Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Завод "Руссо-Балт"

Об этом заводе, авиационным отделом которого с 1912 года стал руководить Сикорский, стоит сказать еще несколько слов. Предприятие было основано в Риге , столице одной из западных губерний Российской империи, еще в 1869 году крупной германской вагоностроительной фирмой, которой очень не хотелось платить таможенную пошлину при ввозе своих вагонов, и производство их было организовано в самой России. Такая стандартная схема действует в нашей стране и сейчас - работают заводы химической компании "Проктер энд Гэмбл", целого ряда автомобильных корпораций, производятся сигареты и многое другое. "Руссо-Балт" произвел огромное количество вагонов, но после поражения в Русско-японской войне спрос на вагоны сильно упал, и завод начал потихоньку хиреть. К счастью, как раз в это время началось бурное развитие производства автомобилей, и Шидловский предложил производить отечественную модель, созданную в компании Петра Фрезе , пионера отечественного автомобилестроения. Шидловский купил эту небольшую компанию, его инженеры усовершенствовали машину, и вскоре "Руссо-Балт" начал производить автомобили под этим же именем. "Руссо-Балты" стали знамениты по всей Европе, прежде всего благодаря многочисленным победам, одержанным в автомобильных гонках. Тот же Шидловский и предложил, как уже упоминалось, учредить на "Руссо-Балте" авиационный отдел, который стал располагаться не в Риге, а в Санкт-Петербурге. А в 1915 году из- за близости к фронту завод был эвакуирован по частям в Москву, Петроград и Тверь. Рига была сдана немцам лишь через два года, и за эти два года на участке, примыкающем сейчас к московскому парку Фили, возник завод "2-й Руссо-Балт" . При Советской власти завод национализировали, а затем начали происходить удивительные метаморфозы. Сначала там попробовали выпускать танки. Потом снова автомобили. А в 1923 году завод передали в концессию германской фирме "Юнкерс" , которая стала строить там военные самолеты - не для России, а для Германии, с которой СССР заключил тайный договор. Смысл этой комбинации состоял в желании немцев обойти запрет на производство самолетов, наложенный на Германию победившими в Первой мировой войне странами Антанты. Такие фокусы Советского правительства весьма благоприятствовали Германии в деле возрождения ее военной промышленности. Аукнулось это Советскому Союзу в 1941-м. В начале 60-х годов прошлого века завод был переименован в Машиностроительный завод имени Хруничева , производил самые различные типы самолетов, был строго засекречен. Именно на этом предприятии собирали первые советские баллистические ракеты, а в последнее время - и ракеты-носители "Протон", в сущности, космические грузовики, с некоторой натяжкой - космические вагоны. Вот такой путь от железнодорожного вагонного завода до космического проделал наш "Руссо-Балт". Но это только в Москве, а ведь значительная часть завода после эвакуации попала в Петроград и вошла в состав уже хорошо устроившегося там авиационного отдела. С 1912 года этим отделом руководил Игорь Сикорский. Сейчас его должность называлась бы "генеральный конструктор". Но общее руководство оставалось за Михаилом Шидловским, который уже не один раз доказывал свою прозорливость.

Ссылки:
1. "Авиа-Балт".
2. Фрезе Петр
3. Сикорский И.И. не пригодился Временному правительству, и тем более большевикам
4. Самолет "Илья Муромец" (С-22), 1913 г

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»