Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Смотр танков ИС в Кремле во время битвы на Курской дуге

В разгар сражения на Курской дуге из Челябинска в Москву отправили образцы новых боевых машин - опытные танки ИС и артсамоходы на их базе - один со 152-мм пушкой-гаубицей, которую уже ставили на базу танка КВ-1С, другой - со 122-мм пушкой. С этим же эшелоном отправлялись две СУ-85 , созданные на "Уралмаше" на базе танка Т-34.

8 августа колонна опытных танков прошла по улицам Москвы в Кремль. В Кремле машины выстроились фронтом к зданию Арсенала. Механики- водители оставались в машинах. Из здания Верховного Совета вышли члены Политбюро и ЦК ВКП(б), Государственного Комитета Обороны, наркомы, маршалы и генералы. Впереди шли И. В. Сталин , К. Е. Ворошилов , В. М. Молотов , здесь же были В. А. Малышев , Я. Н. Федоренко и хорошо знакомые танкостроителям руководители Генерального штаба РККА. К. Е. Ворошилов, заметив знакомые лица, негромко сказал:

- Привет кировцам!

И. В. Сталин, в летнем пальто защитного цвета, без знаков различия, в фуражке и сапогах, был, как всегда, серьезен и молчалив. Подойдя к головной машине, он задал В. А. Малышеву несколько вопросов о двигателе, моторесурсе, а затем, указывая на пушку 122-мм калибра, заметил: Это оружие достаточно мощное и внушительное, оно вполне подходит для тяжелого танка.

Разговор этот происходил у правофлангового танка ИС-2 . Далее Сталин прошел молча и остановился у внушительной по размерам самоходной артиллерийской установки ИСУ-152 . Ему, видимо, было известно, что самоходные орудия с таким вооружением хорошо показали себя в боях на Курской дуге . Поэтому Верховный Главнокомандующий решил поближе ознакомиться с этой грозной машиной, названной уже тогда "зверобоем". Неожиданно для всех И. В. Сталин начал подниматься на корпус самоходки. Никаких вспомогательных трапов у машины не было, и присутствовавший здесь генерал-майор С. А. Афонин пытался поддержать Верховного Главнокомандующего под локоть. Но тот резким движением отклонил помощь, довольно легко поднялся и заглянул в открытый командирский люк. - Как обстоят дела с вентиляцией боевой рубки? Отчего бойцы угорают? - спросил он механика-водителя К. Е. Егорова .

Водитель-испытатель твердо и спокойно ответил ему

-Товарищ Сталин, действительно, выхлопные газы попадают внутрь машины, но для этих самоходок отработана улучшенная вентиляция, она в три раза больше пропускает через себя воздуха, и опасность задымления или загазованности башни пороховыми газами от выстрелов будет полностью устранена! До Верховного Главнокомандующего, видимо, дошли тревожные сообщения с фронтов о том, что на танках и самоходках были случаи тяжелого отравления танкистов пороховыми и выхлопными газами.

Действительно, на тех машинах отсос загазованного воздуха проводился маломощными вентиляторами, выходные отверстия которых были неудачно прикрыты броневой защитой. Как только узнали об этом дефекте, срочно соорудили специальный стенд, на котором были имитированы условия загазованности во время боя. Конструкторам удалось без увеличения мощности электромотора вентилятора, за счет усовершенствования рабочего колеса и рациональных форм бронирования патрубка выхлопного отверстия почти в три раза улучшить производительность вентиляционной системы.

И. В. Сталин, полностью удовлетворенный компетентным ответом механика- водителя, никому из инженеров по этому поводу вопросов больше не задавал.

Одним из наиболее ответственных стало испытание танка ИС-2 , вооруженного новой длинноствольной 122-мм пушкой Д-25 с дульным тормозом в стрельбе по трофейной "пантере" . С расстояния 1500 метров снаряд пробил лобовую броню и, не утратив еще своей энергии, прошил все внутренности "пантеры", вышиб по швам сварки броневую плиту на корме и отбросил ее от машины. На этих в общем-то удачных испытаниях проявился досадный дефект в креплении дульного тормоза к стволу. Его сорвало при выстреле и отбросило далеко в сторону. Конструкторам пришлось в спешном порядке придумывать новый способ крепления дульного тормоза, который на этот раз оказался настолько удачным, что послужил прообразом крепления дульных тормозов и для других орудий.

Кроме основного вооружения танк ИС имел три пулемета ДТ, а позднее на башне танка установили еще крупнокалиберный пулемет ДШК .

"В ИС совмещались, казалось бы, несовместимые качества, - писал Ж.Я. Котин, -он стал меньше своего прародителя - первого KB - и легче тяжелого немецкого танка "тигр" более чем на 10 тонн". Несмотря на это, ИС по своему вооружению, защите и маневренным качествам превосходил "тигры" и "пантеры". По дульной энергии, например, его орудие в 1,5 раза превосходило 88-мм пушку "тигра", в конструкции которого немецкие танкостроители не смогли разумно соединить огневую мощь, броневую защиту и подвижность.

Ссылки:

  • ДУХОВ Н.Л.: В ТАНКОГРАДЕ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»