Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Вернадский В.И. хочет жениться на А.Д. Шаховской, но получает отказ

Однако это был не последний сюрприз. 1 июля 1943 года Владимир Иванович сделал предложение Анне Дмитриевне . Невероятный этот сюжет все же требует минимума разъяснений. Анна Шаховская была глубоко верующей христианкой. Она принадлежала к той ветви гонимой Русской церкви, которую называют катакомбной , самой глухой и потаенной. По всей видимости, это был очень узкий и тесный круг христиан, за которыми охотились не только чекисты, но и ставшая официальной с 1943 года сергианская Церковь . И в соответствии со своими убеждениями она ему отказала. Она давно и твердо дала обет безбрачия и не собиралась его нарушать. А выходить замуж фиктивно, из престижа, но без осуществления брака для христианина тоже большой грех. Все это она объяснила Владимиру Ивановичу, который рассчитывал, оказывается, не только на духовное единение. В двух записях он поведал об этом событии.

2 июля 1943 года: "Вчера к вечеру - Аня. Поговорили. Для меня это поворот и свободное - вне обычных рамок - проявление глубокого чувства. Думаю, что все решится, как я хочу - но не знаю, насколько у меня есть мужская сила. Сам не знаю. Одно духовное - недостаточно. Но <мне> больше 80 лет! Неясно. Но 1-го <июля> было со стороны Ани - решительно отрицательно" 3-27 . На другой день последовал окончательный разговор, все разъяснивший. Решилось не так, как он хотел. Дневник 3 июля: "Вчера грустный для меня разговор с Аней. Она в христианстве взяла за основу "монашеский обет" - со всеми последствиями сохранения девственности. <...> Те грубые половые представления - как непорочное зачатие Христа - являются основными данностями христианства. <...> Несомненным мне представляется, что в этой форме этики и религии, которая может охватывать сознательно строящих свое жизненное поведение, половой процесс не может быть отрицаем, так как - при эволюции живого - принцип Дана - т.е. направленности эволюционного процесса и сам процесс не может существовать для человека без полового процесса. Поэтому я в основу этики кладу только его как нормальное положительное благо, с которым нельзя бороться, а надо дать ему возможность проявления, как исполнения своего обязательства перед потомством , перед будущим. <...> Исторически опыт поколений в монашестве - как группы населения, где "разврат" дает больший процент, чем в среднем быту. <...>

Мне представляется обет безбрачия (борьбы с нормальным половым влечением) идущим против естественного процесса - разложением, а не подвигом. Исторически среди монахов были величайшие люди, но единицы не могут приниматься в расчет для этики "естественной", единой" 4-27 . Оба остались верны своим убеждениям. Он с молодых лет считал, что человек должен быть развит гармонично. Все зависит от высоты развития личности. Уже в рассуждениях о самиздатовской толстовской "Крейцеровой сонате" писал, что не смотрит на тело как зверя с дурными инстинктами. И как историк он знал, что христианство создало моногамный брак, в котором молодые люди должны сживаться, используя лучшие стороны духа, души и тела. Наука показывает, что извращение добрачных отношений и брака в ханжеской морали, в запретах дало огромное количество болезней - физических и психических. Он опередил в этих взглядах свое время, как и в науке, ровно на 100 лет. Анна Дмитриевна тоже действовала в соответствии со своими убеждениями, что он всегда уважал. Но полагал, что она погубила свою жизнь. К этой теме до конца дней жизни Вернадского они не возвращались [ 17 ].

Ссылки:

  • ВЕРНАДСКИЙ В.И.: "ГОТОВЛЮСЬ К УХОДУ ИЗ ЖИЗНИ"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»