Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Торпедные катера и подводные лодки меняют тактику морской войны

В преддверии новой войны потребовалось создать средства борьбы с подводными лодками и минными заграждениями. Наиболее подходящими для этой цели опять-таки оказались миноноски Никсона . По их типу русскими и финскими корабелами были построены катера с керосиновыми двигателями. Артиллерийское вооружение было усилено, а вместо торпед они несли глубинные бомбы или тралы - это были типичные тральщики , сторожевые и противолодочные катера, называвшиеся тогда истребителями. Именно на эти катера легли многие боевые операции в начале первой мировой войны , когда изменилась тактика морских боев. Разработанным перед войной планам грандиозных эскадренных сражений не суждено было сбыться. Дредноуты, опасаясь встреч с подводными лодками, большую часть времени проводили в практически неприступных гаванях. Тем не менее, они считались главной силой флота. Все помыслы воюющих сторон были направлены на уничтожение линейного флота противника и на сохранение собственного. Молодые офицеры английского флота Бремнер , Гемпден и Энсон предложили создать новый тип боевого корабля для атак немецких морских баз - торпедный катер . Высокая скорость и маневренность должны были обеспечить его неуязвимость от огня береговых батарей и молниеносность атаки на внутреннем рейде, а незначительная осадка и торпедное вооружение - гарантировать преодоление минных заграждений и нанесение противнику наибольшего урона. К месту атаки катера должны были доставляться на крейсерах, имевших стрелы грузоподъемностью 4,5 т. Так был определен вес будущего катера. Разработка проекта была поручена судостроителю Дж. Торникрофту , строившему отличные гоночные катера. Немаловажное значение имело и то, что фирма "Торникрофт" имела богатый опыт создания минных паровых катеров и миноносцев.

Строились катера из дерева. Прототипом для них послужил реданный глиссер "Миранда IV" строившийся на фирме еще в 1910 - 1913 гг. Для улучшения мореходности катера его носовую часть сделали более килеватой. Бензиновый авиационный мотор (переделанный с учетом морских требований) развивал мощность в 250 л. с. Наибольшую сложность при проектировании катера составляло определение оптимального метода стрельбы торпедами. Казалось бы вполне естественным стрелять вперед по ходу катера. При этом торпедный аппарат разместить в носу, как это было сделано на минных паровых катерах. Но, во-первых, скорость катера была больше скорости торпеды, и он мог подорваться на ней. Во-вторых, размещение тяжелой торпеды в носовой части сравнительно легкого катера резко снижало его мореходные качества, и о выполнении заданных моряками тактико- технических требований нечего было и думать. В результате инженерных проработок удалось создать простую и легкую конструкцию торпедного аппарата, который представлял собой желоб, расположенный в кормовой части катера. Корпус торпеды охватывался несколькими бугелями с угольниками и стопорами. Носовая часть торпеды была связана с механизмом, состоящим из цилиндра, с поршнем и штоком, и газообразователя - толстостенного цилиндра с пороховым зарядом. При его воспламенении освобождались удерживающие торпеду стопоры, а пороховые газы, давящие на поршень, выталкивали стальную сигару из желоба. Прицеливание производилось корпусом катера. После выстрела он резко уходил в сторону. В 1916 - 1920 гг. на верфи фирмы "Торникрофт", стоявшей на Темзе , было построено 47 таких катеров, Они получили наименование "40-футовый СМВ" . 7 апреля 1917 г. четыре СМВ в районе Остенде атаковали отряд германских эсминцев и потопили один из них. Успех побудил Адмиралтейство заказать Торникрофту более крупные "55- футовые СМВ" водоизмещением в 11 т. Они оснащались двумя двигателями и несли две торпеды. Дальнейшим развитием английских торпедных катеров явились "70-футовые СМВ", вооруженные уже пятью торпедами.

23 мая 1915 г. к Антанте - Англии, Франции и России - присоединилась Италия , объявившая войну Австро-Венгрии. В ответ германские и австрийские подводные лодки активизировали свои действия в Средиземноморье. Союзники несли от них серьезные потери. Лодки использовали австро-венгерские базы, расположенные на побережье Адриатики. Для выхода в Средиземное море они должны были пройти широкий Отрантский пролив . Союзное командование решило поставить в проливе преграды для прохода лодок. Со временем это вылилось в целую систему противолодочной обороны, состоявшую из нескольких линий дозорных судов, неподвижного сетевого заграждения, противолодочных кораблей с привязанными аэростатами и дрифтеров (небольших вооруженных рыболовных судов), каждый из которых пересекал пролив с километровой сетью, начиненной минами. Подводники, как говорится, "свету белого не взвидели". Тогда командующий австрийским флотом адмирал Хорти решил атаковать Отрантский барраж большими силами флота и уничтожить его. К операции, готовившейся тщательно и тайно, привлекались 12 подводных лодок, 3 устаревших броненосца и 4 новейших линкора. Линкоры были гордостью флота и выходили на исходные позиции последними. Сначала из гавани Пола вышли "Принц Ойген" и "Вирибус Унитис". Через сутки покинули гавань в сопровождении эсминца и шести миноносцев "Сент-Иштван" и "Тегетгоф". В это самое время, по прихоти случая, на пути следования эскадры оказались в дозоре 2 итальянских торпедных катера МАS-15 и МАS- 21 под общим командованием капитана 3-го ранга Риццо . До рассвета 10 июня 1918 г. оставалось около часа, Заметив эскадру, Риццо решил воспользоваться предрассветной дымкой и атаковать, Катера проскользнули между миноносцами охраны и устремились к линкорам. С дистанции 300 м четыре торпеды были выпущены по кораблям, каждый из которых по водоизмещению более чем в 1000 раз превосходил атакующую малютку. Две торпеды прошли мимо "Тегетгофа", а две с катера Риццо поразили "Сент- Иштван", который вскоре затонул, Катера благополучно вернулись на свою базу. Так впервые была доказана возможность торпедной атаки против самых мощных кораблей на морских просторах. Двум маленьким катерам удалось сорвать крупнейшую за время войны операцию австрийского флота. Взяв за основу катер Торникрофта, главный конструктор итальянской фирмы "СВАН" Аттилио Бизио разработал новый катер с лучшей мореходностью и большей дальностью плавания. На своем катере Бизио применил бугельные торпедные аппараты. При этом торпеды располагались по бортам катера, что позволяло стрелять прямо по курсу на любом ходу. К концу войны маневренные быстроходные катера, метко прозванные "москитами" моря, доказали свою необходимость на морских театрах военных действий.

Ссылки:

  • МОСКИТНЫЙ ФЛОТ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»