Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Алкснис Яков Иванович (1897-1938)

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

В высших эшелонах авиационной власти в 1931 г. была произведена перестановка руководящих кадров. Все авиационные заводы перешли в ведение Орджоникидзе. Он начал с того, что уговорил сначала Ворошилова, а затем Сталина освободить Баранова от командования Военно-Воздушными Силами Красной Армии, поставить его во главе Первого главного управления ВСНХ, ведавшего авиационной промышленностью, и одновременно назначить первым заместителем наркома тяжелой промышленности. Начальником ВВС вместо Баранова в 1931 году был назначен его заместитель Алкснис.

Наши военные начальники были высокого мнения об Алкснисе. Возглавляя Военно-Воздушные Силы с 1931 года, он, по мнению Болховитинова , проявлял редкостную настойчивость в комплексных задачах строительства воздушного флота, отнюдь не ограничиваясь сферой чисто военного командования. Алкснис уделял большое внимание разработке предложений по развитию авиационной техники, контролю за ее испытаниями, организации дальних перелетов, внедрению военных специалистов в промышленность. Он считал нужным лично возглавлять макетные комиссии. Это позволяло ему устанавливать непосредственные контакты с ведущими специалистами авиационных КБ.

Алкснис первым, за пять лет до нападения фашистской Германии, пророчески указывал на опасность внезапного нападения агрессора на аэродромы с самого начала военных действий, в целях завоевания безраздельного господства в воздухе.

В 1936 году Алкснис писал наркому Ворошилову : "Аэродромы Военно- Воздушных Сил с первых же часов войны являются главным объектом нападения авиации противника". Немцы подтвердили правоту Алксниса, уничтожая наши самолеты на наших аэродромах в первые же часы войны.

Первый сокрушительный удар по нашей авиации немцы нанесли, застав ее неподвижной на аэродромах. Несколько тысяч (точных цифр нет до сих пор) наших самолетов оказались выведенными из строя в первые дни войны, в то время как потери немцев были ничтожны. Вслед за этим города, стратегические центры, сухопутные войска остались беззащитными перед немецкой авиацией, которая без боя получила абсолютное господство в воздухе.

В августе 1937 года он был арестован , моя встреча с ним на Щелковском аэродроме 12 августа была последней. С лучшими командными кадрами Красной Армии карательные органы расправлялись быстро и беспощадно. По официальным данным открытых справочных изданий, жизнь Алксниса оборвалась в 1938 году. Несмотря на последующую реабилитацию никаких сведений о дате и месте его расстрела не сообщалось.

   
Из Бармина

Якова Ивановича Алксниса я впервые увидел еще в 1926 году, будучи курсантом ленинградской Военно -теоретической школы летчиков. Потом несколько раз встречал его в Каче . Он, бывший пехотинец, учился там на летчика. Теперь этот человек удивительной судьбы летал уже мастерски. Безгранично преданный своему делу, Яков Иванович решительно и настойчиво насаждал в авиации крепкую воинскую дисциплину, требовал от авиаторов аккуратности и исполнительности, всячески развивал у подчиненных разумную инициативу и самостоятельность.

Высокий, со светло-серыми глазами на продолговатом бледном лице и черными как смоль волосами, Я. И. Алкснис был всегда подтянут, ходил в безукоризненно подогнанной форме. Он пользовался огромным авторитетом, вызывал у нас даже некоторый трепет. Если кому и доставалось от него, то по заслугам. Вместе с тем Яков Иванович не забывал и поощрять отличившихся.

П. И. Баранов перешел на работу в авиационного промышленность, его заменил Я. И. Алкснис. Общевойсковой командир, Яков Иванович оказался исключительно деятельным организатором ряда важных мероприятий по укреплению Воздушного Флота, оснащению его новой боевой техникой. Большое внимание он уделял и подготовке командных кадров. Достаточно сказать, что в это время в военной авиации было не более пятнадцати авиабригад, но одну из них Алкснис полностью передал нашей академии. По его предложению в частях были установлены предполетная подготовка экипажей, периодическая проверка техники пилотирования летного состава, много внимания он уделял контролю за испытаниями боевых машин, внедрению полетов по приборам вне видимости земли. Как-то, вскоре после назначения на должность, начальник ВВС РККА организовал в Москве проверочный слет командиров авиабригад. Им предписывалось самостоятельно рассчитать маршрут и в качестве штурманов прибыть в столицу на своих самолетах. На аэродроме отмечалось время их прилета, проверялись карты, бортовые журналы. Когда все собрались в военно-воздушной академии, Алкснис первым делом поинтересовался, какие оценки за полет получили участники слета. Обратив внимание на молодого авиатора с кубиками в петлицах, который стоял рядом с командиром одной авиабригады, Яков Иванович спросил:

- Товарищ Черний, кто это?

