Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Классон Р.Э. становится заведующим Московскими электростанциями 1897 г

В декабре 1897-го правление "Общества 1886 г." сообщило Р.Э Классону :

"В сегодняшнем (30/XII) заседании Правления было постановлено передать заведывание Московскими станциями инженеру-технологу Р.Э. Классону и возложить на него ответственность за их правильное действие. Ввиду изложенного г. Классон имеет, кроме управления всеми существующими станциями, принять от г. Брюнига с 15 января 1898 г. еще и заведывание эксплуатацией новой Московской станции".

Инженер "Сименса" Густав Брюниг до этого руководил электромонтажными работами на Раушской станции. Уже упоминавшийся коллега Р.Э. Классона Н.И. Языков рассказывал о сложной технической проблеме: "При пуске станции в работу пришлось столкнуться с таким обстоятельством, что машины не могут работать одна с другой параллельно. За границей этого обстоятельства еще не знали. А потому [мы] к этому не приготовились и были поставлены в затруднительное положение, имея станцию в несколько машин. А именно две [паровые] машины по 500 л.с. и четыре - по 1000 л.с. ([первая очередь станции]) не могли работать параллельно. Одна другую толкала, так что на приборах нельзя было сделать ни одного подсчета, т.к. стрелки приборов все время болтались от нуля до максимума. По предложению Р.Э. были временно сделаны на железных сердечниках от трансформаторов дроссельные катушки, которые по своей малой величине хотя и не давали полного успокоения, но все-таки появилась возможность работать параллельно при совпадении положения кривошипов всех машин. Это удавалось с трудом, т.к. нужно было улавливать кривошипы при 150 оборотах в минуту, подгонять вольтаж и фазы, а включать приходилось при 2100 вольтах трехполюсным открытым рубильником. О масляных выключателях никто еще не мечтал. Такая работа особенно вредно отзывалась на паропроводе, который ходил ходуном, то удлиняясь, то укорачиваясь на 70- 80 миллиметров. После двух лет такой работы из-за границы пришли настоящие дроссельные катушки, которые дали возможность работать параллельно при любых условиях". Н.И. Языков подытоживал: "Ту массу улучшений, введенных Р.Э. на станции до отъезда в Баку, перечислить трудно, так как ничего от прежней установки не осталось, даже некоторые стены и крыши уже заменены. Благодаря исключительным качествам своей натуры и выдающимся способностям при феноменальной работоспособности Р.Э. быстро был оценен Главным Инженером-Строителем Брюнигом , человеком энергичным и прекрасным администратором. Р.Э. получил возможность проявить себя в полном блеске своих знаний и способностей. Отношения между Р.Э. и Брюнигом были самые дружественные, и Брюниг очень дорожил Р.Э. как человеком и как исключительным инженером, каких он еще не встречал, и отдавал ему всегда предпочтение перед всеми инженерами, приехавшими из-за границы".

В итоге первая очередь Раушской станции увеличила радиус действия по сравнению с Георгиевской с 1 до 5 километров, а ее мощность составила 4000 киловатт по сравнению с 2000 киловатт старой станции. В ноябре 1898 г. Георгиевская станция была закрыта.

Теплотехник-практик Иван Вячеславович Николаев вспомнил на вечере памяти Р.Э. Классона в 1926-м два бытовых эпизода, произошедших в конце XIX века. Один из них такой: "Первое мое знакомство с Р.Э. произошло в 1897 г., когда я впервые увидел его на старой электрической станции "Общества 1886 г." (Большая Дмитровка). Он своим разговором произвел на меня самое наилучшее впечатление. Мне казалось, что этот, симпатичный на мой взгляд, человек явился из какого-то другого мира. Шел разговор о верхнем платье: один из старых служак "Общества 1886 г." распахнул свое хорьковое пальто с бобровым воротником и, показывая его, сказал, что это пальто стоит 350 целковых. Р.Э., услышав это, сделал гримасу, которую я видел в первый раз и которая, кстати сказать, осталась у него на всю жизнь, и с комическим смехом сказал, что пальто, которое на нем, стоит [всего] 60 руб.: "я купил его в Швейцарии, как видите пальто очень хорошее". Собеседник в хорьковом пальто немного смутился, но Р.Э. сейчас же перешел на другой разговор, и этим момент был сглажен".

И второй эпизод: "Как-то давно Р.Э. проходил со мной по котельной. Увидев группу отдыхающих потных и грязных рабочих, сидящих на полу, он подошел к ним, поговорил с ними и, обращаясь ко мне, спросил: "Сколько мы выдаем им в год рабочих костюмов?" Я ответил, что две пары. Он одно мгновение подумал и сказал мне, что при такой работе двух пар мало и просил меня выдать третью пару, и с тех пор рабочие получали по три пары костюмов в год". В 1897-1900 гг. наш герой занимал квартиру в трехэтажном доме общества в Садовниках (N 11, ныне N 9 на Садовнической ул.). С 1913-го его служебный кабинет расположился в административном здании по той же улице, под нынешним N 30. Последнее, миниатюрное трехэтажное здание было ранее особняком купчихи Прасковьи Варыхановой, которая продала его "Обществу 1886 г.", предварительно сделав ремонт в стиле "модерн", т.е., выражаясь по-современному, проведя предпродажную подготовку. В советские времена здесь на первом и третьем этажах разместился музей "Мосэнерго" , а на втором - музей-квартира Глеба Максимилиановича Кржижановского (филиал Музея современной истории). Купеческий особняк был построен в 1804-м и сохранился в пожаре 1812-го, когда Наполеону из-за него пришлось спешно покинуть Кремль. В конце 1990-х - начале 2000-х на уютный особнячок в центре Москвы обращали жадные взоры некие банкиры, чтобы отобрать его, но у них это по каким-то причинам не получилось. Зато в 2009-м этот особнячок, как "непрофильный актив", продали газовики, которые пришли годом ранее в "Мосэнерго" , приобретя контрольный пакет акций компании. Но мы забежали немного вперед.

Ссылки:

  • Классон Р.Э. в Москве в "Обществе 1886 года"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»