Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ЧУВАШСКИЙ АГИТП0Х0Д 2001 г И ЕГО УЧАСТНИКИ

Анастасия Макеенко , Василий Птушенко Нам часто задают вопрос: "Как же агитбригада живёт теперь, в современных условиях?" Действительно, за последние годы многое изменилось. Некоторые традиции исчезли, появились новые. И всё же "старый Биофак"остаётся нашим главным сокровищем, задавая стиль и дух всего концерта, всего похода. В этом вы можете убедиться сами.

В январе-феврале 2001 года состоялся Чувашский агитпоход. С этим походом связан приход в агитбригаду многих новых участников. Был он первым и для нас - авторов этого очерка.

Воспоминания о тех днях очень яркие. Сохранились и дневниковые записи, которые по традиции ведутся в каждом походе. Мы хотим рассказать о событиях Чувашского похода, и, главным образом, о людях, благодаря которым этот поход стал возможен.

Анастасия Макеенко Начало похода было, прямо скажем, авантюрным. В роли авантюриста выступил наш ветеран и хранитель традиций (за плечами 10 агитпоходов!) Всеслав Дьяконов , он же Слава, он же Мегас, как чаще всего его и зовут. Именно ему агитбригада Биофака обязана своим сохранением и возрождением после 90-х годов, он является старейшиной, стержнем, вокруг которого всё возродилось. В течение трёх лет Слава и его друг Толя Савкун продолжали петь старые биофаковские песни и верили, что это кому-то будет нужно. Так оно и оказалось.

Славу отличает почти профессиональное мастерство и на сцене, и в режиссёрской деятельности, большой опыт сценической и походной жизни, а главное - неуничтожимое чувство личной ответственности за агитбригаду.

К Чувашскому агитпоходу практически все наиболее умелые и опытные участники агитбригады вынуждены были её покинуть. У всех "стариков" были свои проблемы, Мегасу двухнедельная прогулка тоже грозила большими неприятностями на работе. Нам, новичкам, надо было самим учиться плавать...

В день отъезда, смирившись со своей судьбой, мы собрались на Казанском вокзале. Мегас провожал нас. Закончился круг на перроне, до отхода поезда считанные минуты. Мы все ныряем в вагон и с грустью машем руками провожающим. Мегас почему-то заходит с нами - наверное, чтобы помочь кому-то или дать какие-то указания. Но вот звучит последнее предупреждение проводницы, пейзаж за окном приходит в движение, а Мегас всё остаётся... Лишь через несколько минут мы, наконец, поняли, что Мегас всё-таки едет с нами! Это был, пожалуй, самый радостный сюрприз, кроме того, ещё и блестяще разыгранный. И в других походах он также помогал в сложных ситуациях. Так что можно сказать, что Слава - палочка- выручалочка. Чувашский был первым за последние 10 лет настоящим разъездным походом. За 9 концертных дней мы побывали в 9 районах Чувашии! Каждая следующая ночёвка была в новом месте. Чтобы отпустить автобус, к утреннему концерту брали с собой не только реквизит, но и все пожитки. Иногда приходилось тащить их с собой в ДК, в артистическую, через весь зал и сцену. Третий день похода. Первый концерт - в школе. Что творится после концерта! Дети осаждают каждого участника с просьбой оставить автограф, пожелания, домашний адрес или телефон. Для этого они подсовывают записные книжки, блокноты, отдельные листочки или обрывки, даже школьные дневники.

- "Как, прямо сюда? А может, лучше не стоит?"

- "Да ничего. Вы пишите, пишите". У подъезда под парами уже давно стоит автобус, а комиссар (Слава) бегает по школе, буквально стряхивая с каждого гроздья школьников.

