Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Танки КВ идут на фронт, несмотря на трудности с комплектующими

Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. 

Распоряжением правительства завод был освобожден от выпуска тракторов и тягачей, от поставок всем внешним потребителям поковок, штамповок, литья. Вся мощь уральского богатыря, первенца советских пятилеток, нацеливалась на то, чтобы, наращивая из месяца в месяц темпы труда, ковать танковый меч...

Во время оборонительных боев под Москвой , когда И. В. Сталин почти ежедневно звонил на завод и просил дать для защитников столицы хотя бы несколько танков сверх плана, со сборки доложили, что заканчивается запас дизелей . После эвакуации их производство еще не было налажено... Представитель военной приемки А. Ф. Шпитанов вспомнил, что среди доставленного из Ленинграда имущества есть бензиновые моторы, которые прежде устанавливали на танках Т-28 . Моторы тут же разыскали, их оказалось около сотни. По мощности они были слабоваты для машины КВ.

И все же, учитывая безвыходность ситуации, директор завода И. М. Зальцман и главный инженер С. Н. Махонин приняли решение направить их на сборку. Целые сутки Николай Леонидович и несколько его помощников не выходили из конструкторского бюро. Наутро они дали цехам чертежи переходных деталей для установки бензиновых двигателей. Танки собрали и отправили под Москву. Они могли идти лишь со сниженной скоростью, иначе мотор перегревался, но они шли в атаку и стреляли по врагу!

На заводе не хватало подшипников. Духов предложил идею, о которой долго говорили на заводе и в наркомате. (Документ об этом изобретении опубликовал журнал "Вопросы истории" * 5 за 1975 год). Речь идет о так называемом "духовском подшипнике", заменившем стандартный, изготовлявшийся на Первом государственном подшипниковом заводе (1-й ГПЗ). В связи с эвакуацией поставку своей продукции в Челябинск завод прекратил. Поскольку на каждую машину требовалось четыре такие детали, их запас быстро иссяк. Духов предложил нарезать из заготовок торсионных валов ролики и ставить их в несложный стальной сепаратор. Аналогичную часть стандартного подшипника делали из бронзы, а тут остродефицитного цветного металла не понадобилось совсем. Конечно, роликовый подшипник - не шариковый. Но когда его собрали и испытали на танке, оказалось, что деталь работоспособна. " Духовский подшипник " немедленно приняли к серийному изготовлению. Простая конструкция почти полностью исключила производственный брак и снизила стоимость каждой выпущенной машины на 1800 рублей. Директор завода тут же распорядился выписать конструктору большую премию, которую Николай Леонидович передал в Фонд обороны.

Танк KB поразил фашистов. Имя конструктора не могло остаться им неизвестным. Уже в 1941 году пленные немецкие офицеры на допросах называли советский тяжелый танк "Духов-панцер" как повод для страхов. Так машина именовалась в немецкой листовке, на которой был изображен КВ. Стрелками было обозначено, куда следует целиться при его обстреле.

Среди наставлений гитлеровским воякам было и такое: в атаку против "Духов-панцера" идти... с ведром бензина в руке. Солдату предписывалось взобраться на танк, облить его горючим и поджечь. За такой поступок полагался внеочередной отпуск в Германию. Нетрудно догадаться, что охотников бежать с ведром навстречу стальной громадине не находилось.

Побелевшие лица, полные ужаса глаза - такой была реакция завоевателей во время столкновений с KB и другим замечательным советским танком Т-34 .

Генерал фон Клейст еще осенью 1941 года был вынужден издать особый приказ, запрещавший при объявлении тревоги панические крики "русские танки!".

Паниковать было от чего! Вот как описывается в одной из фронтовых газет подвиг комиссара Вершинина , который в бою под Москвой по снежной целине стремительно налетел на передовые позиции врага. В смотровую щель Вершинин увидел избу, за которой укрылась в засаде большая группа немцев. Резкий поворот - и тяжелый танк комиссара врезался в избу, подмял ее под себя. Свыше 30 немцев нашли свою могилу под гусеницами танка. И снова вперед. Танк комиссара ворвался на площадь. Здесь, словно на параде, его встретили 12 выстроившихся противотанковых пушек. Они заговорили одновременно. Порою танкистам казалось, что это работают клепальщики, - настолько частыми были удары вражеских снарядов по броне танка. Танк подмял под себя немецкую пушку, потом вторую... третью... четвертую... С первой батареей покончено, и Вершинин ринулся на вторую. Раздавлена - вместе с прислугой - пятая пушка. Уничтожены шестая, седьмая и восьмая пушки. И вдруг стальная крепость содрогнулась. Танк остановился. Пока механик-водитель Ходыкин исправлял повреждение, комиссар не прекращал вести огонь по врагу. Неожиданно раздался потрясающей силы взрыв: это один из снарядов пушки Вершинина попал в немецкий склад боеприпасов. Горячо встретили бесстрашных танкистов- победителей их боевые друзья. 123 вмятины от ударов вражеских снарядов было на броне танка! Такими эпизодами богата хроника начального периода войны. И хотя наши войска не могли применять танки KB массированно, их качественное превосходство над фашистскими ярко проявилось даже в одиночных боях.

Ссылки:

  • РОЖДЕНИЕ ТАНКОГРАДА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»