Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ЧТЗ. ОАО "Челябинский тракторный завод".

Крупнейшая в Европе машиностроительная фирма по разработке и производству промышленных тракторов и двигателей к ним - Челябинский тракторный завод, выросла из первенца индустриализации страны. Год рождения ЧТЗ - 1933-й. Уже в 1937 году началась реконструкция завода с целью освоения выпуска новой модели, и 20 июня 1937 года с конвейера сошел первый дизельный трактор С-65 . В мае 1938 года на Всемирной выставке в Париже этот трактор получил Гран-при. В июле 1940 года ЧТЗ начал серийно выпускать боевую технику ( артиллерийский тягач С-2 ) и осваивать производство тяжелых танков KB конструкции ленинградского Кировского завода.

В годы войны, когда в Челябинск были передислоцированы ленинградский Кировский, Харьковский моторный и другие заводы, ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома и по сути представлял собой танковый комбинат, вошедший в историю войны как Танкоград . К концу войны в КБ ЧТЗ был создан, испытан и поставлен на серийный выпуск танк ИС-3 . За годы войны Танкоград дал фронту 18 тысяч танков и артсамоходок, 48,5 тысячи танковых моторов.

В мирное время завод снова стал ЧТЗ и приступил к выпуску тракторов. До 1958 года с конвейера сходили тракторы модели С-80 , которые широко использовались при распашке целинных и залежных земель. В дальнейшем завод серийно выпускал тракторы С-100 , осваивал новые модели. В I960 году трактор ДЭТ-250 был удостоен диплома 1-й степени и золотой медали ВДНХ СССР. В конце 1960-х годов в условиях действующего производства была начата реконструкция завода для перехода на выпуск более современных промышленных тракторов Т-130 . В 1971-м было создано тракторостроительное объединение

"Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина" , которое вместе с заводами-филиалами увеличило производственные мощности в десять раз. В 1988 году ЧТЗ достиг максимального объема производства (31,5 тысячи машин в год).

Завод внес весомый вклад в развитие бронетанковой техники, создавая новые образцы боевых машин и в послевоенные годы. Это тяжелые танки ИС-4 , ИС-5 , Т-10 , плавающий танк ПТ-76 , боевые машины пехоты, производство которых было передано на Курганский машзавод. На предприятии были созданы опытные образцы уникальных боевых машин Т-770 , Т-775 (ракетного танка) , Т-760 (танка на воздушной подушке) , а также моторно-трансмиссионные установки для танка Т-780 ("Урал") и Т-785 .

Все типы машин, которые выпускались и выпускаются ныне на ЧТЗ, были впервые собраны на опытном заводе в составе ЧТЗ . В их числе тракторы С- 80, Т-100, Т-100МЗ, Т-130, Т-10, Т-200. В цехах завода прошли обкатку тракторы Т-140 , которые многие годы выпускались в Брянске , тракторы Т-ЗЗО , переданные в серийное производство на Чебоксарский завод .

В последние два десятилетия были собраны тракторы Т-170 и супербогатырь Т-800 , фронтальные погрузчики и трубоукладчики на базе трактора Т-170.

В 1990-е годы в связи с экономическим кризисом выпуск тракторов уменьшился в десятки раз. В настоящее время возобновлена разработка машин и двигателей нового поколения, что позволило расширить рынок сбыта, восстановить экспорт машин в страны Восточной Европы, Азии, Ближнего Востока, в Монголию и Китай (доля экспорта составляет около 20 процентов продаж). Современная продукция ЧТЗ - это мощные инженерные машины (тракторы, бульдозеры, рыхлители) на базе тракторов Т-170, Т-10, тракторы с механической и гидромеханической трансмиссией и ДЭТ-250М с электромеханической трансмиссией, трубоукладчики грузоподъемностью 12,5 и 20 тонн, погрузчики грузоподъемностью 4 и 4,5 тонны, тяжелые виброкатки ВК-24 для дорожного строительства, дизельные двигатели мощностью от 12 до 1000 л. с, дизель-генераторные установки мощностью 100 кВт для автономного энергообеспечения, запасные части. Фирма выпускает и товары народного потребления, в их числе - колесно- гусеничный мини-тракгор "Уралец" (12 л. с.), коммунальная машина Т-02.03 для уборки улиц, автомобильный прицеп, деревообрабатывающий станок, садово-огородный опрыскиватель. В состав ОАО "ЧТЗ" входит завод мощных тракторов. В военные годы на заводе делали танки, самоходные артустановки и другую военную технику.

В 1946-1952 годах завод осуществлял ремонт тяжелых танков, а позднее освоил производство новых моделей боевых машин. В последние годы на предприятии была проведена конверсия, потребовавшая модернизации производства, освоения новых технологий.

Начиная с конца 1940-х годов инженерные подразделения ЧТЗ, в первую очередь конструкторские, комплектовались выпускниками автотракторного факультета. На предприятии работали и работают более 600 инженеров - питомцев факультета. Среди его выпускников В. М. Платонов - генеральный директор предприятия, X. X. Мингазов - первый заместитель генерального директора - технический директор; В. Е. Иванов - первый заместитель технического директора.

Ссылки:

  • ЧТЗ (Челябинский тракторный завод)
  • Петров Федор Федорович
  • Троянов Лев Сергеевич (1902-1984)
  • Манилов Г.А.
  • Телев Л.
  • Быбин С.А.
  • Шилов Н.Ф.
  • Малинин Александр Кузьмич
  • Севостьянов Н.
  • Магарилло Б.Л.
  • Гольдштейн Я.Е (1906-2000)
  • СКБ "Трансдизель"
  • Крюков Алексей Дмитриевич
  • Невяжский Яков Израилевич
  • Кауфман А.М.
  • КУСТ ПРЕДПРИЯТИЙ "ТАНКОГРАДА"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»