Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ЧПИ (Челябинский политехнический институт)

Совет Министров СССР постановлением от 26 апреля 1949 года разрешил Минобразу организовать в 1951 году Челябинский политехнический институт . Предполагалось создать новый вуз на базе двух челябинских институтов - механико-машиностроительного и механизации и электрификации сельского хозяйства. Однако по просьбе партийных и советских органов было принято решение о сохранении ЧИМЭСХ как самостоятельного высшего учебного заведения. Для строительства учебных корпусов нового института, общежитий и других вузовских зданий в городе было создано управление "Челябвузстрой".

Здание ЧПИ (ныне лицей № 11)

14 апреля 1952 года студенты автотракторного факультета вместе со строителями закладывали фундамент первого здания ЧПИ . Это и было началом большого и многолетнего участия политехников в деле сооружения учебных корпусов, общежитий и лабораторий студенческого городка ЮУрГУ . Первым зданием, которое возвели, был теплотехнический корпус (во дворе института). Там имелась единственная в то время поточная аудитория, которая в праздники становилась местом проведения торжеств, а в дни соревнований - ареной спортивной борьбы. Это была поистине историческая - Юбилейная аудитория. После ее "раздела" - перестройки через десять лет, - здесь разместились лаборатории АТ-факультета . В боковом пристрое находился танковый бокс, а также автобоксы, мастерские эксплуатационников. Сейчас пристроем полностью владеет кафедра "Автомобильный транспорт". В октябре 1956 года строители совместно со студентами сдали левое крыло главного корпуса общей площадью 10 тыс. кв. м. Среди новоселов был и АТ-факультет. Несмотря на сравнительно большую учебную площадь, ее не хватало, занятия проводились в новом и старом - "на Тимирязева", зданиях. В 1960/61 учебном году было введено в эксплуатацию здание главного учебного корпуса. К сожалению, решением из Москвы запретили строить корпус до проектной высоты. "Отрезанные" этажи, увенчанные шпилем, достроены лишь в 2003 году. Теперь это самое высокое здание в городе.

В мае 1962 года ЧПИ получил право принимать участие в защите диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Первым в институте "своим" кандидатом технических наук стал В. Н. Петров. В этом же году на ученом совете ЧПИ прошла защита докторской диссертации М. Ф. Балжи . Он стал первым "своим" доктором технических наук. Вскоре защитили кандидатские диссертации в вузе Е. Ф. Кичигин и В. П. Новоселов. В 1965 году было закончено строительство второго - южного корпуса. Сюда переехал автотракторный факультет.

Челябинский политехнический институт стал не только одним из крупнейших высших учебных заведений страны, но и крупнейшим научно- исследовательским центром, чьи разработки были затребованы во всей стране. Немало преподавателей и научных сотрудников, работающих сейчас на факультетах и кафедрах, - выпускники АТ-факультета. Среди тех, кто много сделал для становления ЧПИ, немало и атэшников. Доцент В. П. Новоселов много лет был секретарем партийной организации института, деканом механико-технологического факультета. Л. Г. Анискин 17 лет был деканом АТ-факультета, возглавлял партком института, заведовал кафедрой "Автомобильный транспорт", был руководителем научного отдела ЧПИ. 15 лет работал деканом факультета профессор Г. Д. Драгунов . Профессор Н. И. Гриненко был деканом факультета "Двигатели, приборы и автоматы" (ныне аэрокосмический факультет), заведовал кафедрой "Летательные аппараты", был проректором института по научной работе. Много лет деканом ДПА был В. И. Есин . Сейчас на АТ-факультете шесть кафедр. Из них три - ровесницы вуза, старейшие на факультете, - это кафедры спецмашин (бывшая "Колесные и гусеничные машины"), "ДВС", "Автомобили".

Кафедру "Специальные и дорожно-строительные машины" ("Танки", "Колесные и гусеничные машины") можно назвать первой кафедрой факультета, одной из первых в вузе, ведь она фигурирует уже в первых приказах об образовании института и факультета в конце 1943 года. Выпускники кафедры во все времена распределялись на производство боевых машин и СКВ в Челябинск: в Челябинск (ЧТЗ, завод им. С. Орджоникидзе), Нижний Тагил, Рубцовск, Курган, Свердловск, Омск, Барнаул и др. В 1992 году на кафедре начата подготовка по новой специальности "Подъемно- транспортные, дорожные, строительные машины и оборудование". В 1996 году, в пору разоружения страны, кафедра была закрыта. Студенты выпускающих специальностей обучались на кафедре "Автомобили". В конце 2002 года кафедра возрождена под современным названием. Кафедра "Двигатели внутреннего сгорания" была образована в 1943 году. Здесь в 1960-е годы трудился крупный отечественный ученый-двигателист профессор И. И. Вибе. На базе выполненных на кафедре теоретических разработок проводился и проводится комплекс научно-исследовательских работ по совершенствованию процессов топли-воподачи и смесеобразования, многотопливности. Более ста предложений кафедры по усовершенствованию систем и механизмов двигателей признано изобретениями.

