Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рожанский Д.А.: учеба в школе

До третьего класса Митя Рожанский учился дома, а в 1894 г., в возрасте 12 лет поступил сразу в третий класс киевской 4-ой классической гимназии , одной из лучших в городе. В ней он проучился до 7-го класса.

Учился Митя ровно и хорошо по всем предметам, проявляя интерес в основном к предметам гуманитарного цикла. В третьем, четвертом, пятом и шестом классах он получил похвальные листы. В 1895 г. дирекция 4-ой гимназии "За примерное поведение и прилежание в науках" наградила его премией - однотомником Лермонтова, иллюстрированным лучшими художниками того времени: М. Врубелем, В. Поленовым, Л. Пастернаком, братьями Васнецовыми. Теперь это издание стало библиографической редкостью.

В первые гимназические годы он со своим товарищем по классу, Левой Щербой (впоследствии выдающимся лингвистом и академиком), выпускал рукописный литературно-художественный журнал "Свет". Первый, "пробный" номер журнала вышел 1 января 1892 г. Целью его, по словам "издателей", было "дать разнообразный, и, насколько возможно, полезный материал для чтения, как детям младшего, так и старшего возраста" (см. фото).

В журнале, выходившем в одном экземпляре, помещались рассказы и очерки одноклассников, переводы стихов (главным образом, с немецкого), шарады и эпиграммы. Первый номер открывается стихотворением "Малороссия", явно навеянным знаменитой "песнью Миньоны" (Kennst du das Land, wo die Zitronen bluhn..) из книги Гете "Юные годы Вильгема Мейстера", хорошо известной в России. "Песню Миньоны" переводили В.А. Жуковский, А.Н. Майков, Л.А. Мей, М.Л. Михайлов. Последний по времени прекрасный перевод принадлежит Б.Л. Пастернаку ("Ты знаешь край лимонных рощ в цвету, где пурпур королька прильнул к листу, где дремлет мирт, где лавр заворожен). А вот начальные строки стихотворения "Малороссия":

"Ты знаешь край, где все обильем дышит,

Где реки льются чище серебра,

Где ветерок степной ковыль колышет,

В вишневых рощах тонут хутора.

Среди садов деревья гнутся долу,

И до земли висит их плод тяжелый,

Шумя, тростник над озером трепещет,

И чист, и тих, и ясен свод небес,

Косарь поет, коса звенит и блещет,

Вдоль берега стоит кудрявый лес,

И к облакам, клубяся над водою,

Бежит дымок синеющей струею"!

Автор стихотворения не указан. Можно предполагать, что это один из издателей. Авторство предполагает хорошее знание и немецкого языка, и немецкой классической литературы, а также традиции русского литературного перевода.

Наряду с русским языком и "словесностью", как именовался предмет "литература", Митя с удовольствием изучал древние языки, преподавание которых стояло в гимназии на весьма высоком уровне. Любовь к классическим авторам сохранилась у Дмитрия Аполлинариевича в течение всей его жизни. Уже будучи сложившимся ученым-физиком, он часто проводил часы досуга за чтением Плутарха, Светония, Тацита и других римских авторов, которых он читал в оригинале без помощи словаря.

Склонности к физике и математике Митя в те годы не обнаруживал. Более того, при всех "пятерках" по гуманитарным предметам, в его свидетельстве за седьмой класс две "четверки" по алгебре и физике - и даже "тройка" по тригонометрии.

В 1899 г. братья были переведены в Первую киевскую гимназию : Митя - в последний, восьмой класс, Николай - в шестой. В прошении на имя директора гимназии (см фото), сопровожденном дополнительным письмом, отец, Аполлинарий Николаевич, аргументирует свою просьбу близостью гимназии к дому. Действительно, гимназия, расположенная на Бибиковском бульваре, находилась недалеко от Рейтарской улицы, где жила в то время семья Рожанских. Но скорее всего это был лишь формальный повод. Истинной причиной вероятно была слава лучшей в Киеве Первой императорской гимназии, из стен которой вышло много выдающихся деятелей русской культуры и искусства.

Нам ничего неизвестно об уровне преподавания в гимназии математики и физики. Однако, очевидно, именно там, в последнем клacce у Мити проявилось тяготение к физико-математическим наукам, и именно это определило последующий выбор специальности. И, как ни парадоксально может показаться на первый взгляд, существенную роль здесь сыграл интерес к гуманитарным наукам и в особенности к древним языкам. Латинист Субоч называл свой предмет "золотой латынью" и утверждал, что в латыни нет "словесного мусора". И действительно, именно латынь приучает человека логически мыслить и упорядочивать свои знания.

Митя Рожанский обладал блестящими способностями и огромным трудолюбием. Проучившись всего один год, да к тому же выпускной, он блестяще окончил гимназию, получив золотую медаль (см. фото). А это было очень непросто, т.к. уровень знаний выпускников был весьма высок, и именно этим уровнем славилась Первая киевская гимназия.

Ссылки:
1. СЕМЬЯ РОЖАНСКИХ
2. Рожанские: семья Аполлинария Николаевича и Ольги Ивановны

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»