Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Витвицкий и Шмитберг преподователи музыки в Первой киевской гимназии

В 1-ой гимназии учились, большею частью, игре на фортепьяно; преподавателями музыки на рояле были Шмитберг и Витвицкий .

Витвицкий держался такого метода преподавания: он давал пьесы с виртуозными пассажами, был ужасно строг и требовал, чтобы известный пассаж был 6езукоризненно сыгран; тре6овал также частого повторения, для того, чтобы показать красивую легкость рук. Он задавал такие пьесы, как "Prier d'une verge" Бондаржевской; вся пьеса состоит из мотива, сопровождающегося пассажами и арпеджиями в правой или левой руке. Пьеса удивительно пустая и бессодержательная, но в то время очень любимая и распространенная в Киеве. Задавал он и легкие пьесы - ноктюрны, вальсы, мазурки Шопена и различные малороссийские шумки и думки.

Ученики-поляки его очень любили и чрезвычайно восторгались его игрой (Витвицкий был поляк).

Шмитберг был совсем другого сорта человек. Он брал к себе только особенно способных и музыкальных учеников; с лентяями ссорился и вспыльчиво кричал: "на кой черт вы учитесь музыке, ничего не делаете! музыку надо любить и уделять ей несколько часов в день, для разучивания на память вещей, которые я задаю; вы должны полюбить красоту и мелодичность мотивов в пьесах Мендельсона, Бетховена, Моцарта и других; вы совсем не жалеете своих родителей, которые платят за ваши уроки музыки". Он основательно, теоретически знал музыку; вначале он учился в школе игре на органе, на котором всегда играют в католических и лютеранских церквах. Шмитберг иногда играл во время обедни в костеле; мы всегда знали, когда он будет играть на органе, и тоже отправлялись в костел, где наслаждались дивной игрой Шмитберга. Особенно красиво было, когда, после громких, могучих аккордов (фортиссимо), он играл мелодично, тихо, еле слышно. Пред таинством причащения он удивительно красиво импровизировал предыдущие мотивы, а при окончании мессы играл торжественное шествие и заканчивал фугеттой или могучими, прекрасно гармонизированным аккордами, постепенно стихавшими и замиравшими под сводами храма. Это заключение мессы мне больше всего нравилось, и на другой день, явившись к нему на урок музыки, я просил его сыграть это шествие, но он мне отвечал, что по окончании игры он сейчас же забывает свою импровизацию. Имея прекрасный слух, я сейчас же садился за фортепьяно и играл то же самое, что он импровизировал, а он, обрадованный, говорил, что из меня выйдет что-нибудь путное, если я буду старательно заниматься - почаще импровизировать и почаще сочинять. Его любимые ученики были: Мазевский и Николай Маркович, сын известного историка Малороссии. В выпускном классе на акте мы своею игрою приводили в восторг присутствовавших: родных, знакомых и начальство. Мы играли концерт Гумеля ла минор, а аккомпанировал нам оркестр Лопухина под управлением Пфейфера, который славился тогда в Киевской и Подольской губерниях. На других инструментах никто из учеников не играл, потому что не было влечения. Я не знаю, когда умер Шмитберг и где провел он остаток своей жизни - в России или за границей. Все знали его, как хорошего, знающего музыканта и способнейшего преподавателя.

Мазевский, по окончании университета, отправился в Париж, где окончил консерваторию и имел удивительные успехи в игре на фортепьяно.

Ссылки:

  • Преподаватели Первой киевской гимназии
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»