Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМЫ "А"

Несмотря на решение о применении в системе А-35 ядерного перехвата, разработка обычных боевых частей продолжалась, так как проблема ядерного перехвата таила слишком много неизвестного и опасного. В 1962 году К.И.Козорезов ушел из ГСКБ-47 и занялся научной деятельностью, которая его более привлекала. Таким образом, главный конкурент НИИ-6 "самоустранился".

Рассказывает профессор Ю.Н. Лазинцев . "В 1960 году я поступил работать в НИИ-6 и был направлен в отдел Александра Васильевича Воронова , где велась разработка боевой части противоракеты. В это время отдел насчитывал три лаборатории. В первой из них под руководством заместителя А.В. Воронова Виктора Ивановича Комкова создавалась конструкция самой боевой части. В.И.Комков также отвечал за координацию деятельности с конструкторскими коллективами П.Д.Грушина и Г.В. Кисунько . В эту лабораторию определили меня, а после кончины В.И. Комкова в 1967 году, я был назначен ее руководителем.

Во второй лаборатории под руководством Бориса Михайловича Богданова велось изучение цели и способов ее поражения.

Третью лабораторию возглавлял Николай Иванович Попов . Под его руководством разрабатывалась газовая пушка, способная при проведении испытаний разгонять поражающие элементы до необходимой скорости.

Боевая часть К.И.Козорезова успешно поразила цель на Балхашском полигоне, и все мы сразу узнали об этом. Однако мы узнали и о том, что эффективность его конструкции очень низка. Для создания дискового поля поражения боевая часть К.И. Козорезова в нужный момент "выбрасывала" 15-16 тысяч поражающих элементов.

Достигали цель лишь несколько из них. 99,9 процента осколков улетали "в молоко". Вторым недостатком было то, что несколько попавших в цель поражающих элементов могли взорвать заряд гексогена, инициирующего подрыв ядерного боезаряда, и предотвратить ядерный взрыв, а могли и не взорвать. Пробитие корпуса головной части еще не означало поражения цели.

Взвесив все "за" и "против", А.В. Воронов принял решение создавать новую боевую часть направленного действия с тем, чтобы достигнуть максимальной концентрации поражающих элементов у цели. Первой была разработана так называемая блочная боевая часть .

Следующий этап - создание контейнерной боевой части . Эта работа велась под моим руководством с 1963 года. Как было сказано, часть блоков блочной БЧ работали "вхолостую". Мы решили создать конструкцию, где по цели могли бы работать все блоки. Так появился "контейнер".

В определенный момент инициирующее устройство подрывает метательный заряд для выбрасывания контейнера. Главное в это время - не подорвать сам контейнер, "набитый" взрывчатым веществом. С этой целью в состав конструкции был введен демпфер, снижающий фугасное действие заряда. Контейнер вылетает из головной части противоракеты в направлении цели со скоростью от 100 до 200 м/с. При подлете к цели срабатывает взрыватель центрального разрывного заряда, после чего начинается разлет поражающих элементов. Эта схема обеспечивала максимальную концентрацию поражающих элементов в месте нахождения цели.

Испытания проводились на полигонах в Красноармейске , Чапаевске и Нижнем Тагиле . Однако на Балхаше контейнерная БЧ не испытывалась. На полигонах в Нижнем Тагиле и Чапаевске были установлены большие дюралевые щиты высотой 50 метров и длиной 250 метров (запомнилось, что стоимость их была огромной, но средств на противоракетную оборону тогда не жалели). Боевая часть устанавливалась на рельсовой тележке. Тележка разгонялась мощными авиационными реактивными двигателями до необходимой скорости и на определенном расстоянии от щита производился подрыв. Позже мы считали количество пробитий щита на одном квадратном метре. По тому, что основная часть осколков пробивала центральную часть щита, мы поняли, что добились направленного действия.

В 1969 году разработку контейнерной боевой части прекратили, и перед нами была поставлена задача создания на ее основе контейнерной боевой части со специальным микрозарядом . Это была так называемая БЧ комбинированного типа. Взрыв специального микрозаряда должен был обеспечить разлет обычных поражающих элементов.

В 1970 году мы защитили проект на межотраслевом совете у министра В.Д.Калмыкова . Присутствовали А.Л. Минц, Г.Ф. Байдуков, С.А.Зверев, Ю.Б.Харитон. Было принято решение дорабатывать нашу БЧ совместно с Министерством среднего машиностроения, группу специалистов которого возглавил Ю.Б. Харитон . Прямо на совете Юлий Борисович сказал, что испытания можно провести во время очередного подземного ядерного взрыва. Я вошел в рабочую группу от Министерства машиностроения , однако вскоре меня перевели на другую должность и разработка комбинированной боевой части с 1971 года была продолжена под руководством Африкана Андриановича Ростовцева ".

Параллельно на Балхаше проводились испытания противоракеты , оснащенной тепловой головкой самонаведения . Приняв решение наводить противоракету не тремя, а одним локатором, Кисунько для компенсации снижения точности наведения предложил использовать самонаведение на конечном этапе. Эти испытания дали определенные результаты.

Для проведения различных экспериментов потребовались модификации противоракеты В-1000. Приступив к боевому изделию, П.Д. Грушин уже не мог отвлекать силы своего коллектива и передал тему Долгопрудненскому ОКБ-464 . Здесь на базе В-1000 были разработаны основные исследовательские ракеты 2Я2ТА , С1А , Я2ТА , 1Я2ТА , испытания которых проводились в 1961 - 1963 годах.

Двухступенчатая исследовательская ракета 2Я2ТА разрабатывалась с сентября 1959 года. С ее помощью проводились летные испытания обтекателей тепловых головок самонаведения. Ракета имела стартовый вес 8 785 кг, максимальную скорость - 2 750 м/с и рабочую высоту - до 40 км. Исследовательская ракета С1А была создана по решению ВПК от 21 декабря 1959 года для исследования возможностей применения тепловых головок самонаведения в комплексе с боевой частью направленного действия.

Трехступенчатая исследовательская ракета Я2ТА была создана в соответствии с решением ВПК от 23 мая 1961 года и предназначалась для проведения испытаний средств системы "А" и измерительных средств комплекса "Алдан" . При ее испытаниях была проведена проверка работоспособности аппаратуры противоракеты А-350Ж .

Ракета имела стартовый двигатель ПРД-33, маршевый двигатель С2.726Л, приборный отсек и отделяемую головную часть (третью ступень). При стартовом весе 8 770 кг ракета достигала рабочей высоты 460 км.

Трехступенчатая ракета 1Я2ТА была создана в 1962 году и предназначалась для испытания на высотах 100 - 400 километров экспериментальных образцов электроракетных двигателей.

Ссылки:

  • НАЧАЛО СОЗДАНИЯ СИСТЕМ ПРО И ПКО
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»