. Работать с этой компанией было трудно именно потому, что они не были послушньши. Работали все неистово, увлеченно и самоотверженно. В последующие годы я много общался с каждым из них в сложных ситуациях при непрерывной работе над новыми задачами, в дни разбора тяжелых неудач и в часы триумфов. Они умели не только работать, но и веселиться на "капустниках", выпускать веселые стенгазеты и вносить струю здорового юмора в нужном месте и в нужное время. Перевод коллектива Раушенбаха, а также объединение ОКБ-1 с коллективом Грабина были событиями, во многом определившими дальнейшие успехи нашей космонавтики.

Ссылки:

  • КОРОЛЕВ ПРИВЛЕКАЕТ ДЛЯ КОСМОСА НОВЫХ СОЮЗНИКОВ: КЕЛДЫШ И РАУШЕНБАХ
  • Королев ищет для космоса новую кооперацию
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»