Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Брики прибыли в Москву на похороны Маяковского

В шесть вечера 16 апреля берлинский поезд прибыл в Негорелое - пограничную станцию между Белоруссией и Польшей, которую много раз проезжал Маяковский во время заграничных поездок. Там Лили и Осипа встретил Василий Катанян - ему выдали особое разрешение на въезд в пограничную зону "для встречи семьи умершего гр-на Маяковского". 18 марта Булгаков написал письмо советскому правительству, в котором жаловался на то, что ему не дают возможности работать. В тот же день, когда поступил рапорт о том, что он "теперь на очереди", Булгакову позвонил Сталин , который пообещал, что все наладится, что в известной мере и произошло: Булгакова приняли во МХАТ помощником режиссера и разрешили ему ставить свой спектакль о Мольере.

Кроме телеграммы от Левы и Агранова и заметок в немецких газетах, сведений о случившемся у Бриков не было. О том, что Маяковский оставил прощальное письмо, они тоже не знали. Катанян рассказал им все, что ему было известно, и пересказал письмо по памяти, а на вокзале в Минске они нашли вчерашнюю "Правду", в которой письмо напечатано. Следующим утром на вокзале в Москве их встретили друзья. Согласно Луэлле , Лили за эти дни так изменилась, что она ее с трудом узнала. Они поехали прямо в Клуб писателей, расположенный в бывшем особняке Соллогубов. В том же зале, где два месяца назад Маяковский читал "Во весь голос", на красном кубе стоял освещенный софитами гроб, обитый красной тканью и окруженный цветами и венками. Смерть уже оставила свою печать на лице, губы посинели, в волосах видны следы работы над посмертной маской.

"Появленье Лили вызывает новую вспышку отчаяния у Ольги Владимировны , - вспоминал Василий Катанян. "Она бросается на колени посредине зала и выкрикивает: "Сегодня к новым ногам лягте! / Тебя пою, / накрашенную, / рыжую..." (из "Флейты-позвоночника"). Мать Маяковского спокойнее, она только говорит Лили: "При вас этого не случилось бы".

Осип, Лили и Луэлла остаются цочти целый день, Лили иногда подходит к Маяковскому, чтобы поцеловать его в лоб и призывает Луэллу сделать то же: "Душенька, подойди, поцелуй Володю". За три дня, когда тело Маяковского было выставлено для прощания, десятки тысяч прошли мимо гроба, у которого стоял почетный караул, гражданский и военный: Лили и Осип, а также Луэлла, Пастернак, Асеев, Кирсанов, Третьяков, Каменский, Радченко, Катанян и Луначарский, а также коллеги Маяковского по РАППу: Ермилов, Либединский, Фадеев и Авербах. Другим почетным стражем был Артемий Халатов , всего неделю назад приказавший изъять приветствие Маяковскому из "Печати и революции". Кроме того, в качестве председателя похоронной комиссии Халатрв, отвечал за первые три дня посмертной жизни Маяковского. Какова степень иронии, которую может позволить себе судьба! Халатов произнес речь на траурной церемонии, начавшейся в три часа выступлением Сергея Третьякова. Среди ораторов числидся руководитель РАППа Леопольд Авербах , но выступали также друзья и сторонники Маяковского. Кирсанов читал "Во весь голос"; глубоко взволнованный Луначарский произнес речь, в которой говорил, что Маяковский был "куском напряженной горящей жизни", а после того, как он сделал себя "рупором величайшего общественного движения", стал таким в еще большей спепени. "Прислушайтесь к звуку его песен, - призывал бывший народный комиссар просвещения, - вы нигде не найдете ни малейшей фальши, ни малейшего сомнения, ни малейшего колебания". После выступлений "десять товарищей" выносят покрытый красной и черной тканью гроб, среди них Осип, Асеев, Третьяков и рапповцы Авербах, Фадеев и Либединский. Нес гроб и Халатов, отличавшийся тем, что никогда, даже дома, не снимал каракулевую шапку, - деталь, на которую не обратил внимания автор репортажа в "Литературной газете", описывая, как гроб, "медленно покачиваясь <...> плывет над морем обнаженных голов".

