Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Письмо семи маршалов в ЦК о необходимости создания ПРО, 1953 г

Из Кисунько

В конце совещания Владимирский попросил остаться нескольких человек, назвав их поименно, потом, взяв лист бумаги с машинописным текстом, в левом углу которой был под скрепкой листочек, видимо, с резолюцией начальства.

- Я думаю, будет полезно довести до сведения присутствующих один документ, так сказать, вне повестки проведенного нами совещания, - начал Сергей Михайлович . Читаю:

"ЦК КПСС.

В ближайшее время ожидается появление у вероятного противника баллистических ракет дальнего действия как основного средства доставки ядерных зарядов к стратегически важным объектам нашей страны. Но средства ПВО, имеющиеся у нас на вооружении и вновь разрабатываемые, не могут бороться с баллистическими ракетами. Просим поручить промышленным министерствам приступить к работам по созданию ПРО (средств борьбы против баллистических ракет)".

Письмо в ЦК было подписано начальником Генерального штаба и еще шестью Маршалами Советского Союза. Сделав паузу для размышлений, Владимирский пояснил, что ЦК поручил нам подготовить свои предложения по этому письму, и поэтому он просит сейчас предварительно, как говорится не для протокола, высказать свое мнение наших ученых и конструкторов.

После приличествующей паузы со своего места поднялся член- корреспондент АН СССР Александр Львович Минц , директор НИИ, разрабатывавшего по заданиям КБ-1 задания для проектировщиков на строительную часть "Беркута". Сейчас он также назначен и главным инженером войсковых частей, эксплуатирующих С-25 .

Сквозь очки в изящной золотой оправе Минц с бульдожьей солидностью обвел взглядом всех присутствующих, потом на миг изобразил на своем старчески прозрачном лице протокольно-вежливую улыбку и сказал:

"Я не согласен, что затронутый в письме вопрос не имеет отношения к предмету нашего только что закончившегося совещания. Письмо маршалов надо понимать так:

"Зачем нам противосамолетная система С-25 , если она бессильна против баллистических ракет? Противник просто пустит на нас ракеты вместо самолетов, а система С-25 будет при сем присутствовать без всякой пользы. Это лишний повод для тех, кто не желает принимать на вооружение систему С-25.

- А что можно сказать по научному существу поставленного вопроса? - спросил Владимирский.

- Научного существа здесь нет. Это такая же глупость, как стрельба снарядом по снаряду.

- Правильно. Просто чушь какая-то, - выпалил, не поднимаясь с места, Расплетин .

После этого выступил Александр Николаевич Щукин - председатель научно-технического совета Главспецмаша , ранее - в той же должности в ТГУ .

- Мне представляются неуместными допущенные здесь нетактичные высказывания по поводу письма маршалов. Сейчас военные имеют большой вес в верхах, и только поэтому они затеяли волокиту с приемкой С-25, зная, что с ними считаются там, - Щукин показал пальцем вверх.

Нам не удастся отделаться от них такими словами, как глупость, чушь и тому подобное. Хотя я тоже считаю, что это глупость. Думаю, что нам следовало бы предельно кратко доложить в ЦК пример но в том смысле, что проблема очень сложная и требует специального изучения компетентной комиссией и что нами такая комиссия создана.

- Но потом ведь все равно придет время давать прямой ответ на поставленный вопрос - заметил Сергей Михайлович .

- Не исключено, что со временем вопрос сам собой заглохнет. В худшем же случае мы выиграем время, чтобы подготовить более аргументированный доклад. В этом месте выступления Щукина я буквально перебил его, вступая в разговор:

- Не могу согласиться, что вопрос заглохнет. Скорее наоборот. И поставлен он правильно, своевременно, без подвоха. Военные увереннее будут принимать систему С-25, зная, что мы не останавливаемся на противосамолетной обороне, а делаем шаг к противоракетной обороне .