Второй концерт, словно специально для того, чтобы сбить с нас спесь, - очень неудачный. Давать его приходится в художественной школе прямо во время занятий, а это-то, оказывается, особенно трудно. Только хорошее чувство юмора помогает не сникнуть после этого концерта. Наконец, под вечер едем к месту последнего на сегодняшний день концерта, в Болынесундырьский Дом культуры. Это небольшое здание, пристроенное прямо к церкви. Глядя со сцены в зрительный зал, можно даже разглядеть пояски кирпичной кладки на противоположной стене. В крохотной комнатке позади сцены мы сбрасываем рюкзаки и осматриваемся. Это первый зал с озвучкой: на всех предыдущих (и почти всех последующих) концертах микрофонов не было. А сейчас - микрофоны в достаточном количестве, хороший магнитофон, микшерный пульт и симпатичный звуковик, помогающий нам. Более того, это первый концерт, перед которым у нас есть хоть какое-то время для репетиций. Однако оно пролетает моментально, и вот уже концерт. Концерт хороший, наши хозяева - сотрудники ДК - довольны. Вообще в течение всего похода нас везде встречали радушно, даже несколько сочувственно. Вот и сейчас, концерт только закончился, а они уже накрыли нам роскошный (особенно по меркам похода) стол. Не обходится и без недоразумений:

"Мы вам тут водочки купили, но если вы хотите, мы можем и продуктами". "Да-да, нам, пожалуйста, продуктами", - испуганно торопимся отказаться. В тот же вечер состоялась долгожданная примерка чувашских национальных костюмов. Бригаде, оказывается, всё к лицу. Особенно Богдану, младшему новичку похода. Он перепробовал все костюмы, вплоть до свадебных нарядов чувашских девушек, и в каждом из них пытался что-то станцевать. С его лёгкой руки остальные тоже пускаются в пляс. А уже на следующий день "чувашские народные танцы"в исполнении агитбригады расцвели пышным цветом в кафе "Встреча", где нам устроили ужин перед вечерним концертом. В качестве звукового фона там играла какая-то чувашская национальная попса, причём весьма зажигательная. Наши девицы не смогли удержаться и, побросав еду и вооружившись своими фулярами, сначала водили хороводы вокруг Богдана, а затем и вовсе стали вместе с ним отплясывать что-то невообразимое.

Ночуем в ДК. Перед сном решено устроить на сцене смотр премьер. Показываем номера, которые доделывали уже в походе. Спать придётся там же, где несколько часов назад выступали. Занавес - в качестве занавески - задёрнули, чтобы было уютней. За окном - луна, в свете которой блестит снег, и далеко виден чувашкий пейзаж, холмистый, почти безлесный. И песни - куда же мы без них! Целый день пели их с разных сцен и в автобусе, а теперь Слава Дьяконов на сон грядущий поёт нам свои песни.

См. Песня "подмосковные снега" "Есть на факультете девушка хорошая". Эти слова из старой студенческой песни к Анюте Дьяконовой имеют прямое отношение. Девушка - огонёк. Когда она на сцене, зритель заряжается её солнечной улыбкой, а там и до успеха всего концерта недалеко. Её улыбка светит не только на сцене. В трудные минуты она поднимает боевой дух бригады и восстанавливает мир даже в самых острых конфликтных ситуациях. Все восемь лет участия в агитпоходах она с терпеливым постоянством не стеснялась учиться. Анюта стала замечательной актрисой: она может быть и профессором, и студенткой, и соблазнительной женщиной лет тридцати, и двенадцатилетней девочкой (в "Галочке"Аверченко). Вообще у неё всё отлично получается. В походе её несценическое амплуа - врач, причём не по должности, а по призванию. Трудно представить, кому ещё агитпоходчики могли бы с той же готовностью доверить своё здоровье.

В довершение всего, Анюта - надёжный друг, на которого всегда можно положиться, получить мудрый совет и помощь. Иногда достаточно с ней просто посидеть, помолчать, и от этого уже будет хорошо. Короче - это живой персонаж песни "Верная моя подруга, неизменный спутник мой".

В Марийском походе 2000 года , в который не смогла пойти Анюта, врачом была Ира Таранец . Уже в конце похода я с удивлением заметил, что между врачами есть много общего и что выбор Иры был удивительно точен - она единственный человек, который в отсутствие Анюты мог реально заменить её на этом боевом посту. Оказалось, что выбор этот был сделан самой же Анютой!