- Начальник аэронавигационной службы бригады, - ответил тот и добавил: - Взял с собой - пусть подучится на сборах. Алкснис понял, что Черний хитрит и собственноручно поставил ему двойку. Подобные же сборы были проведены с начальниками штабов авиабригад. Его участники прослушали лекции по аэронавигации, бомбометанию, аэрофотосъемке, выполнили учебно-тренировочные полеты в роли штурманов кораблей. Одновременно проводилась строевая подготовка. По гарнизону участники сбора ходили только строем. Это правило было введено и для аэродромов, на которых повсеместно действовал расписанный по минутам распорядок дня. Требуя от авиационных командиров совершенствования их подготовки, Я. И. Алкснис уже в зрелом возрасте и сам обучился летать, причем в рекордно короткий срок - за один месяц. Затем со свойственной ему решительностью Яков Иванович принялся за штурманское дело.

- Сколько потребуется для этого времени? - спросил он Стерлигова . Флаг-штурман ответил, что на обучение по программе школы стрелков-бомбардиров уходит полтора года.

- А если заниматься с утра до вечера?

- Ну месяца три... - снизил срок Борис Васильевич.

- Много, - решительно отклонил Алкснис, - у меня только один месяц отпуска, - и, помолчав, добавил: - Завтра же выезжаем с вами на подмосковный аэродром. Занятия в классе, полеты - и снова в класс. Программа обученияна ваше усмотрение... Через месяц Яков Иванович сдал штурманский зачет по маршруту Москва-Ейск протяженностью в тысячу километров. Посадку экипаж совершил с расхождением от расчетного времени только на две минуты.

Алкснис, Ян Янович
Материал из Википедии 
 
См в Википедии Алкснис Ян Янович  

Дата рождения  2 октября 1895
Место рождения  Валмиера
Дата смерти  22 декабря 1943 (48 лет)
Место смерти  Устьвымлаг, СССР
Принадлежность  Российская империя РСФСР СССР
Род войск  пехота, кавалерия
Годы службы  — 1918 — 1938

Ян Янович Алкснис (2 октября 1895, Валмиера — 22 декабря 1943, Устьвымлаг) — советский военный деятель, профессор, военный теоретик, специалист по вопросам мобилизации, комдив (1935).
   

     Гражданская война

Родился 2 октября 1895 года в Валмиере. Член РСДРП с 1913 года.
Служил в царской армии в звании прапорщика; перед демобилизацией временно исполнял должность адъютанта полка.
В РККА с апреля 1918 года. Первоначально служил в военкомате Москвы: начальник Маршевого отряда при военкомате, затем вторую половину 1918 года — заведующий инструкторским отделом, затем член коллегии мобилизационного отдела.
В 1919 году был командирован на Западный фронт на должность младшего помощника начальника штаба Двинского укрепрайона, где прослужил два месяца. Воевал также в составе 2-й Конной армии на Юго-Западном и Южном фронтах: помощником начальника штаба бригады, затем начальником разведотдела штаба 2-й Конной, затем начальником штаба Отдельной кавалерийской бригады.
    

    Межвоенный период
В 1921 окончил Военную академию РККА. С 11 декабря 1921 года — начальник мобилизационного управления штаба ПВО, реорганизованного 1 сентября 1922 года в отдел штаба ПВО (при этом Аллкснис остался начальником отдела). В 1928 году возглавлял Управление по войсковой мобилизации и укомплектованию Главного Управления РККА. В 1930-х — начальник 9-го Управления Штаба РККА. 26 ноября 1935 года ему было присвоено звание комдива. В 1936 году возглавил кафедру подготовки страны к обороне только что образованной Академии Генерального штаба РККА. В 20-30-е годы вышел ряд статей и научно-исследовательских трудов Алксниса, посвящённых теории и практике войсковой мобилизации.