А разве не смыкается задача противосамолетной обороны с задачей борьбы против баллистических ракет с дальностью до ста километров, траектории которых проходят в атмосфере? А задача поражения крылатых ракет- снарядов, запускаемых с самолетов? Я считаю, что надо приступать к комплексной научной проработке проблемы с задействованием всей кооперации разработчиков, сложившейся при создании системы С-25.

После меня слово взял главный инженер КБ-1 Федор Викторович Лукин . Его я видел впервые и даже не знал, что у нас появился главный инженер без и. о. Это был сухощавый человек выше среднего роста с наголо выбритой головой, на которой, впрочем, невозможно было отличить бритую часть от небритой. От хронической язвы в выражении его аскетически худого лица проглядывала застывшая гримаса терпения боли, и она не исчезала даже тогда, когда он улыбался. Можно было подумать, что это сухой, черствый человек. Но в голубизне его умных, молодо глядящих глаз светились и мечтательность ученого, и спокойная рассудительность, неторопливость, доброжелательность. Федор Викторович был мудр и немногословен.

Казалось, что каждое слово он после многократного взвешивания в мозгу еще и процеживает через плотно сжатые губы. Поэтому его речь всегда была точной и ясной, в ней не было ни одного лишнего слова и ничего недосказанного. По вопросу о ПРО он сказал:

"Работы по ПРО надо начинать. Как можно скорее. Но пока ничего не обещать. Какой будет результат - сказать сейчас трудно. Но никакого риска здесь нет: не получится ПРО - получится хорошая техническая база для более совершенных противосамолетных систем.

Подытоживая, Владимирский объявил, что по результатам состоявшегося обмена мнениями будет издан приказ по Главспецмашу о создании специальной комиссии по ПРО в составе Щукин (председатель), Минц , Лукин , Расплетин .

Кроме того, в КБ-1 и в НИИ Минца необходимо начать предварительные исследования по проблеме ПРО. По окончании совещания ко мне подошел Лукин, сказал:

- Будем знакомы, а я ответил:

- Более чем знакомы. Если точнее, то в одной упряжке. Спускаясь к выходу по лестничному маршу, Федор Викторович сказал мне:

- Один умный человек сказал, что дьявол, если хочет загубить какое- нибудь дело, направляет его в комиссию, а в комиссию не включает сторонников этого дела. Вас не включили в комиссию по противоракетной обороне из-за вашего выступления. По предложению Федора Викторовича мы возвращались в КБ-1 вместе в том самом мышино-сером ЗИМе, в котором мы год назад с Еляном и младшим Берия совершили выезд на антенный завод.

На следующий день Лукин завел речь со мной о работах по противоракетной обороне:

- В этом ребусе мне ясно одно: работы по ПРО придется возглавить вашему тридцать первому отделу . Но кому поручить и как организовать это дело? Мне что-то подсказывает, что вы уже подумали над этим вопросом.

- Да, есть у меня некоторые мысли и прикидки насчет путей решения проблемы. Этим делом я занимался еще в Сочи, во время отпуска. Успел испортить две ученические тетрадки в клеточку, и даже подготовить наметки исходных данных для наших главных смежников: ракетного КБ и КБ (или НИИ) по системе дальнего обнаружения баллистических ракет . Что же касается работ внутри КБ-1, то мне хотелось бы провентилировать свои прикидки силами небольших групп отраслевых специалистов, даже не отрывая их от работ по зенитно-ракетным системам. Только Я.А. Елизаренков в моем непосредственном подчинении будет освобожден от других дел для общей координации работ. Остальные будут пока что выполнять новую работу как разовые поручения в составе рабочих групп. Если проработки подтвердят мою рабочую гипотезу, то можно будет перейти и к созданию постоянных специализированных рабочих групп в существующих лабораториях, а потом и специальных лабораторий по мере разворота работ.

Ссылки:

  • Реакция на письмо 7 маршалов
  • СССР и США поверили в ракетно-ядерное оружие и необходимость ПРО, 1953
  • НА ПОДСТУПАХ К СОЗДАНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРО, Хроника, 1953 - 1956
  • ПРО И С-25
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»