Мне казалось, что требования к командору и врачу совершенно разные, даже взаимоисключающие. Однако, в следующий агитпоход Ира пошла командором. Говорят, что этот поход был тяжёлым - за последние три недели перед походом из состава бригады выбыло пять человек, активно участвовавших в его подготовке. И всё же поход состоялся, причём Ире пришлось брать на себя самые разные функции.

В Чувашском агитпоходе Ира заведовала пеньём, одновременно была ещё и завхозом. Это в первом же походе! И кормила, надо сказать, прекрасно. А. М. А мне хотелось бы рассказать о "Васе Величестве"- Васе Птушенко . У него удивительно стремительная сценическая карьера. Сначала - новичок, затем - отличный певец и актёр в первом походе, во втором - король в "Принцессе на горошине", в третьем - Степан Степанович Чубуков в "А чой- то ты во фраке?". У Васи на редкость красивый голос, которым он хорошо владеет, отличные актёрские способности, в том числе и способность создать несколькими штрихами выпуклый характер. К сожалению, в драматической части программы Вася почти не участвовал, хотя из него могла бы получиться жемчужина бригадной драмы. Следующий (юбилейный) концерт - в райцентре, Красном Читае. Пришла машина. Тут выясняется, что она не рассчитана на 13 человек, да ещё с багажом. Мы, конечно, набились в неё как сельди в бочку, вспоминая слова из любимой песни: "Ах, до чего ж складной жираф!" Однако водитель заявляет, что колёса плохие и такого не выдержат. Предпринимаем попытку уехать с автовокзала рейсовым автобусом. Но рейсы очень уж редкие, и нашему водителю приходится смириться с судьбой своих колёс и везти всех, сколько есть. В Красном Читае едем сразу в ДК. Первое, что бросается в глаза, - это большая красочная афиша: "Шоу-концерт студентов МГУ". Огромный Дом культуры возвышается в конце столь же огромной и совершенно безлюдной площади. Но внутри запустение: ни один санузел не работает, воды в этом огромном здании нет, за ней приходится ходить через всю площадь в соседний дом. В зале холод страшный. Посмеиваясь, мы обсуждаем, как наши девицы будут танцевать "Ярославну" в шубах. Вечер. Шоу-концерт начинается. Говорят, о нём даже по местному радио объявили, но, поскольку по местному телевидению в это время идёт какой- то сериал, приходится слегка задерживать начало. Хотя это не первый концерт, а уже десятый, все возбуждены, взволнованы, нам он не менее интересен, чем зрителям. Между номерами ныряем за кулисы, кутаемся в свитера, куртки, даже одеяла, и, затаив дыхание, смотрим на сцену. Иногда происходят непредвиденные сбои, из которых наши ребята с блеском выходят. В сцене "Коровки" режиссёр, которого играла Настя, постоянно не доволен игрой актёров, не умеющих даже упасть и умереть на сцене правильно. И вдруг с оглушительным грохотом Настя падает со стула, ножка которого случайно попала в какую-то дырку в полу. Поднимаясь и отряхиваясь, она с невозмутимым видом говорит актёрам: "Ну кто ж так играет? Кто ж так падает? Видели, как я упала? Вот это настоящая игра!"В зале смех и аплодисменты, зал в восторге, но мы, наверное, в ещё большем.

Вечер после концерта начинается превосходно. Для нас открыт специальный гимнастический уголок, в котором есть не только вода и "все удобства", что уже само но себе удивительно, но даже и душ с подогревом воды, и где тепло. Штаб готовит праздничный ужин, все остальные занимаются кто чем, в основном отходят после концерта или просто радуются жизни. Завтех бродит со своими удлинителями, тройниками, кипятильниками. Вот ведь действительно, "кой черт понёс его на эту галеру"! Чуть завидев стоящий без дела чайник, он втыкает его в сеть... Свет гаснет моментально и почти везде, только в коридоре и директорском кабинете ещё остаётся, да в соседнем спортзале. Но душ, а уж тем более его электроподогрев утеряны, увы, безвозвратно. Кроме того, через некоторое время становится очевидно, что и отопление в помещении было тоже электрическое...

Впрочем, при свечах оно даже романтичнее, а тепло человеку бывает не только оттого, что он сидит у батареи. И в этот вечер в кругу вокруг свечей действительно было тепло. И редко бывает теплее...

