Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

КРИЗИС В ПРО. НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Г.БАСИСТОВА

Ознакомившись с материалами комиссии Ю.В.Вотинцева и поинтересовавшись мнением специалистов, главнокомандующий Войсками ПВО страны П.Ф.Батицкий понял, что основной проблемой ПРО стала проблема селекции баллистических целей .

В конце 1967 года он подготовил и представил в ВПК проект постановления ЦК и Совмина о развертывании целенаправленных работ по этой проблеме. Военно-промышленная комиссия приняла решение не выпускать специального постановления, а приступить к проблеме в комплексе с другими задачами ПРО и ПКО.

В ЦК КПСС, ВПК и Минрадиопроме постепенно зрело решение о реорганизации органов управления предприятиями промышленности. Острота проблемы побуждала к осторожным, продуманным и поэтапным действиям.

Отношения генеральных конструкторов Г.В.Кисунько и А.Л. Минца были сложными. За каждым из них стояли ответственные работники ЦК КПСС, ВПК и Совета Министров, включая секретарей ЦК, председателя ВПК, министров обороны и радиопромышленности.

Находясь в натянутых отношениях с техническим руководителем КБ- 1 А.А.Расплетиным , Г.В.Кисунько начал компанию по выделению своего коллектива сразу после первого успешного перехвата еще в 1961 году. Калмыков и Расплетин препятствовали этому, но Устинов настаивал, и 30 декабря 1961 года постановлением ЦК и Совмина было образовано самостоятельное ОКБ-30 во главе с Кисунько, который стал еще и генеральным конструктором системы ПРО.

Полной самостоятельности добиться не удалось, ОКБ-30 осталось на территории КБ-1, не был решен и ряд других вопросов. Кисунько продолжал отстаивать свою точку зрения. Стремясь сгладить конфликт, руководство Минрадиопрома в январе 1963 года назначило Расплетина генеральным конструктором и ответственным руководителем КБ-1, а Кисунько - первым заместителем ответственного руководителя. С одной стороны, это была высокая должность, с другой стороны, ОКБ-30 фактически осталось в составе КБ-1 а Кисунько - подчиненным Расплетина.

24 марта 1966 года ОКБ-30 было, наконец, выделено из состава КБ- 1 и преобразовано в самостоятельное ОКБ "Вымпел" Минрадиопрома.

Кисунько был назначен его директором и научным руководителем. Вскоре, озабоченный проблемами перехвата сложных баллистических целей, он приступил к НИР "Селекция" .

Его заместителями по НИР стали Г.П. Тартаковский и В.Г.Репин .

Результаты "Селекции" оказались весьма неутешительными для разработчиков системы ПРО. Часть специалистов пришли к выводу о том, что создать эффективную систему противоракетной обороны от противника, обладающего сравнимым с обороняющейся стороной научно-техническим и экономическим потенциалом, невозможно. Стратегия сдерживания угрозой ответного или ответно-встречного удара , наносимого по информации СПРН , выглядела более реалистичной. Выводы необходимо было довести до высшего руководства страны. Терявший авторитет Кисунько этого сделать не мог.

Рассказывает главный конструктор СПРН с 1972 по 1987 год В.Г.Репин .

"К работам по НИР "Селекция" были привлечены все основные создатели системы ПРО, средств преодоления ПРО, военные институты, полигоны и организации Академии Наук СССР. Головной организацией было ОКБ "Вымпел" , научным руководителем - Г.В.Кисунько .

Обширные исследования подтвердили, что проблема селекции действительно является ключевой для ПРО. Технологии противодействия ПРО путем маскировки боезарядов ложными целями оказались много проще и неизмеримо дешевле, чем технологии демаскировки и отбора для поражения боевых блоков ракет из состава сложной баллистической цели.

