Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

"Помчат нас вперед от звезды до звезды" [Войнович В.Н. на Всесоюзном радио]

Поэты-песенники всегда были люди богатые, ущербные и обидчивые. Они знали, что настоящие стихотворцы, такие как Пастернак, Ахматова или Заболоцкий, к ним относятся без всякого уважения, считая их тексты не имеющими ничего общего с высокой поэзией. Такое мнение обижало песенников, и они возражали, что все те, кто их презирает, сами были бы рады написать что-то подобное, но не умеют и просто завидуют им, их славе и гонорарам.

Любой сочинитель песенных текстов мог спросить:

- А кто такой Пастернак, кто Ахматова, кто Заболоцкий? Какими тиражами издаются их стихи? Кто их читает? И что они за свои стихи получают? А мои стихи знает весь советский народ!.

И гонорары, которые получал песенник, тоже укрепляли его во мнении о безусловной важности того, что он делает. А если уж говорить начистоту, многие серьезные поэты были не прочь написать популярную песню, но высокомерно скрывали, что им этого хочется.

Не скрывал Твардовский . Он очень любил своего старшего друга Михаила Исаковского , сочинившего много замечательных песен, и сам не раз пробовал написать что-нибудь песенное, но у него не получалось, а вот у Долматовского или Матусовского получалось.

Услышав слова, что им на сочинение песни дается всего две недели, песенники были возмущены легкомысленным отношением заказчицы к их непростому жанру. Вы, говорили песенники Наташе, даете такой короткий срок, не понимая, что настоящая песня должна быть выношена и выстрадана, а для этого нужно время. После того как Наташу обругал уже упоминавшийся мною Лев Ошанин , она совсем упала духом и продолжала листать телефонную книгу Союза писателей почти без всякой надежды.

Тут я решился сказать Наташе, что если у нее под рукой никаких других поэтов нет, я могу попробовать ей помочь.

- Ты? - она посмотрела на меня с недоверием.

- А ты что, пишешь стихи? Я признался: да, пописываю.

- Но ведь песни ты никогда не писал?

- Не писал,- согласился я,- но могу попробовать. Она долго молчала, думала.

- Ну, хорошо. А сколько времени тебе нужно?

- Завтра принесу, - сказал я.

Ей терять было нечего, она сказала:

- Что ж, дерзай.

Утром следующего дня я принес обещанный текст и, пока Наташа читала, следил за ее реакцией со страхом. А реакции никакой не было. Она читала текст, словно проходную газетную заметку, без всякого выражения на лице.

- Не понравилось?, - решил я. С тем же непроницаемым выражением она придвинула к себе телефон и набрала номер:

- Оскар Борисович, это Наташа Сухаревич. У меня для вас есть потрясающий текст. Пишите:

"Заправлены в планшеты космические карты,

и штурман уточняет в последний раз маршрут.

Давайте-ка, ребята, закурим перед стартом,

у нас еще в запасе четырнадцать минут".

- Записали? Диктую припев:

"Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперед от звезды до звезды.

- Что? Рифма? У вас, Оскар Борисович, испорченное воображение. Наши слушатели люди чистые, им такое и в голову не придет.

"На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы".

- Оскар Борисович, следы, а не то, что вы думаете!

Оскар Фельцман был очень известный композитор. Его песни, которые тогда называли шлягерами, а теперь бы назвали хитами, распевались на улицах, в поездах и ресторанах. Неужели сам Фельцман превратит и мои слова в шлягер? Я настолько привык к неудачам, что еще одну принял бы со смирением.

К концу дня Фельцман позвонил: музыка готова, кто будет петь? Я подсказал Наташе:

- Предложите Бернесу . Бернеса не нашли, зато нашли Владимира Трошина , актера МХАТа. В театре ему давали второстепенные роли, но как эстрадный певец он был весьма популярен. Песню записали на пленку, пустили в эфир - и она сразу стала знаменитой. Для меня это событие стало важным еще и потому, что решился мой старый спор с Володей Лейбсоном . Я доказал ему и себе, что достаточно владею стихом, чтобы работать в разных видах стихотворного жанра. Если нужно, могу писать и песни.

За полгода работы на радио я написал штук сорок песен. Некоторые из них стали широко известными ("Рулатэ", "Футбольный мяч", "Комсомольцы двадцатого года"), но карьера песенника меня не привлекала, и я от ее продолжения отказался. Многие считали такое мое решение глубоко ошибочным. Ценности своих текстов я никогда не преувеличивал, но мне и сейчас время от времени приходится слышать сочиненные мною слова о невесте, ушедшей к другому, кому неизвестно еще повезло или нет. И, признаюсь, слышать это приятно.

Благодаря писанию песен мое положение на радио сразу и надежно упрочилось. Я стал писать тексты по одному, а то и по два в неделю и кроме зарплаты получал во много раз превышавшие ее гонорары. Я потом имел повод шутить, что денежная реформа 1961 года, когда стоимость рубля возросла в десять раз, меня никак не коснулась. Я как зарабатывал пятьсот-шестьсот рублей до реформы, так продолжал зарабатывать и после нее.

Ссылки:

  • Войнович В.Н. и Всесоюзное радио
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»