    Арест и смерть
В ходе репрессий в Красной Армии был арестован 17 сентября 1938 года. Обвинялся по статьям 58–1«б», 58–8 и 58–11 УК РСФСР. В ходе предварительного следствия вины не признал. В качестве одного из пунктов обвинительного заключения, составленного следователями, фигурировало «протаскивание троцкистских пораженческих взглядов в преподавательской работе по кафедре подготовки страны к обороне и в литературных трудах», основанное на выводах экспертной комиссии, рецензировавшей труды Алксниса, и свидетельских показаниях ряда лиц, в том числе И. Т. Шлёмина. По оценке комиссии, печатные работы Алксниса имели «ряд политически неверных, вредных положений». Сам Алксис эти обвинения также отверг и заявил, что комиссия недопонимает его труды.
28 апреля 1939 года Алкснис предстал перед судом ВКВС. В суде он также не признал своей вины, а по поводу своих научных трудов заявил, что хотя они несколько устарели, но вредными не являются. ВКВС осудила Алксниса к 15 годам ИТЛ.
Алкснис подал кассационную жалобу, рассмотренную Пленумом Верховного Суда СССР. Его решением от 4 апреля 1940 года приговор был отменён, а дело направлено на новое расследование со стадии предварительного следствия. Однако 26 ноября 1940 года ВКВС вновь приговорила Алксниса к 15 годам ИТЛ.
Срок Алкснис отбывал в Устьвымлаге. В декабре 1943 года В. В. Ульрих направил в Пленум Верховного Суда СССР протест по делу Яна Алксниса. 6 января 1944 года своим постановлением пленум вновь отменил приговор и направил дело на новое расследование со стадии предварительного следствия. В отношении же научных работ Алксниса в постановлении говорилось:
Алкснису инкриминировалось, что в своей практической педагогической работе и в литературных трудах он протаскивал отдельные вражеские установки; однако, вновь созданная экспертная комиссия констатировала лишь устарелость отдельных взглядов Алксниса, указав при этом и на ряд его правильных установок
Однако, вскоре выяснилось, что именно в декабре 1943, 22 числа, Алкснис скончался. 21 марта 1944 года дело в отношении Алксниса было прекращено за смертью обвиняемого.
 Семья
Жена Алксниса — Кристина Карловна Алкснис-Меднис получила 8 лет ИТЛ, которые отбывала в Темлаге. После освобождения с 1946 по 1949 год жила в Риге, но затем была снова арестована и до 1954 года находилась в ссылке в Красноярском крае. Их сын — Имант (отец Виктора Алксниса), которому ко времени ареста родителей едва исполнилось 10 лет, был отправлен в детский дом и два десятилетия ничего не знал о своих родителях. Имант Алкснис был гражданским инженером. Закончил вуз и работал в промышленности.     

Труды

«Милиционное строительство» (1925)
«О характере будущей мобилизации буржуазных армий» (1927)
«Начальный период войны» (1929)
«Основы мобилизации РККА». — М.: АГШ, 1937.
    

    Награды
Орден Красного Знамени (20.02.1928[4])
Орден Красной Звезды
Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»

Ссылки:

  • Встреча старых друзей (перерождение красных военноначальников)
  • Бармин А.Г.: Извилистые дороги торговца оружием
  • Рождение парашютных войск СССР
  • Париж, великий план и битва за золото. Бармин в парижском торгпредстве
  • В Греции Бармин А.Г понял, что спасти от террора может только побег
  • 3
  • Чкалов Валерий Павлович (1904-1938)
  • Пурмаль Павел (Пауль) Мартынович
  • КБ-22, или КБ Болховитинова - последнее дело Миткевич
  • КБ-22 Болховитинова: работа над дальним бомбардировщиком ДБ-А
  • Черток Б.Е.: не могу понять логики НКВД! Катю уволили по "чистке"
  • ТБ-7 (АНТ-42, Пе-8) самолет, дальний бомбардировщик
  • Создание материально-технической базы авиации СССР 1929-1933 г.
  • Первое главное управление ВСНХ, 1931 г.
  • Выпуск самолета ТБ-3 поставлен на поток 1933 г.
  • Начальники Военно-Воздушных Сил СССР 1930-1940 г.
  • Локтионов А.Д., ком. ВВС
  • Черток Б.Е.: разработка электробомбосбрасывателя
  • Черток Б.Е.: немного о себе
  • Советская авиация 1929-1937 годов: потери от репрессий
  • Старт самолета Леваневского Н-209 в США
  • Пономарев А.Н. докторант Сорбонны
  • Репрессии в армии 30-е гг
  • Неудачи АОН, Беляков А.В. Флаг-штурман ВВС
  • Беляков А.В.: Учеба на летчика, назначение флаг-штурманом АОН
  • Хрипин Василий Владимирович
  • Развитие авиации в советской России
  • БЕЛЯКОВ А.В.: АЭРОНАВИГАЦИЯ И АРКТИКА
  • Формирование 332-го тяжелобомбардировочного авиационного полка особого назначения
  • Государственные испытания четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3
  • Смелые проекты Бартини
  • 1-я Всесоюзная конференция "По применению реактивных летательных аппаратов
  • Бухарина А.М. знакомится с Тухачевскими в поезде на Астрахань
  • Старик (Туполев А.Н.) разговорился
  • Рябчиков Е.И.: возвращение
  • Рябчиков Е.И.: Рискованный полет
  • Рябчиков Е.И.: Конвейер допроса
  • Воспоминания Шатуновской О.Г. Дело военных
  • Совместное заседание Политбюро ЦК и РВС Союза (репрессии военных)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»