В. П. Что ещё, кроме холода и темноты, было неприятного в походе, так это приставания подвыпившей местной молодёжи. В подобных ситуациях нас всегда очень выручал Богдан Елькин. Достойны восхищения его спокойствие и непоколебимость, которые никогда его не покидали, что бы вокруг ни происходило.

A. М. Богдан тонко чувствует ситуацию, знает, где есть реальная опасность. Нередко в ситуации всеобщего напряжения он один оставался спокойным, и это спокойствие постепенно передавалось всем. Например, в Чувашском походе в предпоследний день нас встречали пьяные местные начальники, желавшие потанцевать с нашими девушками и выпить с молодыми людьми. Мы отказывались, говорили, что в походе сухой закон, что девушки не танцуют и прочее. Явно надвигалась драка. И только Богдан спокойно ел, потом спокойно курил, спокойно разговаривал с теми, кто явно нервничал, и постепенно возвращал нам присутствие духа. Потом также спокойно поговорил с начальниками, вернул им некоторое количество здравого смысла. В конце концов они успокоились и показали нам дорогу до места ночлега. А, кстати сказать, место было замечательное: лыжная база вдалеке от шоссе, рядом с железной дорогой - этакая деревянная избушка с сараем, колодцем и иными благами негородской цивилизации ("Лыжи у печки стоят..."). Да и ночлег, последний в этом походе, получился в такой избушке замечательный.

B. П. Таким же спокойным Богдан оставался и на сцене. Спокойным, не боящимся сцены, но и небезразличным к результату (он тяжело переживал, когда игра "не шла"). На сцене он чаще переигрывал, иногда казалось, что чересчур. Постоянно импровизировал.

А. М. Желание и умение импровизировать - одно из самых ценных его качеств. Красавец, безусловная звезда трёх походов ( Чувашского-2001 , Вятского-2001 , Ветлужского-2002 ).

В первом походе лучшей его ролью была Коровка в СТЭМе - роль, вся построенная на импровизации, гримасничании, ироничном отношении к присутствию на сцене. Содержание роли таково: выйти на сцену, скушать цветок, сказать "му-у"и умереть в нескольких жанрах (вестерн, балет, трагедия, опера, ужасы, детский утренник и пр.). Представьте себе, какой фантазией надо обладать и сколько радости надо получать от общения со зрителем, чтобы играть эту роль 24 концерта подряд и при этом играть её каждый раз как в первый. Сколько автографов, сколько фотографий, сколько адресов с просьбой написать, особенно в школах, он получил!

Во втором походе главная роль Богдана - студент в СТЭМе "Несколько слов об Отелло". Казалось бы, игра с образца, чего проще: копируй и играй. Нет, каждый момент его роли отличался от предыдущего исполнения. Это были или изменения в тексте сценки, или в рисунке роли, например, хрюкающий поросёнок, прибегающий на неумелый свист Яго, иногда превращался у него в собачку или мышку.

В общении Богдан - человек жёсткий и говорить что-то неискреннее, чтобы поддержать человека, никогда не будет. Считает, что играть и петь должны только те, кто умеет это делать если не отлично, то очень хорошо. Поэтому и к себе, и к остальным он относится критично, что способствует повышению качества драматической программы, хотя иногда и создаёт некоторую напряжённость внутри бригады.

В. П. Драмой в Чувашском походе заведовала Настя Макеенко . Осенью, сразу после избрания на эту важную должность, она взялась за дело с потрясающей энергией. Репетиции шли не только на Биофаке, но и у неё дома. Нашла себе в помощь друзей-режиссёров. Ставила не только то, что пришло "по наследству" от предыдущих поколений бригады, но и новые вещи. Помню, как уже в одном из следующих походов она попросила меня участвовать в одной миниатюре, которую хотела поставить по какому-то известному рассказу. Дала прочитать рассказ. Я прочитал, сказал, что это ерунда, и отказался.

Когда через несколько дней я увидел эту вещь на сцене, то пришел в восторг - прекрасная находка, и очень точно сделана. До сих пор не понимаю, как она смогла разглядеть будущий результат на сцене в том листке бумаги, который она тогда мне дала.

