Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Добыча торфа "машинно-формовочным способом"

Здесь стоит перейти к весьма важной теме механизации добычи торфа, которая захватит Р.Э. Классона и его коллег не на один год. Вот как вспоминал об этом в 1926-м В.Д. Кирпичников :

"Необходимость механизировать торфодобывание во весь рост встала перед Робертом Эдуардовичем после первого торфяного сезона, проведенного на первой районной электрической станции на торфу - "Электропередаче"<...>

Добыча велась так называемым "машинно-формовочным способом", который всецело основывается на тяжелом труде специалистов-торфяников, вырабатывающих себе нужную для этого производства выносливость в течение долгих лет, а иногда и поколений. Наблюдая за этим производством, Р.Э. видел и неоднократно говорил, что таким способом невозможно обеспечить для станции нужное количество топлива, эксплуатация же станции маленького масштаба - дело убыточное".

Что же представлял собой этот "машинно-формовочный способ?" Рабочие-ямщики1 , стоя на ступенях откоса торфяного карьера, вырезали лопатами куски торфа и бросали их в желоб скребкового элеватора. Так как в российских торфяных залежах обычно находится много пней, то загрузка элеватора периодически сменялась их корчеванием. Рабочие топорами обрубали корни и вытаскивали пни на край карьера. Иногда всей артели приходилось тащить обтянутый веревкой большой пень. Торф, подхватываемый скребками элеватора, поднимался наверх и сбрасывался в воронку разрезающего волокна и перемешивающего его массу "пресса", из мундштука которого он выходил в виде непрерывного бруса на подкладываемые под него на роликах доски. На этих досках торф рассекали вручную ножами на отдельные кирпичи. Доски с торфом, весом по 32 килограмма, опять же вручную брали с роликов и клали на вагонетки в виде этажерок. Их рабочие-вагонщики отвозили по переносным узкоколейным путям на примыкающие к карьеру поля для сушки торфа. Здесь кирпичи расстилали, а опустевшие доски складывали на вагонетки. По мере разработки карьера элеваторная машина передвигалась по своим рельсам, а звенья узкоколейных путей тоже переносили вперед. Такая работа была крайне тяжелой. Кроме физической силы от рабочего-торфяника требовалась большая выносливость и тренировка с молодых лет. Эта профессия стала наследственной для крестьян Рязанской, Калужской и Тульской губерний. Рабочий день на элеваторных машинах обычно продолжался 12 часов. На "Электропередаче" ввели восьмичасовой рабочий день: две полусмены по четыре часа с четырехчасовым перерывом. На каждой машине работали две артели, 16 часов в сутки. При этом выработка каждой артели при восьмичасовом дне несколько уменьшилась (против двенадцатичасового). Однако производительность каждой элеваторной машины существенно выросла. До конца 1914-го торфяной сезон продолжался 70-72 дня, во время войны - 50- 60 дней, а в 1921-1922 годах - 43-44 дня. Сушку расстеленных кирпичей ускоряли рядом операций рабочие-торфушки . Подсохшие с одной стороны кирпичи они переворачивали цапками, а затем, когда они становились более прочными, из них (для улучшения обдувания воздухом) складывали "пятки", "клетки" и, до начала осенних дождей, штабели. Торфушки имели свои, отличные от торфяников, традиции и психологию. Они работали "на урок" и на хозяйских харчах, так как иначе они экономили на еде и ослабевали. Часть торфяниц работала круглый год на погрузке кирпичей из штабелей в поезда, которые по узкоколейке подвозили торф на "Электропередачу".

Поля сушки на нетронутом болоте готовили другие рабочие-канавщики : они вырубали лес и кустарник, срывали кочки, отдирали и переворачивали мох, рыли картовые и валовые канавы. Ширина полей сушки зависела от глубины торфяной залежи в карьере.

Ссылки:
1. Гидроторф - Главторфу о невозможности работы с существующим снабжнеием, 1920
2. Черновик главы "История Гидроторфа"
3. Кирпичников В.Д.: Первая торфяная областная станция 1915
4. Приложение N3 к "Общей сводке материалов для Генуэзской конференции".
5. Гидроторфу постановлением СНК придано государственное значение 30 октября
6. Проблема механизации добычи торфа
7. Гидроторф мог бы быть вполне прибыльным предприятием
8. Классон борется за повышение производительности труда при добыче торфа
9. Ответ Р.Э. Классона Заводскому Комитету "Электропередачи"

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»