На улице конная милиция пытается сдерживать натиск толпы. Люди облепили подоконники, деревья и фонарные столбы, а крыши черны от любопытствующих (См. фото 538). Гроб помещают на грузовик. "Рядом с гробом на стального цвета платформе, - сообщалось далее в газете, - венок из молотков, маховиков и винтов; надпись: "Железному поэту - железный венок".

Грузовик отъезжает, и вслед за ним трогается и плывет вниз, к Арбатской площади, многотысячная, необозримая масса людей. Насколько хватает глаз, весь путь залит густой колонной людей, частью идущих и по боковым параллельным улицам и переулкам.

Грузовик, везший поэта в последний путь, оформили под броневик друзья- художники Маяковского Владимир Татлин , Давид Щтеренберг и Джон Левин . За грузовиком следовал "рено" Маяковского и другие машины, в которых ехали, среди прочих, мать н сестры Маяковского. Лили и Осип прошли весь путь до крематория Донского монастыря пешком вместе с Луэллой. За грузовиком шло порядка шестидесяти тысяч человек, согласно Олеше, который описывал в письме к Мейерхольду (находящемуся на гастролях в Германии), как милиция стреляла в воздух для того, чтобы гроб могли внести в ворота крематория.

Была колоссальная давка. "Мы сели на скамеечку. И тут Лилечка сказала, что мы будем сидеть здесь, пока все кончится, - вспоминала Луэлла.

Александра Алексеевна и сестры Маяковского, приехав на машине, сразу пошли в крематорий. Вдруг конный милиционер кричит: "Брик! Где Брик? Требуют Брик!" - оказывается, Александра Алексеевна не хотела проститься с сыном и допустить кремацию без Лили Юрьевны. Ося и Лиля прошли в крематорий..."

В крематории с Маяковским прощаются друзья. Многие из присутствовавших обращают внимание на металлические подковки на его ботинках, высовывающихся из открытого, слишком маленького гроба и сделанных, по словам Маяковского, "на вечность".

Исполняется "Интернационал", который тогда был гимном Советского Союза, гроб, качаясь, медленно уплывает в печь крематория. Кто-то спускается по лестнице, чтобы в специальное отверстие смотреть, как гроб и лежащее в нем тело превращаются в пепел - всё, кроме металлических подковок на ботинках, которые действительно оказались прочнее, чем сердце поэта.

"И мы виноваты перед ним. Тем, что не писали об его рифмах, не делали поэтического ветра, который держит на себе тонкую паутину полета поэта. Но, авось, с нас не спросится. <...> Он устал 36 лет быть двадцатилетним, он человек одного возраста.

Из двух писем В. Шкловского Ю. Тынянову 1930 и 1931 гг. "Своим письмом Маяковский навсегда соединяет меня с собой", - писала Нора в своих воспоминаниях. Но письмо не только закрепило за ней место в биографии Маяковского, но и привело к тому, что многие видели в ней прямую причину его смерти - ту "бабу", из-за которой он застрелился.

Может быть, Маяковский включил ее в список родственников, пусть и на последнем месте, после Лили, матери и сестер, именно для того, чтобы защитить от таких обвинений, - на этой канонизацией их отношений был расторгнут ее брак с Яншиным. Среди десятков тысяч людей, проводивших гроб Маяковского в крематорий Донского монастыря, Норы , однако, не было. Решение не присутствовать она приняла не самостоятельно, а под давлением со стороны Лили, которая в тот же день пригласила ее к себе.

"У нас был очень откровенный разговор, - вспоминала Нора.

"Я рассказала ей все о наших отношениях с Владимиром Владимировичем, о 14 апреля. Во время моего рассказа она часто повторяла: "Да, как это похоже на Володю". Рассказала мне о своих с ним отношениях, о разрыве, о том, как он стрелялся из-за нее".

