Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Оружейник С.В. Федоренко

ФЕДОРЕНКО Сергей Васильевич. (31.03.1907, г. Чернигов. Украинская ССР - 1986, г. Челябинск). В1930 окончил Ленинградский политехнический институт. Работал инженером-конструктором по танковому вооружению Ленинградского Кировского завода (1930-41), зам. главного конструктора ЧТЗ (1941-57), главным конструктором управления станкостроения Челябинского совнархоза (1957-61). Совмещал производственную работ С преподавательской. Один из первых преподавателей кафедры "Танки". С1944 по 1961 старший преподаватель, с 1964 доцент кафедры "КГМ". С 1970 по 1971 зав. кафедрой "КГМ", а с 1971 до 1986 доцент этой кафедры. Опубликовал конспекты лекций по читаемым курсам и методические пособия к лабораторным и практическим занятиям. Награжден орденами "Знак Почета" (1944, 1976), Красной Звезды (1945). медалями "За трудовую доблесть" (1940). "За оборону Ленинграда" (1942), "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945). 

 

Л. ФЕДОРЕНКО , дочь С. В. Федоренко, выпускница АТ-факультета

После окончания Ленинградского политехнического института в 1930 году моего отца направили на завод "Красный путиловец" , позже переименованный в Кировский завод (ЛКЗ), в отдел технического контроля тракторного производства. В 1937 году он стал начальником СКБ по артиллерийскому вооружению .

Руководитель конструкторской группы, начальник КБ, а затем и заместитель главного конструктора - таков был путь С.В. Федоренко в годы работы в СКБ-2 , в которое было включено КБ Федоренко.

После Советско-финляндской войны многие члены коллектива получили правительственные награды. Получил и отец свою первую медаль "За трудовую доблесть".

В 1940 году отца вместе с бригадой специалистов командировали в Челябинск . Предстояло помочь ЧТЗ в постановке на производство танков КВ . В отделе главного конструктора ЧТЗ в то время было создано специальное конструкторское бюро по танкам, которое возглавлял молодой инженер-конструктор М.Ф. Балжи . В состав бюро временно включились и инженеры-конструкторы ЛКЗ, в том числе и мой отец. В новогоднюю ночь 1941 года в клубе ЧТЗ состоялся банкет, на котором заводчане во главе с директором ЧТЗ Соломоновичем и командированные с ЛКЗ отмечали общую победу - выпуск первого тяжелого танка KB на уральской земле. В феврале отец и остальные ленинградцы уезжали. Думалось, больше не придется возвращаться в Челябинск. Но время распорядилось иначе.

Было принято правительственное решение о переброске основного коллектива сборщиков танков и конструкторов-танкистов в Челябинск, на ЧТЗ... Началась военная трудовая жизнь и напряженная творческая работа. Наши машины становились все мощнее, устаревшие образцы заменяли новыми, некоторые типы машин стали выпускаться на бывшем тракторном конвейере.

В особо напряженные периоды переходили на казарменное положение, то есть вообще не уходили с завода... "Почти всю войну я являлся начальником конструкторской группы по специальному оборудованию (вооружению) танков и самоходных установок, - отмечал отец в своих записях. - Много разработок было сделано руководимой мною группой инженеров-конструкторов всех рангов и лично мною почти для всех типов машин, которые проектировались в КБ. Как известно, на заре танкостроения многочисленные ранения получали танкисты в глаза при наблюдении из танка через смотровые щели. Ранения эти вызывались свинцовыми брызгами (пули плавились при ударе в броню) из-за несовершенства и недостаточной герметичности смотровых приборов.

Наша группа занималась установкой и испытаниями разнообразных смотровых приборов, прицелов и т. п., совершенствованием танковой оптики... В обязанности нашей группы входило также проектирование разнообразных механизмов для вертикального и горизонтального наведения оружия... Башни танков у нас крепились на шариковой опоре (так называемый погон). При ударе снаряда по башне она могла слететь с машины. Чтобы этого не происходило, существовали так называемые захваты, которые работали неудовлетворительно. В ноябре 1943 года мною была предложена новая конструкция погона, воспринимающего одним рядом шариков, без всяких захватов, радиальные и аксиальные нагрузки. Николай Леонидович Духов сразу оценил преимущества новой конструкции и приказал в течение пяти дней изготовить новые чертежи погонов для всех танков семейства ИС (конструкция была принята на всех отечественных танках). Впоследствии мне пришлось заниматься под руководством инженера Г. А. Манилова доводкой огнеметных танков типа КВ-8 и КВ-8С .

После того как СКБ-2 было разделено на два бюро (под руководством Котина и под руководством Духова), я принимал участие в бюро Духова в разработке и испытаниях танка ИС-4 , значительно превосходившего хваленый немецкий "королевский тигр".

15 октября 1944 года. Собираюсь стать преподавателем ЧММИ . 18 октября начинаю читать "Вооружение танков". Трудовой путь моего отца, и заводской, и преподавательский, был еще очень долог. Из записей отца:

"В 1957 году расстался с заводом: назначили главным конструктором одного из управлений Челябинского совнархоза. Работа очень сложная: техническое шефство почти над двумя десятками КБ различных заводов. Позже некоторое время работал заместителем главного конструктора Челябинского радиозавода, а в 1961 году полностью перешел в институт на кафедру гусеничных машин, заведовал кафедрой". Около года после неожиданной смерти М. Ф. Балжи в 1970 году мой отец руководил кафедрой "КГМ". После избрания завкафедрой М. И. Золотника он снова полностью перешел на оружейно-преподавательскую работу и отдал ей еще 16 лет. Отец закончил свою трудовую жизнь в 1986 году. Утром пошел в институт, прочитал лекции, а вечером умер.

Из его выступления на 40-летии кафедры в 1983 году: "...Я хотел бы вспомнить о тех, не побоюсь выражения, выдающихся людях, которые являлись основателями и руководителями нашей кафедры при ее зарождении, о людях, которые в основу деятельности кафедры заложили определенные традиции, многие из которых определяют и настоящее лицо "КГМ" и оставил о себе память". Оставил о себе добрую память на кафедре и АТ-факультете и Сергей Васильевич Федоренко.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»