Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

К тяжелым танкам - Сталин вносит поправки

Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. 

Академик В.С. Емельянов в своей книге "На пороге войны" рассказал, как после очередного испытания противопульной брони для танков специалисты пришли к выводу о необходимости создания танка, защищенного не только от пуль, но и от снарядов: "В беседе с Д. Г. Павловым по этому вопросу я сказал:

-Создать такие танки нелегко, но если ты поможешь, то мы могли бы быстро приступить к работам. Павлов усмехнулся и сказал:

-А я ведь тоже не лыком шит. - Он вынул из своего несгораемого шкафа листок бумаги и протянул мне.

- Вот смотри. На короткой записке о необходимости начать разработку тяжелых танков было начертано: "Я - за, Сталин".

Интенсивное развитие скорострельной противотанковой артиллерии, оснащенной точными прицелами и бронебойными боеприпасами, все настойчивее ставило вопрос о создании танков с непробиваемой снарядами броней. Ответить на него должны были металлурги, технологи, конструкторы.

В августе 1938 года Комитет Обороны СССР принял постановление

"О системе танкового вооружения". Перед отечественной промышленностью ставилась задача - к июлю 1939 года разработать новые образцы танков, у которых вооружение, броня, скорость и проходимость развивались бы комплексно и полностью отвечали бы условиям будущей войны.

Кировцев постановление не застало врасплох. Эскизные проекты трехбашенного тяжелого танка СМК , названного так в честь Сергея Мироновича Кирова, Котин подписал за несколько месяцев до этого. Старший группы проектировщиков трехбашенного танка СМК А.С. Ермолаев сделал первые расчеты. Массу машины определили в 55 тонн. Маневренность поначалу трудно было оценить, так как существовало много соображений о выборе двигателя. Наконец решили установить 12-цилиндровый авиационный карбюраторный двигатель мощностью 850 л. с, приспособив его к эксплуатации в наземных условиях. По расчетам, двигатель обеспечивал танку максимальную скорость по шоссе 35 км/ч с запасом хода 220 км. Чтобы нагляднее представить, прочувствовать будущую машину, Ж. Я. Котин предложил группе Ермолаева сделать деревянный макет танка в натуральную величину и сам принял активное участие в его изготовлении. Через 15 дней модель была готова. Три орудийные башни танка СМК с независимым вращением располагались не по продольной оси корпуса, а со смещением - передняя влево, а задняя вправо. Центральную башню приподняли на цилиндрической коробке. Внушительными были общие габариты танка: длина корпуса 8750 мм, ширина ЗЗ6О мм. По высоте танк СМК был ниже тяжелого танка Т-35 на 80 мм, зато на 160 мм был шире его.

СМК превосходил танк Т-35 по скорости, запасу хода, был лучше его по проходимости, преодолевая подъем 40 градусов, в то время как Т-35 мог подняться по наклонной плоскости не круче 15 градусов. Центральная башня с 76-мм пушкой поворачивалась на 360 градусов. В двух башнях нижнего яруса, которые могли поворачиваться на 270 градусов, было установлено по 45-мм пушке. Боекомплект центральной башни имел 150 выстрелов, на две 45-мм пушки полагалось 360 выстрелов. Каждая башня была оборудована перископическими смотровыми приборами и прицелами. Двухъярусное расположение башен и их независимое вращение обеспечивали экипажу, состоящему из семи человек, одновременное ведение огня в различных направлениях. Недостатками танка СМК были большая масса и габаритные размеры, что делало его удобной мишенью для противотанковых орудий. Многочисленное вооружение требовало увеличенного экипажа для технического обслуживания и боевого применения. Бензиновый двигатель не обеспечивал достаточной подвижности и создавал высокую пожарную опасность. На заседании Комитета Обороны, состоявшемся в Политбюро ЦК ВКП(б) 9 декабря 1938 года, Котин коротко, но очень обстоятельно доложил об основных тактико-технических данных, рассказал о ходе проектирования, не скрывая своих сомнений относительно трех орудийных башен. При этом он демонстрировал чертежи, рисунки и, конечно, использовал изготовленный на заводе макет. И.В. Сталин подошел к деревянному макету танка СМК и после иронического вопроса, для чего танку иметь три башни, заметил: -Нечего делать из танка "Мюр и Мерилиз"! Эту присказку он нередко употреблял, давая понять, что считает неоправданным то или другое: "Мюр и Мерилиз" - дореволюционное название универмага в Москве, торговавшего разнообразными товарами. Сталин подошел к макету, снял с него заднюю малую башню с 45-мм пушкой и спросил Котина: - Сколько я снял?!

- Три тонны, - ответил Котин.

- Обратите их на усиление броневой защиты, - сказал Сталин.

- Незачем иметь на танке большое количество башен. А еще лучше, чтобы

осталась одна башня!

Высокое мнение совпало с мнением конструктора Духова. Так на заседании Комитега Обороны разрешилась волновавшая кировцев проблема. Фактически конструкторы были перенацелены на новое решение вместо трехбашенной машины им предстояло создать двухбашенный тяжелый танк с усиленной броней. Не исключалась и возможность работы над однобашенным вариантом.

Срок сдачи проекта оставался без изменений - август 1939 года! Новый однобашенный танк решили назвать в честь Маршала Советского Союза Климента Ефремовича Ворошилова - КВ .

Однобашенный тяжелый танк оказался весьма перспективным и определил генеральную линию развития отечественного танкостроения на все военные годы.

Ссылки:

  • КАКОЙ ТАНК ЛУЧШЕ ДРУГИХ?
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»