Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Возвращение Александрова А.П. из Архангельска в ЛФТИ в Казань

Источник: Воспоминания Александрова А.П 

С завода мы поехали в Архангельск. В это время пришла команда нам что мы можем отправится в свой институт и там мы должны были подготовить инструкции еще и так далее для передачи их флоту. А это было как раз незадолго перед ноябрьскими праздниками и в это время здоровенный мороз начался и очень быстро Двина стала. А там такая интересная ситуация. Там город Архангельск расположен на одном берегу Северной Двины, а вокзал приходящей туда железной дороги расположен на другом берегу Северной Двины. Оказывается, что когда строили эту железную дорогу, строил ее кстати сказать чуть не Мамонтов, то он предложил городу Архангельску, чтобы они сколько-то денег ему дали, и тогда он построит мост. Но эти самые купцы Архангельские отказались. Тогда он взял и построил вокзал с той стороны. Это его собственно устраивало, потому что ему было не столько важно возить людей, сколько важно было с Севера вывозить лес. А все лесные гавани видимо с той стороны.

Так как Двина стала, то никакие эти пароходики не ходили, а время от времени там проходили буксиры ледокольные, которые проламывали лед, причем они-то ходят вдоль Двины, а нам надо было на вокзал поперек Двины, а там этот проход, который пробивали эти буксиры.

Мы взяли на берегу каких-то досок большое количество и пошли через Двину пешком. Стали перед этим битым льдом, а мороз градусов 33 или что- то в этом духе был, ужасный мороз. Ну, мы были в ватных штанах, правда в ботиночках. Но тоже, носки шерстяные толстые, все чем нас Папанин тогда снабдил, все это было. Мы стоим, ждем, пока оно тут смерзнется, а он зараза опять возьмет и пройдет и опять разобьет, и непонятно сколько же времени ждать. Мы с утра отправились в это путешествие, а поезд у нас должен был где-то часов в 6 вечера идти, что-то в этом духе. А вообще темно, потому что там как-никак Север, это там не полярная ночь, Архангельск он до полярного круга, но видно еле-еле, паршиво. Потом мы решили так, что давай мы досок набросаем на этот битый лед и может быть мы сможем перейти. Еще натащили досок, и вот значит я тащу одну здоровую длинную доску прямо под мышкой, она тащится за мной, и подхожу к этой самой луже - а там незаметно где лед битый уже, он уже чуточку подмерз. И вдруг я как шуганул туда вниз, под этот самый лед и так повис на доске и по пуп погрузился в воду. Ну, тут меня ребята моментально вытащили, но тем не менее я конечно промок вдрызг. Я думал что погибну. Но чувствую что что-то мне не очень холодно. Вполне как говорится терпимо. Даже я понемножечку начал согреваться. Хотя снаружи на мне образовалась такая здоровая кора льда. Ну, мы начали дальше этими досками орудовать и в общем это оказалось творческой идеей, и часа через три примерно мы все- таки переправились туда. Перешли на ту сторону, пришли на вокзал. Там какой-то хаос невероятный, столпотворение, черт его знает что делается. Ну, и должен идти действительно этот поезд, вот-вот он уже должен идти. Переодеться никаких нет возможностей, садимся мы в этот поезд, занимаем купе. И тут я с себя начинаю снимать все. Я не могу, потому что я не могу даже ногу в колене согнуть потому что снаружи такая ледяная труба. и вот ребята с меня сдернули сапоги, сдернули носки, сдернули эти самые штаны и поставили их на ноги. И из этих самых штанов, извините, где задница находится, валит пар клубами. Оказалось что получилась такая штука, что там внутри все было очень теплое и просто-напросто теплопроводность не такая большая этого всего, этих промокших ватных штанов. Я даже совсем не простудился. Правда мне дали там стаканчик спирта наверное. В общем я порядочно там хлебнул.

