Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Черняховский в Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского

Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского была призвана готовить "высококвалифицированных специалистов на высшие командные должности в частях... РККА, способных руководить специальными частями и техническими средствами на войне и их подготовкой в мирное время...". Кандидатам перед мандатной комиссией и экзаменами надо было пройти медицинскую комиссию. Подошла очередь Черняховского. Все специалисты признали его годным, а хирург воскликнул с огорчением:

- Ого, голубчик! Да у вас плоскостопие. И вот против графы "хирург" в медицинской карточке появилась запись "не годен".

- Доктор, какое значение имеет плоскостопие? Разрешите, я хоть сейчас сдам нормы по физической подготовке!

- Ничем не могу помочь! Черняховский обратился к начальнику академии.

- В порядке исключении пойду вам навстречу, - сказал он. - Если выдержите экзамены по всем предметам и дополнительно по физической подготовке на "хорошо" и "отлично", будете зачислены.

- Ваше доверие постараюсь оправдать, - заверил Черняховский, Он напряженно готовился к экзаменам. Днями и вечерами сидел за книгами вместе со старым знакомым Николаем Зиновьевым , тоже кандидатом в академию. И вот все экзамены позади. Успешно сдан и экзамен по физической" подготовке. Начались дни томительного ожидания... Только через месяц начальник учебной части академии огласил приказ народного комиссара по военным и морским делам о зачислении слушателей на первый курс. В списке слушателей факультета механизации и моторизации была и фамилия Черняховского. На этот же факультет были зачислены его друзья: Василий Мернов , Николай Зиновьев и Владимир Кашуба . После ознакомления с программой стало ясно, что настоящие трудности только начинаются. Первая вводная лекция по тактике и оперативному искусству. На кафедру поднялся старший преподаватель А. Д. Малевский , Черняховский внимательно слушал, стараясь не пропустить ни слова. Лекция, насыщенная интересными примерами из первой мировой и гражданской войн, произвела на Черняховского большое впечатление. Эта установочная лекция пробудила в Черняховском особый интерес к принципам оперативного искусства, и он впервые серьезно задумался о взаимодействии всех родов войск в современном бою. С большим интересом посещал он лекции и по военной истории. В повседневных заботах слушатели не заметили, как окончили первый курс. В 1932 году на базе факультета, где учился Черняховский, создали в Москве Военную академию механизации и моторизации РККА .

Черняховскому с его опытом артиллериста предстояло теперь овладеть новой специальностью - командира-инженера механизированных и танковых войск. Иван Данилович часто посещал библиотеки Военной академии имени М. В. Фрунзе, Центрального Дома Красной Армии, Государственную библиотеку имени В. И. Ленина. Книги помогали ему разбираться в сложных вопросах военной науки. Учился он только на "отлично". Кроме лекционного курса и лабораторных работ, в академии проводились групповые упражнения и штабные игры на топокартах, учения по тактике и оперативному искусству. Слушатели учились самостоятельности, умению всесторонне анализировать обстановку и быстро принимать решения. На тактических занятиях им приходилось бывать в различных ролях.

Черняховский успешно справлялся с обязанностями и начальника штаба, и командира части. Хорошо организованный курс обучения, рассчитанный на пять лет, позволял слушателям получить высокую техническую подготовку на уровне инженера и глубокие военные знания по тактике и оперативному искусству. За теоретическими занятиями следовала практика в войсках. Осенью 1933 года Черняховский стажировался на должности командира батальона, осваивая способы применения новой техники и вооружения в современном бою.

Армейская жизнь резко отличалась от академических занятий. И потому опыт, который он приобрел здесь, был неоценим. Иван Данилович, возвратясь в Москву со стажировки, дома никого не застал. Жена и дочь гостили в Киеве. Достал из почтового ящика письмо сестры Марии .