Было установлено, что практически единственным более или менее эффективным и устойчивым способом селекции является использование естественных селектирующих свойств атмосферы. Все другие возможные методы селекции оказались малоэффективными. Они давали какой-то результат только для несовершенных средств маскировки и были неустойчивы по отношению к технологическому прогрессу в совершенствовании этих средств. Возможности маскировки были и остаются практически неограниченными. Хочу отметить, что эти принципиальные выводы сохраняют своё значение и до настоящего времени.

Понимание проблемы потребовало пересмотра концепции работ по ПРО. Применение атмосферной селекции должно было привести к ближнему низковысотному атмосферному перехвату .

Ближний перехват приводил к резкому сокращению зоны обороны стрельбового комплекса. Формально большие зоны обороны обеспечивала ядерная селекция дальнего перехвата. Однако при этом вновь появлялись сложнейшие проблемы мешающих влияний ядерного взрыва. Множественность элементов сложной баллистической цели изменяла требования к радиолокационным средствам. Необходимы были высокоточные, многоканальные радиолокаторы с высокой разрешающей и пропускной способностью, с фазированными антенными решетками или линзовыми антеннами. Нужно было и еще очень многое.

К сожалению, в тот период Г.В.Кисунько не проявил свойственного ему технического мужества. Насколько я могу судить по многочисленным беседам с Григорием Васильевичем, он хорошо понимал остроту проблемы перехода от простых к сложным целям и отдавал себе отчет в том, что ни подмосковная система А-35 , ни территориальная система "Аврора" не адекватны изменениям, происходящим в развитии стратегических наступательных вооружений. Наверное, он должен был остановиться и попросить отсрочку для пересмотра и проекта А-35, и проекта "Аврора", но не сделал этого. В развитии отечественных систем ПРО наступил кризис".

Рассказывает В.И.Марков .

"В 1967 - 1968 годах в СССР была получена информация об интенсификации в США работ по ПРО . 14 марта 1969 года Президент США Р.Никсон принял решение о создании боевой системы ПРО "Сейфгард" для защиты отдельных особо важных объектов страны. Принятое Никсоном решение обострило обстановку. В нашей стране, после отклонения проекта "Аврора", царила полная неопределенность. На всех уровнях, включая высшие государственные органы, шло непрерывное обсуждение вопроса о том, как дальше строить ПРО. Центральным был вопрос обеспечения необходимой эффективности поражения МБР, оснащенных комплексом средств преодоления противоракетной обороны. США ассигновали на создание системы "Сейфгард" 7-8 миллиардов долларов, и это наводило на мысль о том, что американцы располагают техническими решениями выделения боевых блоков на фоне ложных целей. Стало известно, что радиолокатор MSR имеет фазированную антенную решетку с электронным управлением лучом (в отличие от зеркальной антенны с механическим вращением в нашей системе А-35), что MSR работает широкополосным зондирующим сигналом в сантиметровом диапазоне волн (наш РКЦ-35 имел дециметровый диапазон и узкополосный сигнал)".

Рассказывает В.Г.Репин .

"Интересно отметить, что вскоре кризис ПРО произошел и в США .

Проект территориальной системы ПРО "Сентинел" и ее сокращенный вариант "Сейфгард" были буквально разгромлены при экспертном рассмотрении практически на тех же основаниях, что и проект "Аврора" .

Это подтвердило наличие принципиальных, непреодолимых трудностей в создании территориальной системы ПРО при достигнутом и прогнозируемом уровне научно-технических знаний".

20 мая 1968 года постановлением ЦК и Совмина, одновременно с мерами по ускорению строительства объектов первой очереди системы А-35, было намечено создание новой организации.

При ОКБ "Вымпел" началось формирование НТЦ - Научно-тематического центра для проведения перспективных работ в области ПРО. Начальником НТЦ и заместителем Г.В. Кисунько был назначен бывший работник КБ-1 Анатолий Георгиевич Басистов . На него решил сделать ставку Минрадиопром .

Ссылки:

  • РАКЕТНАЯ ОБОРОНА: УСПЕХИ И НЕУДАЧИ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»