Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рожанский Д.А.: жизнь под Змиевым

Лето Дмитрий Аполлинариевич с семьей проводил обычно в деревне. Километрах в сорока от Харькова, неподалеку от маленького городка Змиева на Харьковщине на берегу Северского Донца возник своего рода дачный поселок профессоров Харьковского университета Коряков Яр . Дмитрий Аполлинариевич купил там участок и, в 1913 г когда у него родился второй сын Иван , построил дачу (см фото).  Со Змиевом связаны годы детства и отрочества детей Дмитрия Аполлинариевича: Ивана и Ольги (дача оставалась во владении семьи Рожанских до 1930-х гг.). Начапо первой мировой войны и особенно последовавший за период гражданской войны на Украине во многом затормозили научную деятельность Д.А. Рожанского и его сотрудников в Харьковском университете. Связь с основными научными центрами начиная с 1914 г., ослабела, а с началом гражданской войны практически оборвалась. Обеспечение и возможность научной работы практически свелись к нулю.

Эти трудности усугубились бедами и трудностями в жизни семьи Д.А. Рожанского. В 1914 г. от менингита умер его старший сын Всеволод . Это было большим ударом для Дмитрия Аполлинариевича, который, по мнению Ивана Дмитриевича, его любил больше, чем других детей. После Октябрьской революции семья переселилась на дачу под Змиевым и жила тем безвыездно до 1921 г. По тем трудным временам это было поначалу безопаснее, а затем просто давало возможность выжить - не умереть с голоду. Дмитрию Аполлинариевичу было трудно вдвойне. Он ни на минуту не прерывал преподавание и руководство кафедрой. Четыре дня в неделю он проводил в Харькове и три дня на даче, где надо было пахать, сеять и вообще обрабатывать свой участок, чтобы как-то прокормиться.

А ситуация на Харьковщине была очень сложной .

Каждая поездка из Змиева в Харьков и обратно в 1917-1921 гг. была весьма опасной и сопряжена с большими трудностями. Однажды, по воспоминаниям Дмитрия Аполлинариевича, ему удалось доехать до места в немецком военном поезде в компании немецких офицеров, которые, правда, были очень любезны с ним благодаря его отличному немецкому языку. Все время, свободное от Харькова, он проводил на огороде, работая вместе с женой, Конкордией Федоровной. 18-летний Костя Арнольди , их сосед по Змиеву, пишет в письме от 1919 г., что помимо работы на земле приходилось еще драть лыко для обмена на муку. За сто ободранных липок можно было получить полпуда муки Так жили и Рожанские. Как отнесся Дмитрий Аполлинариевич к Октябрьскому перевороту и большевизму вообще? В течение почти двух лет Харьков и Харьковщина были с одной стороны "как бы заграницей", а с другой - ареной гражданской войны. Связь между Украиной и Россией была почти оборвана. Письма приходили редко и нерегулярно. В архиве Николая Аполлинариевича Рожанского , жившего в эти годы в России, в Ростове-на-Дону , сохранилось чудом дошедшее до него письмо Дмитрия Аполлинариевича, написанное вероятно в 1919 г. (дата в письме не указана). В нем он дает краткую и исчерпывающую, чрезвычайно прозорливую оценку ситуации, именуя Россию, управляемую большевиками, "Большевизией". "Приехавшие из Большевизии, - пишет он, - привозят малоутешительные вести. Без "варягов" не обойтись. Надежда, что большевизм переживет сам себя или изживет себя - пока мечты. Для этого требуется, по-видимому, дойти до такой грани, о которой трудно и подумать. Пока же все, кто может, бегут?. Как видим, история подтвердила его прогноз. Власти менялись, начался бандитизм. Особенно опасны были банды "зеленых" , состоявших в основном из демобилизованных солдат и дезертиров. Часто среди налетчиков можно было узнать и своих соседей- крестьян. При одном таким налете В.М. Арнольди приставили револьвер к виску и потребовали от него, как директора станции, "царской водки". Где-то бандиты услыхали это название и решили, что это лучший вид водки, ее пил сам царь. К счастью, в лаборатории был неразведенный спирт. (см. Приложение 3 ).

Семья Рожанских пережила очень опасные моменты. В 1920 и 1921 гг. бандиты дважды нападали на их дом. Вот как описывает эти события Ольга Ивановна Арнольди . "Грабили соседнюю дачу. И пока грабители искали денег, дети известили Рожанских. Дмитрий Аполлинариевич был в Харькове. Конкордия Федоровна выбежала с револьвером и выстрелила. А через два дня грабили Рожанских (говорят, из мести за выстрел). Ограбили полностью, но и еще издевались и напугали женщин. У Оли (дочери Рожанских) после этого начались какие-то "нервные явления". После этого был момент, когда супруги Рожанские решили было продать (или бросить) дачу и переехать в Харьков. А в Харькове был голод . Черный хлеб стоил между 2200 и 2500 руб. за фунт, яйца - 5500 за десяток, масло - 14000 руб. [Там же]. Да еще в 1920 г. Дмитрий Аполлинариевич перенес тиф. Бабушка, Ольга Ивановна , все годы гражданской войны жила вместе с семьей Дмитрия Аполлинариевича в Змиеве. Долгие зимние вечера она проводила с внуками, Олей и Ваней.

"Она не любила никаких сказок, - вспоминал Иван Дмитриевич , - рассказывала содержание греческих мифов, былин, библейских сказаний. С ранних лет это все в моей памяти застряло... С этих пор у меня любовь к античности" (см. Приложение 2 ).

Именно ей был обязан Иван Дмитриевич своим интересом к античности и тем, что впоследствии стал известным историком античной науки.

Тем не менее, несмотря на все трудности, работа на кафедре продолжалась. Более того, именно в это время по инициативе Дмитрия Аполлинариевича при физико-математическом факультете была организована научно-исследовательская кафедра (официально она была оформлена только в 1926 г.). После 1921 г., уже работая в Нижнем Новгороде и Ленинграде, он оставался ее руководителем систематически приезжая в Харьков. По его предложению в тематику работы кафедры были включены исследования по методам генерирования дециметровых и сантиметровых волн. Эти работы привели к созданию магнетронного генератора , который при дальнейшей разработке стал одним из основных элементов современной радиолокационной аппаратуры. Исследования проводились А.А. Спущенным и Д.С. Штейнбергом , а в дальнейшем развивались С.Я. Брауде . (Впоследствии А.А. Слуцкин и С.Я. Брауде стали академиками АН Украинской ССР).

По инициативе Д.А. Рожанского на кафедре физики было предпринято изучение электромеханических колебаний. В результате Е.А. Копиловичем были открыты электромеханические колебания нового типа - магнито-стрикционные (см. [ Полякова, 1953 ]).

Дмитрий Аполлинариевич, как выше уже упоминалось, был безусловно самым выдающимся физиком Харькова того времени. Существующее и сейчас в Харьковском университете знаменитое радиофизическое отделение введет начало от него и организованной им экспериментальной кафедры. Его по праву можно считать основоположником Харьковской школы радиофизиков .

Ссылки:

  • РОЖАНСКИЙ Д.А.: ХАРЬКОВСКИЙ ПЕРИОД (1911-1921)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»