Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Строительство Челябинского металлургического комбината

В 1929 г. в СССР началась индустриализация, стране нужно было много металла. В 1930 г. Правительством СССР решено искать место для нового металлургического гиганта на основе месторождения Бакальского руд. В ноябре 1931 г. Правительством СССР определена Першино-Каштакская площадка для строительства металлургического завода. В 1931 г. Митрофан Архипович Жариков возглавил возглавил экспедицию, направленную ЛенГипромезом на Урал, для окончательного решения о месте постройки Бакальского металлургического завода. Из имевшихся площадок он выбрал Першинскую, предопределив тем самым появление Челябинского металлургического комбината, оказавшего значительное влияние и на развитие самого Челябинска. В ноябре было создано специализированное управление "Бакалстрой", начальником которого стал Жариков. 15 мая 1932 г. в газете "Челябинский рабочий" Жариков написал о начале строительства Бакальского сталелитейного завода. В порядке подготовительных работ были построены: железнодорожная ветка от станции "Шагол" до мельзавода "Победа", железнодорожный мост через реку "Миасс" и виадук через Свердловский тракт, школа ФЗО (средняя школа №29, ныне не сохранилась), 40 бараков, 12 двухэтажных домов, что составило известный в ту пору поселок Бакал. Кроме того в Каштакском бору на берегу реки Миасс была построена дача, позже рядом появились другие дома, бараки, землянки, образовавшие небольшой поселок... известный несколько десятилеий под именем "Жарикова дача". Для завода были заказаны в Германии электропечи. В Германии между тем пришли к влати фашисты, они не стали поставлять в СССР электропечи (была сделана только одна для Электростали), финансирование строительства металлургического завода на 1935 г. было остановлено. Тогда Жарикова направили в г.Ревду Свердловской области начальником Уралсредмедьстроя. 8 октября 1936 г. М.А. Жариков, находившийся в служебной командировке в Москве, был арестован органами НКВД, Жарикова оклеветали и расстреляли
    Перед войной о намеченном строительстве вспомнили и 14 января 1941 г. подписан приказ об организации СМУ Бакалметаллургстрой для возобновления строительства металлургического завода. Но реально завод начал строиться только после начала Великой Отечественной войны. С запада страны стало поступать эвакуированное оборудование с заводов Запорожья, Электростали. Вместе с оборудованием приезжали и специалисты. 8 сентября 1941 г. на ст. Шагол прибыл первый эшелон с эвакуированными из Запорожья, поезд подошел к конечной станции Мельничный тупик. Эвакуированные увидели кругом поля, чередующиеся с березовыми рощами. На противоположном берегу реки на пустыре разместился барачный поселок, многие бараки в нем стояли недостроенными. 10 сентября приступили к работе. "Бакалметаллургстрой" возглавил приехавший из Куйбышева С.Г. Финкельштейн. Специалистов гостеприимно разместили в Першино, Каштаке, Баландино, Жариковой даче. Строительство шло неспешно, стране катастрофически нужен был металл связи с потерей металлургических заводов Украины и весной 1942 г.

армия А.Н. Комаровского на ЧМЗ
"Челябметаллургстрой" выводится из Особстроя, а 5-я саперная армия А.Н. Комаровского перебрасывается из под Сталинграда на строительство ЧМЗ. Сюда с разных строек страны были направлены около 8 тысяч квалифицированных рабочих и инженеров, строительные части, которые воздвигали оборонительные рубежи в Сталинграде. трудармия
Основным источником рабочей силы для Челябметаллургстроя стала так называемая "трудовая мобилизация немцев". Она началась летом 1941 г. после указа Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". В "трудармию" также попали военнослужащие Красной Армии немецкой национальности, политиммигранты из Германии и стран Восточной Европы, находившиеся в СССР, а также советские граждане финской, румынской, болгарской, венгерской, итальянской, чешской национальностей. Первые трудармейцы прибыли на строительство металлургического завода в январе 1942 г. На целине им предстояло самим строить землянки. Всех прибывших определяли в стройотряды и на лагерные участки. В 1942 г. на ЧМС было четыре участка, укомплектованных заключенными, и 16 стройотрядов трудмобилизованных. Суровые испытания выпалю на долю первых трудармейцев. Условия в лагере были ужасные. Неустроенный быт, плохое питание, огромная физическая нагрузка привели к тому, что в трудармии свирепствовали болезни. Жили они в зонах, огороженных колючей проволокой, по углам - вышки с вооруженными охранниками. Ходили всегда строем, в сопровождении военных с собаками. За порядком на строительстве зорким оком следил генерал-майор А. Комаровский. Соцгород Когда пустили ТЭЦ, начали строить и Соцгород. В 1943 г. появился первый двухэтажный кирпичный дом по ул. Сталеваров. Для строительства Соцгорода была принята такая транспортная схема: железнодорожные тупики проходили там, где сейчас улицы Социалистическая, Мира и перекресток ул. Сталеваров в районе дома №42. Стеновые и другие материалы разгружались из вагонов в железнодорожных тупиках. От тупиков к строящимся кварталам были проведены кольцевые узкоколейные дороги. По этим дорогам кирпич, раствор и другие материалы подвозились к стройке на вагонетках с конной тягой. 

   Пуск Челябинского металлургического комбината
Несмотря на тяжелые условия, холод и голод, 19 апреля 1943 г. состоялся первый пуск качественной стали на ЧМЗ. Электропечь, эвакуированная с Электростали, собранная в невероятные сроки, дала первый металл, этот день является днем рождения завода. Вместе с заводом постепенно строился и район, застраивались улицы Сталеваров, шоссе металлургов, Электростальская, Социалистическая. В декабре 1943 г. организована первая больница в бараке на 10 коек (ныне больница №6), поселки Першино и Каштак включены в состав Сталинского района г. Челябинска, в 1945 г. открыт первый кинотеатр "Металлург" (ныне снесен, на его месте построен храм Св. Георгия), построен Центральный клуб строителей. В победном мае 1945 г. началось регулярное автобусное движение от Соцгорода до центра Челябинска, до этого транспортом в районе служил маленький паровоз с вагоном, ходивший по шоссе металлургов к заводу.

Ссылки:

  • История Металлургического района Челябинска
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»