Перед тем как расстаться, Лили подчеркнула что Норе "категорически не нужно" присутствовать на похоронах, так как "любопытство и интерес обывателей" к ее персоне могли вызвать "ненужные инциденты".

"Нора, не отравляйте своим присутствием последние минуты прощания с Володей его родным", - призывала Лили. За отсутствием завещания предсмертное письмо оказалось единственным документом, согласно которому должны были оформляться наследственные дела Маяковского, и так как Нора была названа членом семьи, она в принципе могла считать себя наследницей. Когда месяца через два ее вызвали в Кремль для того, чтобы обсудить этот вопрос, Лили посоветовала ей отказаться от права на наследие. То есть от претензий на гонорары от его произведений. Частично потому, что его мать и сестры считали ее единственной причиной его смерти и не могли слышать этого имени, а частично потому, что в правительственных кругах попросили Лили посоветовать Норе отказаться от своих прав. Нора послушалась и на сей раз, несмотря на то что "этим как бы зачеркну все, что было и что мне так дорого".

Через восемь лет, когда она писала свои воспоминания, она не могла освободиться от подозрения, что Лили руководствовалась другими соображениями, а именно: если бы Нора получила официальный статус подруги Маяковского, это одновременно уменьшило бы роль Лили в его биографии. Из разговора в Кремле Норе стало ясно, что уважать последнюю волю покойника никто не намеревался. Вместо этого принимавший ее чиновник предложил ей в виде компенсации отпуск за государственный счет - предложение, поразившее ее своим цинизмом. Вопрос остался нерешенным для Норы и после вторичной беседы с тем же чиновником.

Решением ВЦИКа и Совнаркома Лили получала половину гонораров от произведений Маяковского, между тем как мать и сестры поделили другую половину пополам. Таким образом Нора была вычеркнута из жизни Маяковского, чтобы воскреснуть спустя полвека с лишним, но время перестройки, когда были опубликованы ее воспоминания; в неподцензурном виде они появились только в 2005 году.

Татьяна, которая жила в Варшаве, узнала о самоубийстве с опозданием на четыре дня. "Я совершенно убита сегодняшними газетами, - писала она матери 18 апреля. "Ради Бога, пришли мне все вырезки за 14-е и т. д. Для меня это страшное потрясение. Сама понимаешь..."

Ее сестра Людмила , находившаяся теперь благодаря усилиям Маяковского в Париже, телеграфировала виконту дю Плесси, чтобы он ни в коем случае не показывал ей русские газеты, - но это не помогло, сообщила Татьяна матери, так как, "кроме русских, существуют и иностранные". Старания сестры и мужа скрыть трагедию от Татьяны диктовались не только заботой о ее психическом здоровье, но и волнением о ее физическом благополучии: она находилась на четвертом месяце беременности.

"Я, конечно, была очень тронута их заботой, - писала она, - [но] "физически чувствую себя хорошо все это время". В следующем письме, от 2 мая, она возвращается к теме самоубийства; она хочет успокоить мать, которая, очевидно, подозревала, что Маяковский покончил с собой из-за нее: "Мамулечка моя родная, я ни одной минуты не думала, что я - причина. Косвенно - да, потому что все это, конечно, расшатало нервы, но не прямая, вообще не было единственной причины, а совокупность многих плюс болезнь".

О степени волнения матери свидетельствует тот факт, что она попросила Василия Каменского объяснить ей причины самоубийства Маяковского, чего он, однако, сделать не смог, так как "до сих пор не в силах отнестись к этому более спокойно". "Одно ясно, - ответил он ей 13 мая, "Таня несомненно явилась одним из слагаемых общей суммы назревшей трагедии. .. Это мне было известно от Володи: он долго не хотел верить в ее замужество. Полонская особой роли не играла. За эту зиму (мы постоянно встречались). Володя был одинок как никогда и нигде не находил себе места. Нервничал до крайности, метался, пил".

Ссылки:

  • Брик Осип Максимович (1888-1945)
  • МАЯКОВСКИЙ - КОНЕЦ ПУТИ 1930
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»