Кафедра "Автомобили" организована также в 1943 году. Преподавателями кафедры опубликовано 11 монографий, свыше 500 учебно-методических пособий и научных статей, получено более 250 свидетельств на изобретения. Выпускники работают на предприятиях, связанных с автомобильной техникой, на заводах по производству тракторов, автогрейдеров, танков, бронетранспортеров, мотоциклов и других машин. Более 70 выпускников стали кандидатами и докторами технических и экономических наук. Кафедра "Электротехника" организована в 1944 году. В 1988 году кафедра стала выпускающей, начав подготовку студентов по специальности "Электрооборудование автомобилей и тракторов". Научные интересы кафедры связаны с исследованиями в области силовой полупроводниковой преобразовательной техники, интеллектуальных измерительных приборов, взаимодействию электромагнитных полей с веществами. Кафедра "Автомобильный транспорт" образована в 1958 году. Здесь подготовлено свыше 4000 инженеров. Популярность ее была настолько велика, что выпуск в иные годы достигал 130 инженеров. Свыше 30% выпускников кафедры стали директорами и главными инженерами автотранспортных и авторемонтных предприятий. Кафедра "Эксплуатация автомобильного транспорта" образована в 1979 году. Кафедра начала с подготовки инженеров по ведущей специальности, а с 1997 года готовит специалистов по организации дорожного движения, а затем инженеров - менеджеров по организации перевозок и управлению на транспорте. Тематика научных работ связана с исследованием пассажирских перевозок, разработкой рекомендаций по их совершенствованию, с энергосбережением на автотранспорте.

Автотракторный факультет в настоящее время - это около 1800 студентов-дневников. На шести выпускающих кафедрах работают около 80 преподавателей и сотрудников, среди которых 16 профессоров, 13 докторов технических наук, 45 доцентов, кандидатов технических наук. Многие из них - ведущие специалисты, известные ученые, новизна идей и глубина научных разработок которых позволили им достичь высоких результатов и принести факультету широкую известность. Аспирантура на факультете с 2000 года удвоилась, диссертации готовят около 30 аспирантов. Научный потенциал сотрудников кафедр позволяет выполнять фундаментальные и прикладные исследования. На факультете работает вузовско-академическая лаборатория "Триботехника", в которой проводятся работы как по фундаментальным, так и по прикладным темам, гидродинамической теории смазки опор скольжения машин и механизмов. Хоздоговорные темы заключены с такими предприятиями, как "ЧТЗ-Уралтрак", "АвтоВАЗ", "УАЗ", "Автомобильный завод "Урал" и другими. Основные темы НИР посвящены совершенствованию конструкций двигателей внутреннего сгорания, трансмиссий и систем управления автомобилей, разработке компьютеризированного гаражного оборудования, использованию газовых конденсатов, регенерации отработанных масел, разработке автомобильных технологических жидкостей.

Постоянно внедряются новые информационные технологии. В настоящее время на кафедрах более 80 персональных компьютеров, ежегодное пополнение составляет 15-18 компьютеров. На каждой кафедре есть компьютерный кабинет, кроме того, на младших курсах для занятий используются классы вычислительного центра университета. Все кафедры и деканат объединены через компьютерную сеть ЮУрГУ и подключены к Интернету. За последние годы наметилась тенденция к существенному обновлению и модернизации оборудования. Разрабатываются новые компьютерные программы, комплекты фолий, учебные лабораторные стенды. Только с начала XXI века сотрудниками факультета опубликовано более 200 научных статей, более 10 монографий, ими получено более 20 патентов РФ. Сегодня на факультете 45 хорошо оснащенных лабораторий и специализированных аудиторий, 15 автомобилей, более 60 различных стендов и установок, современные компьютерные классы, мощное информационное обеспечение.

Тесная связь с промышленными предприятиями, про-ектно- конструкторскими, научно-исследовательскими и другими организациями, постоянный обмен информацией с ведущими вузами страны и зарубежья выводят факультет в число передовых центров высшего образования. Сюда за учебно-методической помощью постоянно обращаются вузы, военные высшие учебные заведения, техникумы, заводы и различные организации. На кафедрах организована переподготовка кадров и курсы повышения квалификации по всем направлениям, интересующим предприятия Урало- Сибирского региона. Отдельные этапы - главы истории автотракторного факультета - связаны с именами его деканов. Окончательное формирование факультета на рубеже 1940-50-х годов связано с именем доцента, кандидата технических наук М. Л. Цепушеловой . Становление факультета и время его расцвета - с именами профессоров: доктора технических наук М. Ф. Балжи , кандидатов технических наук Л. Г. Анискина и Б. Н. Пинигина . Трудное постсоветское время - переход на новые экономические и общественные условия - пришлось на годы руководства факультетом профессора, доктора технических наук Г. Д. Драгунова .

Сегодня автотракторный возглавляет профессор, доктор технических наук Ю. В. Рождественский . Факультет хранит и множит славные традиции подготовки инженеров-специалистов высшей квалификации и остается настоящей кузницей инженерных кадров, одним из передовых центров высшего образования страны. Ю. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

Ссылки:

  • Головлев Владимир Иванович (1957 - 2002)
  • СКБ-2 - ГСКБ-2 (Головное специализированное конструкторское бюро ЧТЗ)
  • Мицын Григорий Петрович
  • Ревин Виктор Иванович
  • Антропов В.П.
  • Мингазов Ханиф Хайдарович
  • В боях, КБ и вузе... Иван Савватеевич Кавьяров
  • Заведующий учебной частью "Школы Духова" Михаил Иосифович Злотник
  • После Духова Н.Л. в Челябинске
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»