Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

"Алмаз" - военная орбитальная станция (ДОС) Челомея 1968

Из Черток Б.Е., книги Ракеты и люди

Мысли о том, что надо обязательно придумать нечто, компенсирующее наши неудачи по H1 , терзали не только высших руководителей. Они буквально "висели в воздухе". Для нас, работников ОКБ-1 , появился еще один фактор, стимулировавший интенсивные поиски новых приоритетных достижений.

В 1967 году ОКБ-52 , переименованное в ЦКБМ , приступило к разработке своего варианта орбитальной станции. Владимир Челомей понимал, что "отнять" у нас, ЦКБЭМ , и американцев тематику покорения Луны можно, только создав новую ракету-носитель, превосходящую по надежности и грузоподъемности H1 и не уступающую "Сатурну-5" .

Самые оптимистические расчеты показывали, что решение этой задачи займет никак не меньше шести-семи лет. Да при этом еще какое потребуется напряжение!

Пять лет спустя в "эксклюзивной" беседе со мной и Бушуевым Челомей признался, что он не проявил настойчивости в осуществлении проекта УР-700 - носителя для лунной экспедиции потому, что эта работа могла поглотить всю остальную тематику, а приоритет все равно уже принадлежал американцам.

Уже летающая УР-500 , она же "Протон", способна вывести на околоземную орбиту космический объект массой 20 тонн. Орбитальная станция такой массы образуется, таким образом, одним пуском, и это куда выгоднее запусков двух "Союзов" по 6,5 тонны каждый. Новому проекту орбитальной станции Челомея было присвоено наименование "Алмаз" .

В 1968 году в Реутове уже появились макеты орбитального комплекса "Алмаз", а на Филях , на территории некогда родного мне завода N 22 , теперь завода им. М.В. Хруничева, а короче ЗИХа , полным ходом шло изготовление корпусов станции. Для сильного конструкторского коллектива Мясищева - бывшего ОКБ-23 , ставшего филиалом челомеевского ОКБ-52 , - разработка больших корпусов космической орбитальной станции была задачей не очень трудной. Во всяком случае, конструкторы вместе с технологами и рабочими ЗИХа справились с ней быстрее, чем это могли бы сделать конструкторы нашего ЦКБЭМ и наш ЗЭМ . В этом смысле у Филей было явное преимущество перед Подлипками. Опыт, традиции и технология самолетостроителей сыграли свою роль.

Формально "Алмаз" разрабатывался по техническому заданию Министерства обороны . Он состоял из орбитальной пилотируемой станции, возвращаемого аппарата (ВА) для спуска с орбиты на Землю экипажа и большегрузного транспортного корабля снабжения (ТКС) .

По проекту предполагалось, что ОПС "Алмаз" будет более совершенным космическим разведчиком, чем "Зениты" - автоматические беспилотные аппараты-фоторазведчики. Большой фотоаппарат "Алмаза" расходовал пленку на фотографирование наземных объектов только по воле космонавтов.

Космонавты могли разглядывать Землю в видимом или инфракрасном спектре через мощный "космический бинокль". Увидев нечто подозрительное, они давали команду на серию снимков. Фотопленка проявлялась на борту под контролем экипажа. Достойные внимания военной разведки фрагменты, изображения передавались на Землю по телевизионному каналу. Эти же или любые другие участки планеты могли просматриваться также с помощью радиолокатора бокового обзора. Условия разведки требовали постоянной ориентации ОПС на Землю с возможностью разворотов для поиска и нацеливания фотоаппаратуры на различные объекты. От системы управления ОПС требовались высокая точность длительного поддержания трехосной ориентации, развороты вдоль продольной оси на заданные углы, ориентация солнечных батарей на Солнце и при всем этом расход рабочего тела, позволяющий активно работать не менее трех-четырех месяцев.

Следуя нашему примеру, Челомей организовал у себя коллектив, отвечающий за разработку всего комплекса системы управления. Безусловным идеологическим приоритетом управленцев Челомея была установка разработанной во ВНИИЭМе электромеханической системы стабилизации с шаровым двигателем-маховиком и кольцевым маховиком с большим кинетическим моментом.

Другой экзотической по тем временам новинкой было использование для управления аппаратурой наблюдения бортовых цифровых вычислительных машин "Аргон-16" . Я упоминаю об этих вычислительных машинах потому, что их разработчик - ВНИЦЭВТ (Всесоюзный научный институт цифровой электронной вычислительной техники) вскоре доработал эти "Аргоны" для новой модификации "Союзов", а 15 лет спустя их установили на станцию "Мир" , где они, конечно в очень модифицированном виде, используются по настоящее время.

Разработка и изготовление всех составляющих сложного комплекса управления "Алмазом", его целевой фототелевизионной и радиотехнической аппаратуры требовали значительно большего цикла, чем предполагал Челомей. В течение 1969 года корпуса станции были изготовлены ЗИХом, а начинять их пока было нечем.

См. "Алмаз": стыковка с Союзом

"Алмаз": авария из-за разгерметизации

Ссылки:

  • РОЖДЕНИЕ ДОСов - ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ОРБИТАЛЬНЫХ СТАНЦИЙ 1969-
  • "Салют" серия орбитальных станций (ДОС) СССР
  • Пуск ДОСа N 1 ("Салюта"), 1971
  • Выступление Устинова по поводу создания орбитальных станций
  • Идея создания ДОС: орбитальной станции на базе "Союза" и "Алмаза"
  • Неожиданное совещание у Устинова по ДОС
  • Совещание по ДОС в ЦКБЭМ
  • Итоговое совещание по ДОС у Устинова
  • ОКБ-52 Владимира Челомея - "третья сила" 1962
  • Лунный совет по Н1-Л3 1967 г.
  • Глушко метет "новой метлой" в НПО "Энергия"
  • Отставка Н.С. Хрущева и ПРО
  • Ефремов Герберт
  • Эйдис Аркадий И.
  • Разговор с Пилюгиным об Н1
  • ДОС N 2, ДОС N 3 и Алмаз
  • Подготовка ракеты-носителя для ДОС
  • Проекты советских пилотируемых кораблей в 1966 г.
  • Совещание у Устинова по ДОСам и лунной экспедиции 1971
  • "Союз" (7К-ТА)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»