"Милый Иван! В этом году мы собрали богатый урожай, в фруктовых садах, которые ты сажал, деревья ломились под тяжестью яблок. Все лето ждали всех вас, думали, что навестите..." Взгрустнулось. Захотелось поехать в родные места. Но сейчас это было невозможно, начинался новый учебный год. Черняховский среди всех своих товарищей по курсу выделялся необычайным упорством и трудолюбием. "Иван Данилович был красив не только внешне, но и внутренне, он был отличником среди отличников, спустя многие годы рассказывает однокурсник по академии генерал-майор Н.М. Зиновьев . - Над некоторыми теоретическими вопросами или задачами мы иногда думали часами, а Иван Данилович решал их за несколько минут. И если бы он избрал не военную, а иную профессию, то все равно был бы незаурядным специалистом своего дела". Зиновьев отмечал, что и тогда Черняховский отличался самостоятельностью суждений. На одном из семинаров, посвященном вопросу использования танков в современном бою, развернулась бурная дискуссия о разделении танков на три группы: непосредственной поддержки; дальней поддержки пехоты и конницы; дальнего действия. Подводя итог, руководитель занятий старший преподаватель Малевский спросил:

- Какие у кого еще будут суждения? Слово попросил Черняховский:

- Мы не можем отрицать тот факт, что с увеличением количества танков возрастет плотность противотанковой артиллерии и все это приведет к развитию глубины обороны. В этих условиях трудно будет преодолевать сопротивление противника, потребуются мощные бронетанковые силы для обходных маневров.

- С целью прорыва глубокой обороны врага мы и рассмотрели построение боевых порядков танков в три эшелона, - пытался отстаивать свою точку зрения один из слушателей, но преподаватель остановил его:

- Прошу дать возможность Черняховскому высказаться до конца.

- В военном искусстве основное заключается в том, как нанести главный удар,- продолжал Черняховский. - При разделении бронетанковых войск на три эшелона вряд ли можно массированно использовать танки, что крайне необходимо для развития успеха в оперативной глубине.

- Товарищ Черняховский, вы отрицаете необходимость танков непосредственной поддержки пехоты? - уточнил преподаватель.

- Нет, не отрицаю. На мой взгляд, должны сохраниться танки непосредственной поддержки пехоты и дальнего действия. Видимо, для действий в оперативной глубине нам придется создавать более мощные бронетанковые группировки, в особенности на главных направлениях.

- Вы пытаетесь полностью игнорировать труд Триандафиллова

"Характер операций современных армий" , который одобрен высшим командованием Красной Армии? - снова спросили с места.

- Товарищи слушатели, в военной науке могут быть различные мнения, наука - это не строевой устав! - заметил Малевский на это.

- Вы же сами нам рекомендовали Триандафиллова! - не унимался оппонент Черняховского.

- Работа Триандафиллова вышла в свет в 1929 году,- ответил преподаватель.- За это время в стране произошли большие изменения - выполнена первая пятилетка, успешно претворяется в жизнь вторая. Красная Армия быстрыми темпами оснащается новейшей военной техникой. В свою очередь, изменения в вооружении войск должны привести к развитию тактики и оперативного искусства. Призываю всех, а вас в особенности,- преподаватель задержал взгляд на слушателе, возражавшем Черняховскому,- не довольствоваться прописными истинами и не повторять только чужие мысли.

Опытный преподаватель хорошо понимал, насколько важно воспитывать у будущих военачальников творческое мышление, самостоятельность суждений. Черняховский стремился следить за новинками в военной литературе. Изучая оперативное искусство, например, он обращался к новейшим пособиям Военной академии имени М. В. Фрунзе . Много читал военной и политической литературы. Основательно были проработаны и законспектированы труды Б. М. Шапошникова "Мозг армии", А. И. Егорова "Разгром Деникина", научные статьи талантливого военного теоретика М. Н. Тухачевского . Увлекаясь военной теорией, он не пропускал ни одной сколько-нибудь значительной публикации. Особенно глубоко Черняховский и его товарищи изучали труды Ленина о войне и армии. В одной из рабочих тетрадей Черняховского сохранилась ленинская цитата, подчеркнутая красным карандашом: "Ведь война многому научила, не только тому, что люди страдали, но и тому, что берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины... или надо преодолеть высшую технику, или быть раздавленным" Изучая философию войны, друзья часто спорили по многим волнующим их вопросам, обсуждали прочитанные книги. Однажды Иван Данилович поделился с Владимиром Кашубой своими впечатлениями о военных мемуарах Ллойда Джорджа :

- "Послушай, к какому интересному выводу пришел этот буржуазный политик: "Военные, оторвавшиеся от политики, не могли предвидеть развитие военной науки и вопросы обеспечения современных армий".

