Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Монгольское нашествие

"Неведомый народ несметными полчищами пришел из-за Урала, переправился через Волгу и, как саранча, пожирающая засеянные поля, уничтожает на своем пути все: предает огню села, города, забирает скот и все ценное, детей и мужское население убивает, женщин в полон берет, оставляя после себя пустыню с грудами пепла". То была весть о нашествии татар. В степях Средней Азии кочевало многочисленное племя монголов или татар. Один из ханов-князей, Чингиз-хан (великий хан) покорил в степях Азии все монгольские племена и решил, что он - один владыка мира, и земли, лежащие на запад от Уральских гор, отдал своему внуку Батыю , хотя эти земли и не были еще им покорены. Вот этот наследник с несметной ордой и появился на русской земле. "Люди русские,- говорит предание, - еще загодя проведали об этом грозном биче божьем. Как узнали, как проведали? Да поведала им о том земля-матушка. Не всем она дает знать о грядущих событиях, а только тем, кто душей близок к ней, кто крепко, бескорыстно любит свою родину. Или матери, тоскующей о любимом сыне своем. Выйдет слезная страдалица в поле ночью тихою, припадет к земле головушкой и слышит великое стенание со стороны восхода солнышка, слышит плач, железа лязганье, конский топот, шум людской. И долго так стонет земля-кормилица". И так узнают люди, что скоро быть беде (это предание равносильно народному изречению: слухом земля полнится, и на нем оно построено). Ужасом повеяло от тех вестей.

Земля русская в те времена была разбита на уделы . В каждом уделе хозяйничал свой князь, как хотел. Каждый из них обязывался не вмешиваться в дела князя иного удела. "Тебе знати своя отчина, а мне знати моя отчина". Значит, каждый удельный князь был независимым владельцем своего удела. Но между удельными князьями шла постоянная ссора и жестокие битвы за обладание того или иного богатого удела, и вообще беспорядочная толпа князей редко ладила между собою. Страдало от этого главным образом население. Весть о грозном враге - нашествии татар - не смирила вражду удельных князей, не образумила их.

Вместо того, чтобы общими силами отразить азиатов, они защищались в одиночку. Правда, на которых беда уже нагрянула, с мужеством отстаивали свою свободу: "лучше быть убиту, чем полонену", говорится в одной песне. В 1238 году погиб и основатель Нова-града Нижнего Юрий Всеволодович в жестоком бою с татарами при защите Суздальского княжества, когда Владимир на Клязьме и много других городов были разрушены и преданы огню. Со смертью Юрия стал предметом ссор между князьями и Нов-град Нижний: каждый из многочисленных суздальских князей желал овладеть новым городом на Дятловых горах, который в будущем со своими землями, прилегающими к большим рекам, обещал быть значительным уделом. Его еще нашествие татар не коснулось, хотя южные и центральные уделы все были уже покорены ими, и главный татарский стан - столица "Золотая орда" находилась вниз по Волге, в пределах нынешней Астраханской губернии. Из своей столицы хан властной рукой рассылал своих баскаков (чиновников) собирать дань по русской земле, покоренной, обессиленной, почти разрушенной. Дань брали "с живого и мертвого". Если хану казалось мало, или кто-либо из удельных князей не так низко склонял голову пред баскаками, орда вновь нападала и разоряла до конца. Собирая дань с населения для всесильного хана, русские князья не забывали и себя. Да и для увеличения дружины требовались деньги, и все это ложилось двойным гнетом на плечи трудового народа, все истощало страну.

Те темные времена создали предания о народных "радетелях", которые отстаивали интересы народа пред всесильным ханом, без боязни шли в самое пекло вражеское, в Орду, чтобы "вымолить людям облегчение". К таким защитникам относят московского митрополита Алексея . История говорит, что митрополит Алексей был усердным поборником единодержавия всех русских уделов. Он доказывал, что только присоединивши уделы к Москве, можно спасти Русь от татарского ига. Много раз митрополит Алексей ходил в Орду, чтобы смягчить гнев хана. Не раз бывал и в Нижнем, дабы усмирить ссоры князей. Народное воображение украшает одно из его путешествий таким преданием: "возвращался из Орды радетель народный митрополит Алексей, и нужно было ему перебраться через реку Волгу, дабы попасть в Нижний. Но перевозчики, видя человека бедного, в лохмотья одетого и решивши, что взять с него нечего, на перевоз не приняли. Бросил свят человек свою одежду ветхую на речные струи быстрые и на ней переплыл на другую сторону. На ту пору бабы на реке лопатье свое мыли, и на просьбу старца о милостыни вальками грозить стали. Отошел защитник народный к горе и вдруг возгремел гром, упала шаром молния и открылся от той горы источник ключевой воды и побежал вниз струей светлой. Смочил смиренный странник в той воде сухую корку и подкрепил силы старческие. А люди жестокие хоть и видели знамение, но в безумии своем над человеком тем глумилися, от источника согнали, и ночлега не нашел он в Нове-граде. Отошел от него митрополит Алексей с великим огорчением и вымолвил горькую истину: "камень град сей, а сердца людей его железные". Но струя та, что вскрыта молнией во славу народного радетеля, течет и до сего дня. Рядом с горным ключом, что течет внизу Похвалинского съезда, построена часовня , якобы в память вышеизложенного события. По летописным сообщениям, Московский митрополит Алексей, бывая в Нижнем по делам усмирения княжеских ссор, всегда любовался красивой местностью над Окой, где находился в полном разрушении монастырь - ровесник города, разрушенный еще мордовским князем Пургасом в 1229 году. В один из своих приездов митрополит Алексей возобновил этот монастырь, назвавши его Благовещенским.

фото Часовня с источником на Почаевском съезде

В те далекие времена основание монастырей поощрялось и правительством, чтобы закрепить за собой свободные земли, особенно побережье рек, и в случае нападения врагов, иметь со стороны монастыря помощь. И помощь тогда оказывалась существенная: примером может служить Троице-Сергиевская Лавра, сыгравшая громадную роль в смутное время в Московском царстве. Этим объясняются субсидии монастырям деньгами и земельными угодьями.

Ссылки:
1. Долго бьется мордва, отстаивая Дятловы горы
2. НИЖНИЙ НОВГОРОД В ПРЕДАНИЯХ

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»