Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Первые термоядерные боеголовки на ракете (С. Воронин о Духове)

Источники: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа.  Щелкин Ф.К., 2004

Испытаниями первого водородного заряда РДС-6С в 1953 году с реализацией идей А. Д. Сахарова завершились конструкторские проработки по применению его для оснащения межконтинентальной баллистической ракеты. Эти проработки показали, что при достигаемой в то время точности стрельбы, эффективность такого оружия в районе цели чрезвычайно низка. Как вспоминает сам А. Д. Сахаров : "Результатом заседания Президиума правительства, где обсуждались итоги испытаний, были два постановления, вскоре принятые Советом Министров и ЦК КПСС. Одно из них обязывало наше министерство в 1954-1955 гг. разработать и испытать то изделие, которое я так неосторожно анонсировал (было дано обещание в прежних весах и габаритах увеличить мощность примерно в 8 раз). Другое постановление обязывало макетчиков в кратчайшие сроки под этот заряд разработать межконтинентальную баллистическую ракету (МБР)". В 1954-1955 годах параллельно с подготовкой к испытаниям заряда РДС-37 (водородный. - Ред.) были начаты проработки размещения заряда на ракете. Успешное испытание двухступенчатого водородного заряда РДС-37 22 ноября 1955 года, открывшее новые пути в конструировании термоядерных зарядов, внесло оживление в работы по созданию головной части (ГЧ) и МБР. Работы по заряду для ракеты Р-7 получили приоритетный характер. На совещании в ОКБ, состоявшемся в 1955 г., были обсуждены принципиальные вопросы. В работе совещания участвовали: от ОКБ-1 (ракетчики): С. П. Королев , К. Д. Бушуев , И. С. Прудников , В. Ф. Садовый ; от КБ-11 : Ю. Б. Харитон , А. Д. Сахаров , Д. А. Фишман , С. Н. Воронин , Е. Г. Малыхин ; от КБ-25 : Н. Л. Духов , В. А. Зуевский , С. Г. Перерушев , Е. А. Софронов ; от 5-го ГУ Минсредмаша : Н. И. Павлов , С. Н. Шишкин , Н. И. Бахчевников .

Был установлен режим постоянных контактов специалистов ОКБ-1, КБ-11 и КБ-25 с докладами С. П. Королеву о результатах... Практически это означало: работа и совещание в ОКБ-1 с докладом С. П. Королеву - протокол со взаимными обязательствами на одну-две недели - повторение цикла. Руководство конструкторскими работами в КБ-11 осуществлял Д. А. Фишман, впоследствии часто возглавлявший наши поездки в ОКБ-1. Он контактировал с КБ-25 Духова. По этой разработке было немало сложных вопросов: - подвеска массивных узлов заряда в тонкостенном корпусе головной части (ГЧ); - оценка траекторных нагрузок и способов их контроля; - технология и регламент сборки и окончательного снаряжения заряда и автоматики; - обеспечение минимальных затрат веса на обеспечение надежной подвески узлов заряда и максимально передней центровки ГЧ; - измерительные варианты заряда и автоматики для летных испытаний; - выбор режимов и методов наземных испытаний.

В 1956 году мы приступили к полигонным испытаниям заряда. Здесь, к сожалению, не все складывалось гладко, и ожидаемых характеристик мощности в нескольких опытах не получили. В это же время в ОКБ-1 обострились вопросы, связанные с необходимостью уменьшения веса ГЧ для обеспечения заданной дальности стрельбы. Со стороны Королева и его сотрудников усиливалось давление на КБ-11 по уменьшению веса заряда.

Примерно в это же время наши уральские коллеги из ВНИИТФ (Челябинск-70, Снежинск) успешно испытали близкий по характеристикам к заряду для ракеты Р-7 заряд, и Ю. Б. Харитон стал все более склоняться к применению этих, уже проверенных решений в нашем заряде, обязывая теоретиков проанализировать эти испытания и выполнить соответствующие теоретические расчеты. Было организовано специальное совещание у руководства Минсредмаша, на котором приняли специальное решение о таком использовании проверенных приемов. Наконец, в октябре 1957 года при полигонном испытании доработанного таким образом заряда для ракеты Р-7 была получена мощность, на двадцать процентов превысившая ожидаемое значение, ключевые проблемы по заряду для Р-7 были решены.

С. ВОРОНИН

Ссылки:

  • Духов Н.Л. в КБ-11
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»