- И что же в этом особенного? - спросил Кашуба.- Среди них есть трезвомыслящие. Помнишь, Владимир Ильич в работе "Социализм и война" приводит высказывание Клаузевица :

"Война есть продолжение политики иными средствами". Однако не забудь, что Ллойд Джордж и Клаузевиц служили эксплуататорскому классу. А у нас своя точка зрения.

- Понятно, что Клаузевиц не был социалистом, Но это не помешало Владимиру Ильичу высоко оценить этого военного теоретика.

- К чему ты все это говоришь? Разве кто-либо возражает против того, чтобы изучать их труды?

- Нам следует глубоко изучать не только Клаузевица, но и прежде всего своих вероятных противников, их способы ведения боевых действий, методы управления войсками и даже образ их мышления. Ведь нам придется угадывать замыслы врага. С особым вниманием Черняховский относился к войсковым стажировкам, которые проводились после окончания каждого курса академии. На третьем году учебы Черняховский стажировался в должности заместителя начальника штаба дивизии. Служебная характеристика, выданная Черняховскому в дивизии, была зачитана всем слушателям. В ней высоко оценивались способности стажера, его умение глубоко вникать в дело. После практики Иван Данилович с новыми силами взялся за учебу. Но так много интересного было в Москве! Нужно успеть и в театры, на выставки, в концерты. От академии в парашутных соревнованиях должны были участвовать только двое. После зачетных проверок выяснилось, что прыгать придется Черняховскому и Кашубе. На соревнованиях друзья заняли призовые места. Летом Иван Данилович любил играть в футбол, заинтересовался и прыжками с парашютом. Этот вид спорта в те годы только начинал развиваться, нередки были несчастные случаи. Командование академии запретило слушателям заниматься парашютным спортом. Но Иван Данилович обратился с просьбой к начальнику академии и получил разрешение. Из слушателей академии была создана группа парашютистов. Начались регулярные занятия. С нетерпением готовились к первым прыжкам. Когда самолет поднял новичков в воздух, все особенно остро почувствовали разницу между тем, что предстояло им сделать, и прыжком с вышки. Инструктор спросил:

- Кто будет прыгать первым? Произошла заминка. Тогда вызвался Иван Данилович. Прозвучала команда, и он ринулся в воздушную бездну. Упражнение выполнил на "отлично". В академии Черняховского знали как чемпиона по бегу и по стрелковому спорту. Многочисленные награды, среди которых именные часы, велосипед, охотничье ружье, свидетельствовали о частых его успехах в соревнованиях. Подарками он очень дорожил - ведь каждый из них был завоеван в упорной борьбе. В приказе о переводе на последний курс академии было отмечено, что слушатель Черняховский переводится с оценкой "отлично".

Для Черняховского и его однокурсников наступил важный этап в учебе - написание дипломной работы, которая позволяла проявить полную самостоятельность и раскрыть индивидуальные знания и способности. Несмотря на то, что учились они на командно-инженерном факультете, темы дипломных работ им рекомендовались чисто технического порядка.

Черняховский выбрал тему "Карбюрация мотора танка" и занялся подбором материала. Он посещал научно-исследовательские институты, бывал на заводах. Работа над узкоспециальной темой обязывала его поддерживать связь со смежными институтами. Когда слушатели узнали, что диплом Черняховского выносится на защиту как работа особой важности, послушать пришли и с других курсов. Многим не верилось, что по этому вопросу можно сказать что-то новое. Но уже через несколько минут Черняховский на конкретных примерах показал, какую огромную экономию горючего дают предложенные им усовершенствования. Защита прошла блестяще. Друзья и товарищи Черняховского и раньше ценили незаурядные способности его, но только во время защиты по-настоящему поняли, насколько всесторонне и глубоко он умеет исследовать предмет, делать широкие обобщения и ценные выводы.

Ссылки:

  • Давидовский
  • ЧЕРНЯХОВСКИЙ И.Д. ОТ УЧЕНИКА ПЕХОТНОЙ ШКОЛЫ ДО КОМАНДИРА ДИВИЗИИ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»