Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Смушкевич Яков Владимирович

Из Белякова

Опытный авиационный командир Герой Советского Союза Яков Владимирович недавно вернулся из Испании. Обаятельный, интеллигентный, он был там главным военным советником республиканской авиации под псевдонимом "генерал Дуглас" . С его помощью мне удалось сделать очень многое: утвердить руководящий аппарат штурманской службы в составе четырех отделений штурманского, бомбардировочного, радионавигационного, картографического, затем укомплектовать их опытными офицерами. За зиму я успел подготовить и свою диссертационную работу по дальним полетам и успешно защитил ее, Высшая аттестационная комиссия присвоила мне ученую степень доктора географических наук и ученое звание профессора штурманского дела. Все это вызывало чувство благодарности за внимание командования к штурманской службе.

К великому нашему огорчению, весной 1939 года произошло большое несчастье. К майским праздникам мы готовили воздушный парад . Смушкевич руководил подготовкой, собирался лететь на флагманском самолете ТБ-3, а я был главным штурманом парада. До 1 мая оставалось несколько дней, когда, испытывая самолет конструкции Хиони , Яков Владимирович потерпел аварию. Тяжело раненный, с многочисленными переломами костей, летчик был на краю гибели, но выстоял. Вскоре он был назначен командующим авиационной группой советских войск в боевых действиях на реке Халхин-Гол . Нарушив границу Монгольской Народной Республики, 120 японских самолетов произвели первое крупное нападение. Для отражения этого удара в воздух было поднято 95 истребителей. Наша авиация завоевала господство в воздухе и прочно удерживала его до конца военных действий, в результате чего авиация противника не смогла оказывать решающего влияния на наступление советско-монгольских войск. Бои на реке Халхин-Гол завершились победоносно. Наши летчики здесь впервые в мире применили новый вид авиационного оружия- реактивные снаряды. Важную роль сыграла бомбардировочная авиация, которая вела боевые действия не только днем, но и ночью. В целом противник потерял во время этих боев 660 самолетов. "Часто я вспоминаю с солдатской благодарностью замечательных летчиков товарищей С. И. Грицевца , Г. П. Кравченко , В. М. Забалуева ... и многих, многих других,- писал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков.- Командир этой группы Я. В. Смушкевич был великолепный организатор, отлично знавший боевую летную технику и в совершенстве владевший летным мастерством". За боевые подвиги на Халхин-Голе Я. В. Смушкевич , С. И. Грицевец и Г. П. Кравченко первыми в нашей стране получили вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза .

Между тем обстановка в мире продолжала накаляться. Весной 1939 года на XVIII съезде партии , на котором я был делегатом от саратовских коммунистов, прямо говорилось об опасности новой войны, о новом переделе мира, сфер влияния, колоний путем военных действий. Предостережение оказалось пророческим. 1 сентября 1939 года нападением фашистской Германии на Польшу началась вторая мировая война . А мы, едва успев закончить освобождение Западной Украины и Западной Белоруссии, подверглись новой провокации. За последние годы вдоль границы с Советским Союзом белофинское правительство возводило мощное укрепление- так называемую линию Маннергейма.

См. Финская война Широкий размах приняли тогда боевые действия авиации. В сложных метеорологических условиях- при частых метелях, снегопадах - наши летчики, обеспечивая продвижение сухопутным войскам, совершили свыше 84 тысяч самолето- вылетов. Командовал авиацией Ленинградского военного округа комкор Е. С. Птухин . Зима, помнится, наступила ранняя. Ударили крепкие морозы, В районе Финского залива образовалась дымка, а над землей повисли густые туманы. Нас беспокоила беспомощность авиации: в такую погоду летать было почти невозможно. Тогда я предложил сформировать полк с летным составом, подготовленным для боевых действий в сложных метеоусловиях. И начать действовать- хотя бы одиночными самолетами. Предложение было принято. Вместе со Смушкевичем мы переехали в Ленинград. Яков Владимирович чувствовал себя плохо: у него медленно заживали ноги, переломанные во время аварии на опытном самолете. Но, отказавшись от госпитализации, он остался на посту. Следом за нами в Ленинград прибыл Стерлигов с подробным планом создания и вооружения специального авиаполка. Появились самолеты, оснащенные радионавигационной аппаратурой, автопилотами, оборудованием, необходимым для слепого полета. И полк включился в боевую работу: из 76 суток пребывания на фронте 68 дней и ночей летчики летали на выполнение боевых заданий. Было совершено более 300 вылетов. Другие авиачасти, не имевшие совершенного оборудования, из-за непогоды действовали менее успешно.

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Через два года после Локтионова, в ноябре 1939 года, ВВС возглавил Я. В. Смушкевич -дважды Герой Советского Союза, бывший командир авиабригады, герой войны в Испании , участвовавший в боях на реке Халхин-Гол, на Карельском перешейке. Болховитинов , регулярно общавшийся с высшими командирами ВВС, в своем узком кругу рассказывал: "Там атмосфера полного непонимания, но наступает некоторое просветление. Смушкевич - боевой летчик, с большим кругозором и пониманием перспективы. С ним встречаться интересно и полезно". Отзывы о Смушкевиче, которые я в числе других сотрудников слышал от Болховитинова, подтверждаются воспоминаниями Шахурина , который был назначен наркомом авиационной промышленности в 1940 году. Он писал:

"Среди многих авиационных командиров высоких рангов, с которыми сводила судьба, я не встречал человека такой отваги, такой смелости суждений, такого обаяния, каким обладал Смушкевич".(Шахурин А.И., 1985) Свое мнение Смушкевич отстаивал смело и настойчиво, даже при встречах со Сталиным . По мнению Шахурина, эти встречи определили ту программу расширения авиационного производства, которое сыграло большую роль в войне. Смушкевич возглавлял ВВС меньше года и был расстрелян .

28 октября 1941 года в поселке Барбыш на окраине города Куйбышева (ныне Самара) старший майор госбезопасности Леонид Баштаков вместе с майором госбезопасности Борисом Родосом и старшим лейтенантом госбезопасности Демьяном Семинихиным лично, не имея на руках приговора суда, а всего лишь приказ наркома Берии, расстрелял генерал-лейтенанта авиации дважды Героя Советского Союза Якова Смушкевича

Ссылки:

  • С-47 или ЛИ-2 или ПС-84 самолет, Дуглас
  • Березняк Александр Яковлевич: идея установить ЖРД на самолет
  • Начальники Военно-Воздушных Сил СССР 1930-1940 г.
  • Совещание в Кремле по итогам войны в Испании
  • Работа с "испанскими добровольцами"
  • Неудачи АОН, Беляков А.В. Флаг-штурман ВВС
  • Беляков А.В.: начальник 1 высшей Рязанской авиационной школы штурманов
  • Участие Баштакова в расстреле под Куйбышевым
  • Отношения Бартини с коллегами
  • Расстрел 20 военноначальников в 1941 г
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»