Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Малышев обращается к танкам 1940

Произошло сразу два события, означавшие только одно - молодой нарком тяжелого машиностроения становился поистине главным инженером страны... В 1940 году Малышев почти одновременно стал и заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и наркомом среднего машиностроения. Танковая индустрия - это разумное соединение множества энергий, один из высших показателей экономической мощи государства. Для инженера танк - это синтез немыслимых, противоположных, не существующих нигде вместе качеств. Скорости машины и стойкости брони, то есть веса, тяжести, мощности мотора... Дальности хода, то есть запаса горючего, и одновременно пожарной безопасности... Пушка танка должна иметь достаточно высокие баллистические показатели - высокую начальную скорость вылета снаряда из ствола, мощный заряд, но вес и габариты снарядов должны быть таковы, чтобы боекомплект был достаточно велик, чтобы башня вращалась и держалась при откате. Энергия отката огромна... Как погасить ее в башне? Какие к тому же нужны тормоза? Эти проблемы ? объект приложения мысли артиллерийских конструкторов. Танки, движущиеся в колонне, особенно летом, поднимают пыль, "всасываемую" и двигателем... Это уже новая проблема. И можно понять изумление фашистских генералови конструкторов, когда они впервые столкнулись с танком, идеальным в своем роде. И создан он был не в Германии.

"...Видные конструкторы, промышленники и офицеры управления вооружения приезжали в мою танковую армию для ознакомления с русским танком Т-34, превосходящим наши боевые машины, - вспоминает Г. Гудериан о событиях осени 1941 года. "Непосредственно на месте они хотели уяснить себе и наметить, исходя из полученного опыта боевых действий, меры, которые помогли бы нам снова добиться технического превосходства над русскими.

Предложение офицеров-фронтовиков выпускать точно такие же танки, как Т-34, для выправления в наикратчайший срок чрезвычайно неблагоприятного положения германских бронетанковых сил не встретило у конструкторов никакой поддержки. Конструкторов смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34. Кроме того, наша легированная сталь, качество которой снижалось отсутствием необходимого сырья, также уступала легированной стали русских".

Для фашистской Германии с ее промышленностью, работавшей в благоприятнейших условиях, оказался непосильным уже в 1941 году сам темп экономического соревнования в производстве военной техники. Но немецкий генерал не сказал полной правды.

Сделать точно такой же танк никогда в ходе войны невозможно. Любой конструктор знает, что, даже разобрав машину, сняв точные чертежи, получив все размеры, запустив ее по этим чертежам в производство, ни к чему удачному не придешь. Все дело в том, что никакая машина не приносит с собой секретов своей истории, технологической истории каждого узла и агрегата, истории их доводки, нередко многолетней. Одна металлургия ? эта "химия высоких температур" - таит очень многое. И неизвестный процесс термообработки, преобразующий "душу металла", предотвращающий "судороги" металла под действием скрытых напряжений, может свести к нулю усилия конструкторов-копиистов. А работы над артериями ходовой части, мотором? Муки и даже ошибки, которые были спутником и "повивальной бабкой" легендарной тридцатьчетверки, стали своеобразной защитой ее, секретом, запрятанным немыслимо далеко.

А этих мук было немало и у главного конструктора Т-34 Михаила Ильича Кошкина (1898-1940) , и у его соратников и друзей А.А. Морозова , Н. А. Кучеренко , М. И. Таршинова .

"Идеализм" Духова , Кошкина , Королева , Курчатова , Стечкина , конструкторов-корабелов выражал ни с чем не сравнимое стремление к могуществу, торжеству творческой мысли.

Такие люди наиболее близки Малышеву. Этот тип деловых людей - наиболее родственная ему среда.

Малышев сразу после принятия дел наркомата стал стремительно изучать и историю создания Т-34 , и путь скорейшего налаживания серийного ее производства.

Ссылки:

  • МАЛЫШЕВ В.А. - НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»