Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Как проводили у нас первый телеграф, 1870 г

Припоминаю, как проводили у нас первый телеграф, приблизительно в 1870 году. Конечно, пошли толки, разговоры: что такое телеграф, кто его выдумал? Почему проволока подвешивается на высоких столбах, когда, если уж необходимо высоко подвесить провод, можно использовать крыши домов, сараев, наконец церковную колокольню? Еврейский пытливый ум не мирился с шаблоном. Возобладало прутковское "объять необъятное" сейчас, немедленно, тут же. Разве мог местечковый, деловитый, всегда сообразительный еврей примириться с тем, чтобы тут же, немедленно не знать, кто и каким образом может передать телеграмму не только в соседний, ближайший город, но "даже в Петербург". По субботам, на досуге, у телеграфной линии собирались, что называется, стар и млад для научно-наивных суждений. Выдающихся людей всяких поприщ дает человечеству лишь еврейство, считали они, мало того, гениальным может быть лишь еврей, изучавший талмуд, - "еврейская голова". Отсюда вывод, что телеграф изобрел, конечно, еврей и никто больше. Кто-то, где-то, краем уха слышал об известном ориенталисте, петербургском профессоре Хвольсоне. Довольно. Остальное ясно как день. Не важно, что Даниил Хвольсон - ориенталист, знаток восточных языков, главное то, что он, профессор, знает талмуд. Этого достаточно, чтобы стоустая молва приписала ему изобретение телеграфа - и никаких гвоздей.

- Ты, пожалуй, скажешь, что Даниил Абрамович Хвольсон не еврей, а русский москаль? Хорошее дело! Ты слушай внимательно: Хвольсон Даниил Абрамович!!! Это тебе не Максим Петрович Круглов и не Панас Панасович Хоменко. Ясно? Что же это значит? А значит, что Хвольсон знает хорошо талмуд и только поэтому он "выдумал" телеграф.

Дальше - больше. Толпа осведомилась об истинном изобретателе телеграфа Самуиле Морзе . И тут радости не было конца.

- Ну, хорошо. Ты говоришь, что телеграф "выдумал" не Хвольсон, а Самуил Морзе. Пусть будет по-твоему. А какая разница? Никакой. И тут наш еврей, и этот тоже, оба изучали талмуд.

- Позвольте, - возражали иные, - вот в газетах пишут, что Морзе сын пастора.

- Ты глуп. Если его отец стал пастором, это его дело, а Самуил есть Самуил - не Иван и не Степан. Понимаешь?

- Ты не знаешь, почему колесико аппарата поднимается, скажем, здесь, у нас, когда в Житомире или Киеве нажмут ключ? Какой же ты после этого еврей? Гляди: лежит собака, спит. Попробуй наступить ей больно на хвост. Как ты думаешь, что она прежде всего поднимет - хвост или голову?

- Конечно, голову.

- Так и в телеграфе. Нажимаешь ключ от аппарата, скажем, здесь, а пишущее колесико поднимается и опускается там, куда проведен телеграф. Ясно?

Остроумное сопоставление еврейского пытливого ума. Однако к работе на телеграфе царское правительство не допускало евреев.

Ссылки:

  • ВАЙНШТЕЙН Г.М.: ДЕТСТВО, УЧЕБА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»