Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Причина поражений Красной Армии в начале войны - она была в вагонах

  Из Суворова

Когда мы говорим о причинах поражений Красной Армии в начальном периоде войны, то почему-то забываем главную причину: Красная Армия находилась в вагонах. Любой исследователь может найти тысячи сообщений, подобных этим.

"В момент начала войны половина эшелонов 64-й стрелковой дивизии находилась в пути" (ВИЖ. 1960. N 9. С. 56).

"Война застала большую часть соединений 21-й армии в эшелонах, растянувшихся по железным дорогам на огромном пространстве от Волги до Днепра" (По приказу Родины. Боевой путь 6-й гвардейской армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. С. 5).

"Война застала 63-й стрелковый корпус в пути. Только первые эшелоны успели прибыть 21 июня на станции Добруш и Ново-Белица к месту разгрузки. Последующие подходили чрезвычайно разрозненно, до первых чисел июля на разные станции вблизи Гомеля. А ряд частей корпуса, например, все полки 53-й стрелковой дивизии, кроме 110-го стрелкового и 36-го артиллерийского, еще не доезжая Гомеля, были повернуты на север" (ВИЖ. 1966. N 6. С. 17).

Генерал армии С.П. Иванов (в то время полковник, начальник оперативного отдела штаба 13-й армии) рассказывает о 132-й стрелковой дивизии генерал-майора С.С. Бирюзова :

"Противник внезапно атаковал эшелон, в котором следовала к фронту часть сил дивизии и ее штаб. Пришлось вступить в бой прямо из вагонов и платформ" ("Красная звезда", 21 августа 1984 г.).

Маршал Советского Союза С.С. Бирюзов (в то время генерал- майор, командир 132-й стрелковой дивизии):

"В самый последний момент нас включили в состав 20-го механизированного корпуса. Ни командира, ни начальника штаба корпуса я не видел и, кстати сказать, не знал даже, где располагается их командный пункт. Левее нас действовала 137-я стрелковая дивизия под командованием полковника И.Т. Гришина. Она прибыла из Горького...

Правый наш сосед был брошен в бой, как и мы, - прямо из вагонов, когда еще не все эшелоны прибыли к месту выгрузки" (Когда гремели пушки. С. 21).

Генерал армии С.М. Штеменко (в то время полковник оперативного управления Генерального штаба):

"Эшелоны с войсками идут на запад и юго-запад сплошным потоком. То одного, то другого из нас направляют на станции выгрузки. Сложность и переменчивость обстановки нередко вынуждала прекращать выгрузку и направлять эшелоны на какую-то иную станцию. Случалось, что командование и штаб дивизии выгружались в одном месте, а полки - в другом или даже в нескольких местах на значительном удалении" (Генеральный штаб в годы войны. С. 30).

"Вражеская авиация систематически наносила удары по железнодорожным станциям и путям. Графики движения нарушались. Выгрузка нередко осуществлялась не на станциях назначения, а в других пунктах. Были случаи, когда подразделения попадали в соседние армии и там вводились в бой" ( В.А. Анфилов . Провал "блицкрига". С. 463).

"В пути находились одиннадцать дивизий 20-й, 21-й, 22-й армий. Не закончили сосредоточение 19-я армия генерала И.С. Конева и 16-я армия генерала М.Ф. Лукина " (История второй мировой войны (1939-1945). Т. 4. С. 47).

"Колоссальное скопление вагонов почти полностью парализовало работу многих узлов. На большинстве станций оставался только один свободный путь для пропуска поездов" (И.В. Ковалев. Транспорт в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. С. 59)

Генерал-полковник А.С. Клемин говорит о начале июля:

"На дорогах находилось 47 000 вагонов с воинскими грузами" (ВИЖ. 1985. N3. С. 67). Можно предположить, что все это погружено после 22 июня и направлено на фронты. Это неправильное предположение.

После 22 июня фронты требовали только пустых вагонов, чтобы вывести штабеля вооружения, боеприпасов, топлива и других военных запасов, уже сконцентрированных у границ.

Чтобы представить себе трагичность ситуации, стоит снова вспомнить хотя бы генерала М.Ф. Лукина . Он, как командующий армией, уже воевал под Шепетовкой, а штаб его армии еще находился в Забайкалье. Эшелоны его армии растянулись на тысячи километров. Потом прибыл штаб, но батальон связи все еще находился в пути. Такие ситуации возникали повсеместно: на одних станциях выгружались штабы, которые не имели войск, в других местах - войска без штабов. Хуже было, когда эшелон останавливался не на станции, а в поле. Танковый батальон - огромная сила. Но в эшелоне он беззащитен. Если война застала эшелон с тяжелой техникой там, где нет мест для разгрузки, то приходилось или уничтожать эшелон, или бросать его. Но и те дивизии, которые находились в Первом стратегическом эшелоне и выдвигались к границе своим ходом, оказались не в лучшем положении. Дивизия в колоннах на марше - это отличная цель для авиации. Вся Красная Армия представляла собой одну отличную цель.

Ссылки:

  • Причины поражения в начале войны
  • ЕЩЕ РАЗ О СООБЩЕНИИ ТАСС ОТ 8 МАЯ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»