Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Петляков Владимир Михайлович

Источник: Кербер Леонид Львович. Туполевская шарага  

Петлякова называли "великим молчальником". Общаясь с ним, можно было за целый день не услышать от него ни слова. На любом совещании, вплоть до министра, он сидел молча, со стороны казалось, что в полном безразличии, и только пытливые и умные глаза выдавали деятельность его мозга. А мозг этот был подобен современным математическим машинам. Вслушиваясь в мнения, он отбрасывал все лишнее и ненужное (средний процент таковых на наших совещаниях приближается к 80-90%), аналитически осмысливал оставшееся, вынашивал решение, тщательно отшлифовывал его, а затем коротко и немногословно сообщал сотрудникам. Большинство этот процесс не понимало, его недолюбливали, считали простым исполнителем воли и решений Туполева, т. е. достаточно бесталанным и даже плохо воспитанным. На самом деле это было не так. Петляков был начальником первой бригады КОСОС, которая проектировала ТБ-1 , ТБ-3 , АНТ-14 , М.Горький , Пе-8 . Конечно, общие схемы машин, такие решения, как туполевское многолонжеронное крыло, дюралевая обшивка из гофра, принимал Андрей Николаевич. Детальную же разработку конструкции вел Владимир Михайлович . Чертежи М. Горького, например, были выпущены, когда А.Н. был в США.

Машину Пе-2 в ЦКБ-29 он спроектировал уже без всякого участия Туполева. Короче, это был совершенно самостоятельный главный конструктор.

Внешне Владимир Михайлович напоминал американца с Дикого запада времен Брет Гарта. Небольшого роста, плотный, энергичные черты лица, волевой подбородок, серые холодные глаза. Внутренне с этой оболочкой не было никакой связи. Он был мягким застенчивым человеком, прикрикнуть, а тем более отругать подчиненного, он не мог, точно так же он не мог жаловаться на них начальству. Коллектив эти черты знал, уважал Вл. Мих. и работал дружно, а главное внутренне очень напряженно. Изаксон , бывший в ЦКБ-29 его правой рукой, рассказывал о таком разговоре: "Володя, от сроков выпуска чертежей зависит не только твоя свобода, но и всего коллектива, ты бы стал потребовательнее, пожалуй применил бы к X, У и Z, плохо работающим, дисциплинарные меры". Петляков смутился, даже покраснел, но ни слова не сказал, и все осталось без изменений. После того, как он переделал свой высотный герметический истребитель "100" в фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2, его группу перевели на завод 39 . Переделка эта была предпринята по настоянию военных, и прежде всего генерала П.А. Лосюкова . Так как идея высотного истребителя принадлежала "стратегам" из НКВД, и в частности, самому Берия, переделку Лосюкову простить не могли и через некоторое время его репрессировали. Как все-таки много общего между двумя величайшими подлецами всех времен и народов - Гиммлером и Берия. Оба завели свои собственные войска (СС и НКВД), оба мнили себя военными специалистами (один взялся командовать армией, другой - определять пути развития ВВС), оба спокойно ликвидировали всех инакомыслящих, в том числе и приближенных, оба были жестокими. Поместили бы их в клетку где-нибудь в Гааге или Женеве, надписали бы: "Я уничтожил 10 миллионов евреев, поляков и т.д.., а я столько же соотечественников" - пусть люди всего мира, взглянув на них с презрением, подумали бы о том, как бы это не повторилось!

Самолет запустили в серию на заводе 39 и заводе 22 в Филях. Осенью 1941 года оба завода были эвакуированы в Казань и Владимир Михайлович стал главным конструктором Казанского завода , директором которого был В.А. Окулов , а главным инженером М.Я. Корнеев . Завод работал хорошо, в 1942-44 гг. он выпускал до 13 самолетов в сутки. Осенью 1943 года Петлякова экстренно вызвали в Москву. Погода была плохая, и Окулов, чтобы не рисковать жизнью В.М., решил Дуглас в полет не пускать. Тогда В.М. пошел на аэродром, договорился с военными и улетел на Пе-2. Возле Мурома самолет врезался в землю и сгорел. Подозревали вредительство, было наряжено следствие, несколько человек арестовали. Сталин приказал тщательно расследовать причину гибели "талантливого конструктора и патриота". Похоронили Петлякова на Казанском кладбище. Ирония судьбы: вскоре после войны рядом с ним опустили в землю гроб Вассо - сына И. В. Сталина , спившегося в казанской ссылке. Сын Владимира Михайловича, Михаил Петляков , летчик-испытатель, и сейчас работает на заводе 135 в Харькове, где облетывает ТУ-134. После гибели Петлякова на его место был назначен А.М. Изаксон , затем А.И. Путилов , а вскоре В.М. Мясищев .