С Настей-актёром я познакомился раньше, чем с Настей-режиссёром. Знакомство это состоялось ещё перед Чувашским походом осенью 2000 года, оно было незабываемо. Агитбригада давала концерт в ДК подмосковного городка Электроугли . Кулисы были маленькие. Рядом с дверыо в артистическую повесили программку концерта. В программу входила куча СТЭМов, большую часть которых я уже видел на различных концертах агитбригады. Был там и СТЭМ, который назывался "Волшебная сила искусства". Это диалог простосердечного зрителя с актёром, который на его глазах перевоплощается в страшного Яго - героя только что сыгранной пьесы. Но об этом я в тот момент не думал. Я стоял перед программкой и искал в ней следующий номер.

См. Песня "глядя на портрет -ангина-Березовского" Вдруг дверь открылась, и из неё двинулся на сцену какой-то мужчина, очень неприветливый, в кепке а ля Владимир Ильич и с усами. Я хотел было его остановить и уже двинулся ему навстречу со словами: "Простите, а вы куда?" Но не успел. Он уже подошёл к кому-то из наших и начал что-то обсуждать. И только после обращённых к нему слов: "Настя, а с какой стороны мы будем выходить?"- я, наконец, понял, что это за незнакомец.

A. М.

B. В Чувашском и ещё в шести походах основным гитаристом был Лев Кузнецов . Человек, по его собственным словам, "музыкально озабоченный". Для него не так важно, что поют, он терпим к любым музыкальным жанрам, если интересно, красиво и ново поют даже что-то совсем незначительное.

C. П. Без кого Чувашский поход не состоялся бы - так это без Марии Комбаровой , нашего командора. Возвращаясь с Грушинского фестиваля предыдущим летом, она, будучи проездом в Чебоксарах, успела найти республиканское Министерство культуры, а в нём - заинтересованных людей, которых сумела убедить в том, что без биофаковской агитбригады чувашской культуре никак не обойтись. Благодаря Маше в бригаде существует такой жанр, как акробатика. Дальнейшие переговоры с Чувашским начальством из Москвы, согласование сроков приезда, условий встречи и т.д. и т.п. - всё это делал Владислав Емельянов , наш бессменный завпоход. Его опыт организации агитпоходов уже столь велик, что, наверное, сейчас он смог бы организовать агитпоход даже на Луну... Если, конечно, нам было бы перед кем там выступать.

Аня Дёгтева - наш конферансье. Очень трудная задача - удержать внимание зала между номерами, да ещё такого зала, где и сами-то номера его удержать не могут. Агитбригаде часто приходилось давать концерты в детских учреждениях, но всё же мало кто умеет по-настоящему чувствовать детскую аудиторию. Ей это прекрасно удавалось.

Анна Блаженова - человек, стремительно появившийся в бригаде и взявший быстрый старт. Ольга Черныш и Галина Гончарова . Жаль, что их первый поход пока гак и остался единственным.

Последняя ночь похода была почти сказочной. В небольшом деревянном домике на краю соснового леса. Формально - город Вурнары. Но город в стороне, его не видно и не слышно. Первый морозный день. До этого было прохладно - держался плюс или небольшой минус, а сейчас вдруг ударил мороз, минус пятнадцать, а то и двадцать. Но в домике тепло. Наша комнатка, составляющая чуть ли не половину всего дома, для нас очень тесна - хоть в два слоя размещайся. Окна покрылись густым инеем, через них плохо видно, что снаружи. Там, совсем рядом, железная дорога, метрах в тридцати от нас. Кажется, что мы в глуши, и, кроме этой дороги и нас, ничего здесь нет на десятки километров вокруг. Редко-редко пробегают составы, тепло подмигивая своими огоньками и перестукивая колёсами, сначала прямо здесь, а затем, понемногу затихая, где-то вдали. Сказка... Всё хорошее когда-нибудь кончается. Как же не хочется в очередной раз расставаться с чем-то прекрасным, что было тебе так дорого. См. Песня В. Канер, "А всё кончается"

Ссылки:

  • Елькин Богдан
  • Баженова Анна
  • АГИТПОХОДЫ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»