Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Гибель рыболовных траулеров в 1930-1933 г

Число траулеров , работающих в Баренцевом море, по сокращенному уже варианту, должно было быть к концу пятилетки 300. За сомнение в возможности освоения такого количества судов ссылали в каторгу и расстреливали. Осенью 1930 года, к моменту расправы над "вредителями", в Мурманске было 26 траулеров и 28 были в постройке на Балтийском судостроительном заводе: из них 14 должны были прийти в Мурманск не позднее 15 декабря 1930 года, остальные с открытием навигации весной 1931 года. Кроме того, 10 траулеров было заказано за границей, они также должны были вступить в работу к весне 1931 года, следовательно, к весне 1931 года в Мурманске, казалось бы, обеспечено наличие 64 траулеров.

Летом 1931 года мурманская газета "Полярная Правда" - официальная, как и все газеты в СССР, сообщала, что в Мурманске работает 50 траулеров; однако, та же газета весной 1932 года сообщала, что траулеров в Мурманске всего 43. В январе 1933 года московская "Правда" в заметке "Завод на океане" сообщала, что на Мурмане "уже" работают 49 траулеров.

Оставим вопрос о том, что по плану на 1 января 1932 года должно было быть 219 траулеров, а к концу пятилетки, то есть к 1 января 1933 года - 300. Постараемся разобраться, куда делись уже готовые траулеры и те, которые были в постройке в 1930 году.

Куда исчезли 16 траулеров? Эти суда, видимо, все погибли. Центральные советские газеты не сообщали об этом ни слова, но "Полярная Правда" не могла не проболтаться. И не надо было иметь особой проницательности, чтобы узнать о гибели судов из ее замаскированных сообщений, хотя прямо о катастрофах она не говорила. Зимой 1931 года эта газета сообщила о приговоре к расстрелу капитана погибшего траулера "Дельфин"; вскоре за этим о ссылке на семь лет капитана погибшего траулера "Касатка". Затем была заметка о похоронах капитана погибшего траулера "Осетр", с подробным сообщением, что тело было выброшено на берег, привязанное к оторванной двери каюты. Кроме того, мы, сосланные на Север, узнавали о гибели траулеров от наших товарищей по каторге, работавших в Мурманске, и от рыбаков-поморов, с которыми приходилось встречаться на принудительных работах по лову рыбы для ГПУ. По сообщенным мною, таким образом, сведениям, далеко не полным, конечно, я знаю наверное о гибели следующих траулеров :

1.В 1931 году погиб один из старых траулеров, выброшенный на камни на Мурманском берегу.

2.Осенью 1931 года погиб, хотя и старый, но прекрасный траулер РТ 38 "Дельфин", только что получивший капитальный ремонт.

3.Тогда же погиб новый траулер немецкой постройки "Касатка".

4.Тогда же один из лучших старых траулеров "Макрель" погиб в открытом море, возвращаясь в порт с грузом, на нем погибла команда - 24 человека.

5.Той же осенью 1931 года у норвежских берегов потерпел тяжелую аварию и вышел совсем из строя траулер РТ 40 "Скат". Он столкнулся с новым траулером, шедшим в Мурманск с петербургской верфи.

6, 7. Два вновь построенные в Петербурге траулера затонули: один, "Рабочий" - на камнях, другой - от столкновения.

8, 9. 31 января 1932 года во время шторма погибли в открытом море со всем экипажем (свыше ста человек на обоих) два траулера - "Осетр" и "Союзрыба". Оба траулера немецкой постройки, дизельные и оборудованные по последнему слову техники, но без достаточно опытных механизаторов.

В марте 1932 года "Полярная Правда" сообщала о показательном суде над капитанами траулеров, виновными в тяжелых авариях 15 траулеров. Вот те отрывочные и случайные данные, которые дошли до меня, пока я был на каторге, и по которым можно судить, куда могли деться 16 траулеров.

Что же привело к такой неслыханной гибели траулеров? Главная причина - крайняя неопытность и неподготовленность команды, вызванная острым недостатком кадров. За десять лет работы "вредителей" не было не только ни одного случая гибели траулера, но и ни одной серьезной аварии. Не прошло и года, как "вредители" были ликвидированы, и аварии траулеров стали чуть ли не каждодневны, а гибель траулеров - обычным явлением.

Траулеры гибнут и выбывают из строя быстрее, чем их успевают строить русская и иностранная верфи. Особенно ярким примером является гибель дизельных траулеров "Осетр" и "Союзрыба".

"Вредители", то есть Щербаков и я, все время настаивали на том, что строить дизельные траулеры до подготовки опытных специалистов-механиков нельзя. Это мнение считалось вредительским, и коммунисты Мурашев , Крышев и Фрумкин настояли на постройке серии дизельных траулеров. Русские механики совершенно не умели управляться со сложными машинами этих судов, у них, даже в тихую погоду, по несколько раз в день становились машины. В шторм 31 января 1932 года машины этих обоих траулеров встали, и оба судна пошли ко дну. В гибели этих судов виноваты в первую голову Мурашев, Фрумкин и Крышев, истинные вредители в рыбном деле, превосходно знавшие, какой опасности они подвергали команду, строя такие суда, не обеспечив их опытными механиками и молчавшие об этой опасности из боязни быть заподозренными в оппортунизме.

По сообщению "Полярной Правды" к весне 1932 года положение с траловым ловом было катастрофическим. Из оставшихся 43 траулеров в море работало не более 9-12, все остальные находились в ремонте или под погрузочно- разгрузочными работами. В результате весенний улов 1932 года при 43 траулерах оказался вдвое ниже улова 1930 года при 23 траулерах, причем все новые траулеры были большого тоннажа и имели почти вдвое большую команду. Положение стало настолько серьезным, что потребовало приезда в Мурманск самого Микояна .

Полномочный министр констатировал полное отсутствие сверху до низу знающих людей в Мурманском тресте и объявил об этом всем через "Полярную Правду". Катастрофический недолов, гибель судов, хаотическое состояние строительства и промысловой работы Микоян правильно объяснил отсутствием знающих людей. Передают, что на собрании служащих и рабочих треста он патетично воскликнул: "Назовите мне человека, знающего это проклятое дело! Кто бы он ни был по своему социальному происхождению, по своему отношению к советской власти, я его поставлю во главе дела!. Все знали, что таким человеком был С.В. Щербаков , тот, что успешно создал и блестяще вел это дело, но что он убит при гнусном содействии того же Микояна. Не было и тех, кто вместе со Щербаковым вел эту работу: К.И. Кротов был убит, остальные - в каторге.

То же было и со всей рыбной промышленностью, а также и вообще со всей промышленностью в СССР. Я говорю о рыбной промышленности Севера только потому, что ближе ее знаю, но она, несомненно, не составляла исключения, а подчинялась общему положению. Богатую, цветущую страну большевики вторично приводили к чудовищной нищете и грозному голоду. Действительно, вредительство было неслыханное, грандиозное, планомерно созданное организацией, возглавляемой Сталиным, Политбюро и ГПУ, с тысячью ответвлений, именуемых ячейками коммунистической партии. Придет время, когда и над этими истинными вредителями состоится настоящий суд.

Ссылки:

  • Некролог русского рыбного дела
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»