Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Эвакуация заводов Харькова и Азова

Источник: Чалмаев В.: Малышев, 1981

Война приближалась к Харькову. Этот город, центр всех дорог, идущих из Москвы в Донбасс, из Киева на Сталинград и Среднее Поволжье, был неудобен для обороны. Слепящее солнце озаряло лишь бескрайнюю открытую равнину, дороги, по которым шли, шли, взметая пыль, непоеные стада, коровы с разбухшим выменем, запыленные, одуревшие от жары овцы... Проходили санитарные автобусы, грузовые машины с ранеными, лежавшими в мучительных, раскрывавших всю меру муки позах. Порыжевшие бинты, желтые, небритые, будто "обглоданные" лица. И глаза, горящие яростным огнем ненависти к врагу. Трудно оборонять этот город среди открытой степи...

Малышев знал, что опоздать с вывозом заводов этого промышленного района нельзя. Но требование Государственного Комитета Обороны было сурово и справедливо: "Выдавать продукцию до последней возможности! Начинать демонтаж лишь по приказу уполномоченного Государственного Комитета Обороны или наркомата!"

И заводы Украины работали с предельным напряжением даже после нового удара по другому звену "орбиты" танкостроения: по городу металлургов и мастеров брони, расположенному у азовского лукоморья. Этот завод Малышев пристально держал в поле зрения. Даже несколько недель спустя после оставления азовского города Малышев, находясь на Урале, издаст лаконичный приказ, передающий его заботу об оборудовании этого завода:

"Для обеспечения окончания эвакуации завода освободить тов. Гармашова А.Ф. от всех работ, кроме одной, возложив на него персональную ответственность за розыск и доставку на место вагонов с грузами Южного завода . Заранее по инициативе старых металлургов - судостроителей, благодаря активной работе выехавших на юг Украины Я. В. Юшина , Е. А. Джапаридзе (дочь бакинского комиссара, в то время заместитель наркома черной металлургии И. Ф. Тевосяна ), В. А. Орлова был вывезен и уникальный пятнадцатитысячный пресс "Шлемана", один из немногих такого рода прессов в Европе, купленный незадолго до войны в Германии. Враг яростно рассчитывал захватить его. Он знал, конечно, особенности монтажа и демонтажа его.

"В самом деле, как вывозить его? - вспоминает об этих жарких днях эвакуации старейший прокатчик страны В. А. Орлов , работавший в 30-е годы и у Круппа, и на итальянских заводах... "О грандиозности этого агрегата говорят некоторые подробности работы... Слитки прочной стали весом в 160 тонн выхватывал из нагревательной печи огромный кран грузоподъемностью в 300 тонн. Один патрон для "схватывания" слитка и цепи у крана весили 100 тонн. Выхватывал и подносил к прессу. Следовало гигантское усилие, обжатие, появлялась некая огнедышащая "лепешка", которая шла затем на стан. До установки этого пресса слитки возили ради этого обжатия, ради предварительной "проковки" в Новокраматорск . До войны пресс монтировали около четырех месяцев! Сейчас этого времени не было. Оказалось, что все платформы, имеющиеся на заводе, - двухосные. На них нельзя положить колонны пресса. А их четыре! Все мы - и директор Александр Гармашов , и начальник главка из Наркомата судостроения Я. В. Юшин - в какой-то момент испытали весьма тягостное чувство. Начальник станции Сартана предложил выход: к обычным платформам с двумя осями приварить посредине... еще одну тележку! Платформы становились трехосными, явно повышенной грузоподъемности. И таким образом в 11 дней пресс был вывезен!"

Спешная отгрузка бронелиста, эвакуация целого ряда агрегатов так захватили людей, что, как вспоминают и Е. А. Джапаридзе и Я. В. Юшин, все забыли о надвигающейся опасности. 8 октября мимо завода прошли воинские части, на рейде уже не было ни единого корабля Азовской флотилии. Воинская часть, проходя, выпросила и забрала у А. Ф. Гармашова отремонтированную на заводе и прибереженную им танкетку... И вот наступил последний день: завод опустел, везде заложена взрывчатка, но в заводоуправлении еще работает и директор, и вся комиссия наркоматов. Начавшаяся воздушная тревога не заставила их прервать работу. Неожиданно в 12 часов на улице, ведущей к заводоуправлению, показалась колонна мотоциклистов с несколькими танками. Немцы! Героически, до конца сражались инженеры с врагом. Завод огромен, фашисты кинулись сразу в цехи, где стоял пресс, где работали другие агрегаты, и застали пустые коробки цехов. А Гармашов , инженеры, вся группа военпредов, специалистов - до 80 человек - стали отходить в глубь завода, в лабиринт цехов, складов, энергетических установок, железнодорожных путей.

Энергичный, мужественный директор, которого Малышев затем направлял и в Сталинград, и в Горький, приказал Е. А. Джапаридзе: "Турбины на разнос! И вот сорваны ограничители, пар дан сверх меры, и турбины получили неслыханную скорость вращения. Лопатки их разлетелись... В довершение был подожжен склад горючего, и высокое пламя, черный столб дыма, видный даже из Таганрога, долго стояли над оставленным заводом. Так была обозначена южная оконечность фронта.

Ссылки:

  • ВОЙНА: МАЛЫШЕВ - ОРГАНИЗАТОР ЭВАКУАЦИИ И ПУСКА ТАНКОВЫХ ЗАВОДОВ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»