Последний в 1946 году довольно основательно модифицировал Пе-2, но спроектированная в 1939 году машина морально устарела. По докладу Яковлева, Сталин машину с производства снял, бюро распустили, и В. М. Мясищев ушел на педагогическую работу в МАИ. 

См. Сотка над Красной площадью

ЦКБ-29: освобождают петляковцев!

 

Сын Владимира Михайловича, Михаил Петляков , летчик-испытатель, и сейчас работает на заводе 135 в Харькове, где облетывает ТУ-134.

Авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков - один из способнейших учеников отца русской авиации профессора Николая Егоровича Жуковского . Получив в 1912 году среднее техническое образование в Таганроге, он поступил в Московское высшее техническое училище (ныне МВТУ имени Баумана) и навсегда связал свою жизнь с авиацией, блестяще защитив дипломный проект. Свои незаурядные способности Владимир Михайлович проявил, работая в отделе опытного самолетостроения ЦАГИ . Здесь он провел очень ценные исследования по расчету самолетов на прочность, разработал многолонжеронное крыло. Особенно ярко сверкнул талант Петлякова в конструировании тяжелых цельнометаллических воздушных кораблей, в организации их серийного производства. У Матусовского в стихотворении "Конструктор" есть такие строки:

Когда вам станет сниться высота,

Вы человека этого поймете.

Он на земле сегодня, но мечта

Его мечта всегда живет в полете. Не знаю, был ли знаком поэт с Владимиром Михайловичем, но в этой его строфе заключена словно специально написанная на Петлякова характеристика. Я много лет работал с конструктором. Чудесный то был человек. Простой, обходительный, уравновешенный, вечно обуреваемый новыми мыслями, идеями, поисками.

Рано оставшись без отца, он прошел в молодости большую и трудную школу - был слесарем, литейщиком, токарем, механиком. Все эти профессии и помогли В. М. Петлякову до тонкостей разбираться во всех вопросах постройки самолетов. Приходилось, он и сам брал в руки то дрель, то отвертку, показывал, учил, поправлял. Чего-чего, а небрежности в работе он совершенно не мог терпеть...

Ссылки:

  • ТБ-4: испытания
  • Положение в авиации накануне войны
  • Пахнет порохом 1939, развитие авиации, академия им. Жуковского
  • Разведывательная авиаэскадрилья Н.И. Малышева
  • ТВОРЦЫ ГРОЗНЫХ МАШИН (АВИАКОНСТРУКТОРЫ)
  • "100" высотный истребитель - будущий Пе-2
  • Берия Л.П. и ученые, шарашки
  • ЦКБ-29: отдел "100" В.М. Петлякова
  • Королев С.П.- перевод из Туполевской шараги в Казань к Глушко 1942
  • КБ Туполева в ЦАГИ: структура
  • 103 движется к испытаниям
  • Высотный истребитель - проект 100
  • Туполев А.Н. в Болшевской шарашке
  • Торпедный катер (первый) ГАНТ-3 (Г-3, АНТ-3, П-4, "Первенец")
  • Неман Иосиф Григорьевич
  • ЦКБ-29 НКВД: список заключенных
  • Переделка 103 в 103-5
  • Интуиция Туполева
  • КБ-100 В.М. Петлякова в ЦКБ-29
  • ЦКБ-29: первое знакомство
  • Туполев за работой в шараге
  • Кербер Л.Л. о коммунистической бюрократии и системе "шараг"
  • ГЛАВНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ КОНСТРУКТОРЫ - ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ЦКБ-29
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»