Сначала мы поехали на этом поезде. А в это время как раз были все эти события под Москвой. Немцы были очень близко от Москвы. Нас везли, везли, довезли до станции Буй. И там поезд завернули куда-то в другом направлении. Мы вылезли в этом Буе. Сначала нас посадили в санитарный поезд, который по дороге разбомбили, но небольшой кусок мы куда-то там проехали, причем по направлению к Москве. Потом нам говорят, что нет мол, ничего у вас из Москвы не выйдет, вы повертайте и поезжайте на Казань. - А как же нам ехать на Казань? - А вот вам нужно ехать на Котельничи, и вы поезжаете в район Вятки, Кирова. Там что-то будете соображать. То ли там может быть на каком-то автобусе доедете до Йошкар- Олы, а нет так доедете до Урала, а там есть горнозаводская дорога, которая идет на юг, вот там можете перебраться в район Свердловска а оттуда есть сообщение с Казанью. Ну, это слава богу такую петлю делать в тысячи четыре километров тоже довольно сложно. В этот момент формируется какой-то поезд, и нам говорят что мы можем вас отправить вот с этим поездом, в Москву он не идет, а на восток можете ехать. Вот мы вам даем половину пульмановского вагона. А вторую половину дали заключенным, уголовникам. Там и женщин было несколько, вообще такая шпана что только держись. Ну, а у нас и оружие было, и еще морячок там один был. В общем мы их припугнули слегка там поначалу так что они перестали к нам соваться. А потом мы с ними установили даже хорошие отношения. Потому что мы там могли получать по дороге всякие продукты, кое что им перепадало. А потом мы праздновали день рождения Неменова , который с нами ехал. И вот эти самые заключенные бабы они там на гитаре играли, пели блатные песни всякие, вообще развлечение было с ума сойти. Сколько- то там было уже сыпнотифозных. За нашим вагоном была прицеплена платформа на которой везли сбитый мессершмит. В каком-то из вагонов, тоже везли заключенных, какая-то старуха померла. Ее тут - нельзя же держать в вагоне - вытащили и посадили в этот самолет, тоже такой каторжный юмор. Один геолог с нами ехал тоже. Ну, мы все думали - что делать то? А начинает получаться довольно паршивая ситуация. Потому что этот состав, ввиду его компании, какую он везет, а там оказывается было несколько вагонов с заключенными, его ни на одной станции не останавливают, потому что они все сразу кидаются грабить, разбивать всякие лотки и так далее. Их видимо имели основания отпустить, хотя тогда старались не отпускать. И нас только на каких-то разъездах останавливали. Мы стали изнывать, потому что во-первых голодно, а потом совершенно непонятно, сколько же мы будем ехать. И вот мы доехали до какой-то станции, которая Кища называется, то ли что-то в этом роде. И там мы выяснили, что нам нужно километров проехать 200 или 300, и тогда мы попадем в город Яранск , а оттуда еще километров 100 мы попадем в Йошкар-Олу, а там есть ветка на Казань. Так мы и сделали. Мы там вылезли, а мы вперед туда обгонявшим нас поездом отправили геолога и Неменова, как наиболее пробивных. Дали им сколько-то спирта с собой. Они нас встретили уже на этой станции и уже они наняли автобус в Яранск. Мы садимся в этот самый автобус и с торжеством едем, бросаем этот поезд к черту и едем в Яранск . Дорога кошмарнейшая. И вот к вечеру мы подъезжаем к этому Яранску. И что же мы видим - электрическое освещение открытое! Всюду было затемнение где мы до сих пор были - а тут освещенный город. Мы въезжаем на площадь - ну это такой город из Глеба Успенского, круглая площадь, стоят кругом одноэтажные, двухэтажные деревянные домики и посередине площади под фонарем стоит милиционер, усатый старик милиционер. Мы подъехали к нему - где бы нам тут пожрать, подкрепиться, переночевать? Он говорит "Так вот гостиница есть, при гостинице ресторан, вот вы туда поезжайте." такие совершенно необыкновенные слова. Мы поехали. Действительно, двухэтажная деревянная гостиница. Нам говорят "Пожалуйста, есть свободные места". Дали нам комнату там на шесть человек. Мы в восторге, натурально, и идем в ресторан. Подходит к нам официант с салфеткой на руке, "Что прикажете?" Я так шутя говорю " Я бы приказал гуся например нам дать". Он говорит - гуся, это можно, но вам придется долго ждать. А что есть у вас? - А вот у нас есть какие-то отбивные свиные и еще что-то и еще что-то, сколько то там курицы можно, словом феерия, что-то непонятное даже. Мы говорим, ну хорошо, а к этим вашим яствам вы нам что-нибудь выпить дадите? Сколько, говорит, хочется, пожалуйста. Ну, мы там как следует быть поужинали. Поужинали, потом утром просыпаемся, и наш шофер конечно с нами поужинал. И шофер нас страшно полюбил, и мы его соблазнили чтобы он нас довез до Йошкар-Олы . А там оказывается в этом самом Яранске никаких нет связей никуда, так что увозить оттуда продукты невозможно. А там два спиртоводочных завода. Эти спиртоводочные заводы работают, выпускают продукцию, и там всюду продается водка - в хлебной лавке продается водка, в аптеке продается водка, причем ящиками, мы никогда даже такого не видели. Тут значит мы накупили этой самой водки, всего накупили там, вдохновились и решили ехать. А у нас были противогазы. Мы их повыкидывали и набили сумки маленькими (четвертинками). В общем, мы почувствовали себя на высоте. Потом нам надо погружаться в автобус. А у нас был такой лаборант Митька Филлипов , он уже с утра заложил как следует - он был страшный пьяница. Он как-то весь оцепенел. И нам надо вещи выносить, а вещи непонятно как без надзора оставлять, а оставлять здесь кого-то кто вещи носить может тоже нельзя. Значит я Митьку приставил к стене, он так наклонно стоит, так хлопает руками "эй, воры, разойдись.. (с закрытыми глазами) .. эй, воры, рразойдись!" Ну, мы как-то погрузились в этот самый автобус и поехали. Приезжаем в Йошкар- Олу уже в темноте. Идем в комендатуру. Коменданта нет - он где-то ходит по городу, занимается облавами всякими в это время.

И нам говорят - вы пройдите по главной улице, вы там его наверняка встретите. Мы идем. И действительно мы его встречаем. Я с ним начинаю говорить насчет того что вот нам бы гостиницу, вот наши документы, а Митька, он стоит сзади и вдруг в какой-то момент он рушится, прямо вот так - "бум". И этот комендант показывает на него пальцем и говорит "А этот тоже ваш?". Неменов переступает через него и над ним становится и говорит "Нет, это не наш". Поселились значит мы в гостинице, переночевали, на следующее утро на нашем автобусе доехали до вокзала. И там на запасных путях стоит в полном порядке поезд Красная стрела. То есть его угнали оттуда из-под Ленинграда и он тут отстаивался до конца войны. Вот тогда надо сказать что я даже прослезился, потому что я в этом почувствовал что еще будет возвращение. Мы оттуда прекрасно на поезде приехали в Казань и я с Марьяной встретился с ящиками всякого этого добра, оно тогда поддержало наше существование.

Ссылки:

  • Размагничивание: работы на Северном флоте
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»